Методика организации проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и выявить особенности проблемного метода обучения как способа развития творческой активности учащихся и теоретически обосновать возможность успешного обучения учащихся при помощи проблемного метода. Цель конкретизируется в следующих задачах:
Охарактеризовать особенности и концептуальные основы проблемного обучения
Обосновать целесообразность проблемного метода обучения
Определить методику организации проблемного обучения
Показать как возрастает творческая активность учащихся в ходе проблемного метода обучения
Отобрать возможные варианты создания проблемных ситуаций и, на основе предложенн

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность и особенности проблемного обучения как способа
развития творческой активности учащихся……………………………………...5
1.1 Концептуальные основы проблемного обучения……………………..6
1.2 Функции проблемного обучения……………………………………….9
1.3 Развитие творческих способностей и практических навыков……….10
Глава II. Методика организации проблемного обучения как способа
развития творческой активности учащихся ……………………………………..15
2.1 Методы проблемного обучения………………………………………..15
2.2 Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила
создания……………………………………………………………………..18
2.3 Этапы проблемного обучения………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..27
Библиография……………………………………

Файлы: 1 файл

1. Курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследования основных психолого-педагогических положений и понятий проблемного обучения в контексте личностно-деятельностного подхода послужили базой для разработки теории и практики использования проблемного подхода в методике преподавания иностранных языков, на основе учета его места и роли в общей системе традиционного обучения.
Таким образом, на современном этапе развития методической науки можно говорить не о целостном типе обучения, а лишь о реализации принципа проблемности или проблемного подхода , который является основой для интеграции различных подходов в преподавании иностранных языков. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучаемым для решения посильные задачи, которые вели бы их к их собственным «открытиям».

Теория проблемного обучения имеет на современном этапе уже довольно стройный вид, хотя все еще продолжаются исследования, но оценить ее действенность пока не представляется возможным: эффективность педагогической концепции можно определить лишь после ее реальной широкомасштабной апробации на практике.

В курсовой работе обосновывалась важность проблемного метода как способа развития творческой активности учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Были освещены теоретические положения, методические аспекты. В ходе работы были охарактеризованы концептуальные основы проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся, выявлены функции и методы проблемного обучения, изучены проблемные ситуации и предложены способы их создания. Рассмотрены этапы проблемного обучения. Был изучен сопоставительный анализ методических подходов к проблемному обучению как способу развития творческой активности учащихся.

В ходе исследования был проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и выявлены психолого-педагогические и методические условия успешного обучения учащихся с помощью проблемного метода обучения как способа развития творческой активности учащихся.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены эффективные способы создания проблемной ситуации, обобщив которые можно предложить следующие рекомендации для успешного овладения материалом:

1.  Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или

теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

2.  Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

4.  В качестве проблемных заданий могут служить:

а) учебные задачи;

б) вопросы;

в) практические задания и т.п.

5.  Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им.

Наличие комплекса проблемных упражнений для формирования и совершенствования навыков, помогает разнообразить процесс обучения, сделать его более эффективным.  Таким образом, цель курсовой работы – выявить особенности проблемного метода обучения как способа развития творческой активности учащихся и теоретически обосновать возможность успешного обучения учащихся при помощи проблемного метода – была достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.                  Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

2.                  Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе / Е.И. Пассов. – М.: Народная асвета, 1982. – 142с.

3.                  Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование / Е.И. Пассов. – М.: Лексис, 2003. – 184с.

4.                  Маслыка Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыка, П.К. Бабинская. – М.: Вышейшая школа, 1996. – 517с.

5.                  Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991г. – 89с.

6.                  Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов /  А.Н. Шатилов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Филоматис, 2006. – 480с.

7.                  Ковалевская, Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков / Е.В. Ковалевская. - М.: «МНПИ», 1999. – 118 с.

8.                  Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М.: «МНПИ», 2000. – 247с.

9.                  Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В.Конышева. – Минск: Тетра система, 2004. – 175 с.

10.             Кужель, С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» / Educational Technology & Society. 2002. №5.

11.             Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе /М. И. Махмутов. – М.: Педагогика. 1977. – 235с.

12.             Большая Советская Энциклопедия: в 30т. / редколл.: А.М. Прохоров (гл. ред.) [и др.]. – 3-е изд. – М.: Ангола-Барзас, 1970. – 2т.

13.             Учебные программы по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) для II-IV и III-XI классов средней общеобразовательной школы с русским языком обучения // Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/modules. - Дата доступа 03.10.2010

14.             Использование проблемного метода при обучении иностранному языку на примере работы над иноязычным текстом [Электронный ресурс] /Круглянова Н.Н. – Беларусь. – Режим доступа: http: // www.rushauka.com –Дата доступа: 25. 09. 10.

3

 



Информация о работе Методика организации проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся