Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:42, курсовая работа
задачи исследования:
- изучить и проанализировать основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
- изучить специфику составления циклограммы деятельности;
- разработать годовую циклограмму работы социального педагога в школе;
- разработать критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога…..….……………………………..….…....……………………………5
1.1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении …………….………………………………………………………………………5
1.2. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога в школе…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20
2.1. Примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе……..……………………………………………………………………..20
2.2. Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога ……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………..…..…………………………………………………
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:
Работа социального педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Т.А. Шишковец выделяет следующие основные направления деятельности социального педагога в работе с детьми «группы риска»:
№ |
Направление деятельности |
Содержание |
1 |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов. |
-Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; -изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся «группы риска» -определение центров социокультурного влияния на учащихся «группы риска» в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; -социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
2 |
Социально-педагогическая защита прав учащегося «группы риска». |
-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, многодетных семей), опеке, попечительстве; -защита прав и интересов
учащихся, особенно оказавшихся
в трудной жизненной ситуации
в различных инстанциях (педсовет,
Совет по профилактике -защита и индивидуальная
работа с учащимися, |
3 |
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье и формировании личности учащегося «группы риска». |
-Раннее выявление неблагополуч Создания банка данных
по неполным семьям, семьям, имеющим
детей с особенностями -пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков «группы риска» -психолого-педагогическое
просвещение с целью создания
оптимальных условий для Духовно-ценностное просвещение; -содействие включению
родителей в учебно- -организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. |
4 |
Социально-педагогическое консультирование. |
-Организация и проведение
индивидуальных консультаций -консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; -консультирование родителей,
педагогов, администрации, |
5 |
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация |
-Раннее выявление
и предупреждение фактов -обеспечение профилактической
и коррекционной работы с -организация превентивно- -способствование пропаганде здорового образа жизни; -повышения уровня
правовой грамотности учащихся
и их родителей с целью -организация реабилитации
детей, испытывающих различные
затруднения в системе |
6 |
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка. |
- Сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся «группа риска» и их родителей, учителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; -развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями. |
7 |
Поддержка социально ценной деятельности учащихся «группы риска». |
- забота о больных, инвалидах и бедных; - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - работа в службах социальной защиты; - благоустройство города, поселка, двора; - охрана природы и памятников культуры. |
8 |
Организационно-методическая деятельность |
- Анализ и обобщение
опыта социально- - участие в методических секциях, семинарах, практикум, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка
данных по методикам работы
на основе изучения |
Таким образом, можно выделить следующие виды деятельности социального педагога школы в работе с детьми «группы риска»:
Работа у социального педагога многоаспектная. Для того чтобы определить успешность этой сложной и разнообразной работы необходимо четко и грамотно распределить свое рабочее время в течение дня, недели, месяца и года. Знание форм работы с разными категориями субъектов образовательного процесса должны быть грамотно сформулированы и отражены в документации. В результате правильно спланированной работы социальный педагог может своевременно выявить возникающие проблемы и определить пути их решения. Таким образом, правильное распределение времени и грамотно составленное планирование позволяет организовать эффективную профилактическую работу с педагогами, учащимися и их родителями.
Планирование принято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.
Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.
Сущность планирования социально-педагогической
деятельности в условиях школы заключается в определении
основных видов деятельности и мероприятий
с учетом конкретных исполнителей и сроков
исполнения. Планирование социально-педагогической
деятельности определяет ее структуру
и содержание на конкретный период.
Цель
планирования работы социального педагога - координация
действий с администрацией и педагогическим
коллективом с одной стороны, и с коллективом
учащихся, родителей, общественными структурами
- с другой; установление сроков реализации
решений; уточнение приоритетных направлений,
решений, этапов деятельности.
В деятельности социального педагога
используются различные
формы планов:
· план годовой или на полугодие, в образовательном
учреждении выступающий как часть плана
работы школы (перспективный план); возможно
планирование и на более длительный срок;
· план работы на более короткий срок,
как правило, на четверть, месяц, неделю
(календарный план); формой представления
такого плана выступают циклограммы, планы-графики
и планы-сетки;
· план проведения конкретных акций, форм
работы, планирование деятельности в отношении
конкретных проблем, конкретных подопечных.
Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности [5].
Циклограмма – это точное расписание мероприятий исполняемых специалистом в установленный период времени.
Циклограмма представляет
Циклограмма помогает выявить
последовательность действий
Циклограмма деятельности
Цель определяет стратегию работы социального педагога как двусторонний процесс: с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности воспитанника; с другой – процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.
Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении социально-педагогической деятельности [5].
Циклограмма работы на учебный год способствует эффективному учету основных направлений его деятельности. Здесь должны быть отражены те предполагаемые мероприятия, акции, другие виды деятельности, которые являются базовыми, основополагающими в социально-педагогической работе. Это, прежде всего необходимые социально-педагогические исследования и эксперименты, создание и уточнение банка данных, картотек, социально-педагогических паспортов, взаимодействие с социальными институтами воспитания, пропаганда социально-педагогических идей на участке своей деятельности, темы выступлений на педсоветах, родительских собраниях, перед учащимися и т.п. Здесь же должна быть показана работа по повышению собственного профессионального уровня, предполагаемые выступления по социально-педагогическим проблемам, написание статей и т.д.
Таким образом, планирование определяет структуры и содержание социально-педагогической деятельности на определенный период. Далее будет представлена примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе.
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе.
2.1 Примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе.
Что же является главным в
работе социального педагога, чем
она отличается от работы
Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.
Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того - социальный педагог работает с одаренными детьми.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность [1].
Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Как следствие - внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога [9].
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не произволен,
а обусловлен предварительно полученными
данными, которые нуждаются в анализе
и социально-педагогической интерпретации.
Поэтому определенное время в деятельности
социального педагога, особенно на начальном
этапе, занимает изучение психолого-медико-
Совершенно очевидно, что диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.
В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, наконец, родителей и самих учащихся. Для этого любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследования. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми [3].