Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:42, курсовая работа
задачи исследования:
- изучить и проанализировать основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
- изучить специфику составления циклограммы деятельности;
- разработать годовую циклограмму работы социального педагога в школе;
- разработать критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога…..….……………………………..….…....……………………………5
1.1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении …………….………………………………………………………………………5
1.2. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога в школе…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20
2.1. Примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе……..……………………………………………………………………..20
2.2. Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога ……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………..…..…………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский государственный
Социальный институт
Факультет социальной работы и социальной педагогики
Кафедра социальной педагогики и теологии
Курсовая работа
по дисциплине: «Методика и технология работы социального педагога»
Методика планирования деятельности социального педагога
в образовательном учреждении
Исполнитель: Мазенкова Ю.А.,
студент группы ЗСПдо-415с
Научный руководитель:
Исхаков Ринат Хакимуллович,
доцент Кафедры социальной
педагогики и теологии
Екатеринбург
2012 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы разработки методики
планирования деятельности социального
педагога…..….……………………………..….….
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20
2.1. Примерная годовая
циклограмма деятельности
2.2. Критерии оценки
эффективности планирования
Заключение……………………………………………………
Список литературы………..…..……………
Введение
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.
В сферу профессиональных
Это означает, что главной сферой
деятельности социального
Для того чтобы деятельность социального педагога была эффективной и приносила положительный результат, прежде всего ее нужно четко и правильно распланировать в соответствии с основными направлениями социально-педагогической деятельности.
Поэтому целью данной курсовой работы является разработать методику планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении.
Объект исследования:
методика планирования
Предмет исследования: методика планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении.
В соответствии с выдвинутой целью определены основные задачи исследования:
- изучить и проанализировать
основные направления
- изучить специфику
составления циклограммы
- разработать годовую
циклограмму работы
- разработать критерии
эффективности планирования
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога.
Процесс влияния на человека -
это процесс педагогического
и психологического
Социальный педагог в школе
– это специалист-профессионал,
который призван обеспечить
Официально должность социального педагога в общеобразовательных учреждениях введена более десяти лет назад. И хотя в некоторых школах эта должность до сих пор остается незанятой либо обязанности социального педагога выполняет по совместительству один из учителей-предметников, тем не менее, в настоящее время уже достаточно четко обозначились границы компетенции такого школьного работника, его место и роль в педагогическом коллективе, функциональные обязанности и основные виды деятельности. Иначе говоря, определен профессиональный статус социального педагога в школе [6].
Рассмотрим должностную инструкцию социального
педагога:
1. Общие положения:
1.1. Социальный педагог относится к категории
специалистов.
1.2. На должность социального педагога
назначается лицо, имеющее среднее профессиональное
образование (без предъявления требований
к стажу работы; стаж педагогической работы:
от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или
высшее профессиональное образование
(без предъявления требований к стажу
работы; стаж педагогической работы: от
2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше
20 лет) или квалификационную категорию.
(II, I, высшую)
1.3. Социальный педагог должен знать:
1.3.1. Конституцию Российской Федерации.
1.3.2. Законы РФ, постановления и решения
Правительства РФ и федеральных органов
управления образованием по вопросам
образования.
1.3.3. Конвенцию о правах ребенка.
1.3.4. Основы социальной политики, права
и государственного строительства, трудового
и семейного законодательства.
1.3.5. Общую и социальную педагогику.
1.3.6. Педагогическую, социальную, возрастную
и детскую психологию.
1.3.7. Основы социальной гигиены.
1.3.8. Социально-педагогические и диагностические
методики.
1.3.9. Правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты.
1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно
_____________ (директору учреждения; иному должностному
лицу)
1.5. На время отсутствия социального педагога
(отпуск, болезнь, пр.) его обязанности
исполняет лицо, назначенное приказом
директора учреждения. Данное лицо, приобретает
соответствующие права и несет ответственность
за качественное и своевременное исполнение
возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности социального
педагога:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий
по воспитанию, образованию, развитию
и социальной защите личности в учреждениях
и по месту жительства обучающихся (воспитанников,
детей).
2.2. Изучает психолого-медико-
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности
и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения
в поведении обучающихся (воспитанников,
детей) и своевременно оказывает им социальную
помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью
обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением,
семьей, средой, специалистами различных
социальных служб, ведомств и административных
органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической
работы, способы решения личных и социальных
проблем, принимает меры по социальной
защите и социальной помощи, реализации
прав и свобод личности обучающихся (воспитанников,
детей).
2.6. Организует различные виды социально
ценной деятельности обучающихся (воспитанников,
детей) и взрослых, мероприятия, направленные
на развитие социальных инициатив, реализацию
социальных проектов и программ, участвует
в их разработке и утверждении.
2.7. Способствует установлению гуманных,
нравственно здоровых отношений в социальной
среде.
2.8. Содействует созданию обстановки психологического
комфорта и безопасности личности обучающихся
(воспитанников, детей), обеспечивает охрану
их жизни и здоровья.
2.9. Осуществляет работу по трудоустройству,
патронату, обеспечению жильем, пособиями,
пенсиями, оформлению сберегательных
вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся
(воспитанников, детей) из числа сирот
и оставшихся без попечения родителей.
2.10. Взаимодействует с учителями, родителями
(лицами, их заменяющими), специалистами
социальных служб, семейных и молодежных
служб занятости, с благотворительными
организациями и др. в оказании помощи
обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся
в опеке и попечительстве, с ограниченными
физическими возможностями, девиантным
поведением, а также попавшим в экстремальные
ситуации.
3. Социальный педагог вправе:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства
учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции
вносить на рассмотрение руководства
учреждения предложения по улучшению
деятельности учреждения и совершенствованию
методов работы; замечания по деятельности
работников учреждения; варианты устранения
имеющихся в деятельности учреждения
недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению
руководства учреждения от структурных
подразделений и иных специалистов информацию
и документы, необходимые для выполнения
его должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных)
структурных подразделений к решению
задач, возложенных на него (если это предусмотрено
положениями о структурных подразделениях,
если нет - то с разрешения руководителя
учреждения).
3.5. Требовать от руководства учреждения
оказания содействия в исполнении им его
должностных обязанностей и прав.
4. Социальный педагог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение
своих должностных обязанностей, предусмотренных
настоящей должностной инструкцией, -
в пределах, определенных действующим
трудовым законодательством Российской
Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе
осуществления своей деятельности, - в
пределах, определенных действующим административным,
уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба
- в пределах, определенных действующим
трудовым и гражданским законодательством
Российской Федерации [10].
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя.
Проанализировав различные
1.Аналитико-диагностическая:
- постановка «социального
диагноза», для чего
- выявление позитивных
и негативных влияний на
- установление причин
отклоняющегося поведения
2. Прогностическая:
- программирование и
- определение перспектив
-планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
3. Организационно-
- способствование включению в
процесс социального
- установление деловых и
-накопление информации о
- формирование демократической
системы взаимоотношений в
4. Социально-профилактическую и реабилитационную:
-организация системы
- влияние на формирование
-своевременное оказание
5. Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:
-оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценки, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
6. Охранно-защитную:
-использование имеющего
-содействие применению мер
- взаимодействие с органами социальной защиты.
7. Психотерапевтическую:
-установление доверительных
-оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
-оказание содействию в
-организация ребенку,
8. Посредническую:
-осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка [12].
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.
Социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).