Методика планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

задачи исследования:
- изучить и проанализировать основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
- изучить специфику составления циклограммы деятельности;
- разработать годовую циклограмму работы социального педагога в школе;
- разработать критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога…..….……………………………..….…....……………………………5
1.1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении …………….………………………………………………………………………5
1.2. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога в школе…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20
2.1. Примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе……..……………………………………………………………………..20
2.2. Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога ……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………..…..…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МТР.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра социальной педагогики и теологии

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Методика и технология работы социального педагога»

 

Методика планирования деятельности социального педагога

 в образовательном  учреждении

 

 

 

Исполнитель: Мазенкова Ю.А.,

студент группы ЗСПдо-415с

Научный руководитель:

Исхаков Ринат Хакимуллович,

доцент Кафедры социальной

педагогики и теологии

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога…..….……………………………..….…....……………………………5

    1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении …………….………………………………………………………………………5
    2. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога в школе…………………………………………………………………………….17

Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20

2.1. Примерная годовая  циклограмма деятельности социального педагога в школе……..……………………………………………………………………..20

2.2. Критерии оценки  эффективности планирования деятельности  социального педагога ……………………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………..…..…………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.

           В сферу профессиональных обязанностей  социальных педагогов входит  работа с детьми, подростками,  молодежью и их родителями, взрослыми  в семейно-бытовой среде, с  подростковыми и молодежными  группами, объединениями.

           Это означает, что главной сферой  деятельности социального педагога  является социум (сфера ближайшего  окружения личности, сфера человеческих  отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности - организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

  Для того чтобы деятельность социального педагога была эффективной и приносила положительный результат, прежде всего ее нужно четко и правильно распланировать в соответствии с основными направлениями социально-педагогической деятельности.

Поэтому целью данной курсовой работы является разработать методику планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении.

 Объект исследования:  методика планирования деятельности.

 Предмет исследования: методика планирования  деятельности социального педагога в образовательном учреждении.

        В соответствии с выдвинутой целью определены основные задачи исследования:

- изучить и проанализировать  основные направления деятельности  социального педагога в образовательном учреждении;

- изучить специфику  составления циклограммы деятельности;

- разработать годовую  циклограмму работы социального  педагога  в школе;

- разработать критерии  эффективности планирования деятельности  социального педагога.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы разработки методики планирования деятельности социального педагога.

    1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении.

        Процесс влияния на человека - это процесс педагогического  и психологического воздействия.  Этим занимается  социальный педагог.

         Социальный педагог в школе  – это специалист-профессионал, который призван обеспечить взаимодействие  семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

         Официально должность социального педагога в общеобразовательных учреждениях введена более десяти лет назад. И хотя в некоторых школах эта должность до сих пор остается незанятой либо обязанности социального педагога выполняет по совместительству один из учителей-предметников, тем не менее, в настоящее время уже достаточно четко обозначились границы компетенции такого школьного работника, его место и роль в педагогическом коллективе, функциональные обязанности и основные виды деятельности. Иначе говоря, определен профессиональный статус социального педагога в школе [6].

Рассмотрим должностную инструкцию социального педагога: 
1. Общие положения: 
1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов. 
1.2. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет) или квалификационную категорию. (II, I, высшую) 
1.3. Социальный педагог должен знать: 
1.3.1. Конституцию Российской Федерации. 
1.3.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования. 
1.3.3. Конвенцию о правах ребенка. 
1.3.4. Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства. 
1.3.5. Общую и социальную педагогику. 
1.3.6. Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию. 
1.3.7. Основы социальной гигиены. 
1.3.8. Социально-педагогические и диагностические методики. 
1.3.9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 
1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно _____________ (директору учреждения; иному должностному лицу) 
1.5. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей. 
2. Должностные обязанности социального педагога: 
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). 
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни. 
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. 
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. 
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей). 
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. 
2.7. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. 
2.8. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья. 
2.9. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. 
2.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. 
3. Социальный педагог вправе: 
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности. 
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков. 
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей. 
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения). 
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав. 
4. Социальный педагог несет ответственность: 
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации [10].

         Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя.

        Проанализировав различные литературные  источники можно сказать, что  в целом он выполняет следующие функции:

1.Аналитико-диагностическая:

- постановка «социального  диагноза», для чего проводится  изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

- выявление позитивных  и негативных влияний на ребенка,  а также различного рода проблем;

- установление причин  отклоняющегося поведения детей  и подростков, причин социального неблагополучия семьи;

2. Прогностическая:

- программирование и прогнозирование  на основе анализа социально-педагогической  ситуации процесса воспитания  и развития личности;

- определение перспектив процесса  саморазвития и самовоспитания  личности;

-планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.

3. Организационно-коммуникативную:

- способствование включению в  процесс социального воспитания  школьников, в совместный труд  и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;

- установление деловых и личностных  контактов;

-накопление информации о позитивном  и негативном воздействии социума  на учащихся;

- формирование демократической  системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.

4. Социально-профилактическую и реабилитационную:

-организация системы профилактических  мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

- влияние на формирование нравственно-правовой  устойчивости;

-своевременное оказание социально-правовой  и другой помощи семьям и  детям групп социального риска.

5. Социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:

-оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценки, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.

6. Охранно-защитную:

-использование имеющего арсенала  правовых норм для защиты прав и интересов личности;

-содействие применению мер государственного  принуждения и реализации юридической  ответственности в отношении  лиц, допускающих прямые или  косвенные противоправные воздействия  на подопечных социального педагога;

- взаимодействие с органами социальной защиты.

7. Психотерапевтическую:

-установление доверительных отношений  с ребенком, подростком, взрослым;

-оказание помощи в разрешении  межличностных конфликтов, снятии  депрессивного состояния;

-оказание содействию в изменении  отношения подростка, ребенка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;

-организация ребенку, взрослому  «ситуации успеха».

8. Посредническую:

-осуществление связи  в интересах ребенка между  семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка [12].     

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных  направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или  иначе всегда выделяют в самостоятельную  категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
  • непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые требуют решения в  процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных  учреждений находятся практически  все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации. Собственно же непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятии: начиная от учебных (вовлечение в учебную деятельность) и воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации) до оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).

Информация о работе Методика планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении