Методика планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

задачи исследования:
- изучить и проанализировать основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
- изучить специфику составления циклограммы деятельности;
- разработать годовую циклограмму работы социального педагога в школе;
- разработать критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога…..….……………………………..….…....……………………………5
1.1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении …………….………………………………………………………………………5
1.2. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога в школе…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20
2.1. Примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе……..……………………………………………………………………..20
2.2. Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога ……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………..…..…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МТР.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

  • перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
  • воспитание нравственно-правовой убежденности;
  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
  • организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
  • способствование заполнению пробелов в знаниях [7].

Работа социального  педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Т.А. Шишковец выделяет следующие основные направления деятельности социального педагога в работе с детьми «группы риска»:

Направление деятельности

Содержание

1

Социально-педагогическое исследование с целью выявления  социальных и личностных проблем  детей всех возрастов.

-Проведение социальной  паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

-изучение и анализ  культурно-бытовых отношений в  семьях учащихся «группы риска»

-определение центров  социокультурного влияния на  учащихся «группы риска» в  микрорайоне школы с целью  изучения их воспитательного  потенциала и организации взаимодействия;

-социально-педагогическая  диагностика с целью выявления  личностных проблем учащихся, семьи  и др.

2

Социально-педагогическая защита прав учащегося «группы риска».

-Выявление и поддержка  учащихся, нуждающихся в социальной  защите (дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, многодетных семей), опеке, попечительстве;

-защита прав и интересов  учащихся, особенно оказавшихся  в трудной жизненной ситуации  в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений, ТКДН и ЗП, суд, прокуратура и т.д.);

-защита и индивидуальная  работа с учащимися, подвергающимися  насилию и агрессии со стороны  взрослых и т. п.

3

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье и формировании личности учащегося «группы риска».

-Раннее выявление неблагополучных семей;

Создания банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим  детей с особенностями психофизического развития, опекунским, малообеспеченным семьям;

-пропаганда здорового  образа жизни в семье как  необходимого условия успешной  социализации детей и подростков «группы риска»

-психолого-педагогическое  просвещение с целью создания  оптимальных условий для взаимопонимания  в семье;

Духовно-ценностное просвещение;

-содействие включению  родителей в учебно-воспитательный  процесс;

-организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

4

Социально-педагогическое консультирование.

-Организация и проведение  индивидуальных консультаций для  учащихся «группы риска»;

-консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

-консультирование родителей,  педагогов, администрации, классных  руководителей по разрешению  социально-педагогических проблем. 

5

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

-Раннее выявление  и предупреждение фактов отклоняющегося  поведения учащихся,

-обеспечение профилактической  и коррекционной работы с учащимися  «группы риска»;

-организация превентивно-профилактической  работы с учащимися «группы  риска»;

-способствование пропаганде здорового образа жизни;

-повышения уровня  правовой грамотности учащихся  и их родителей с целью профилактики  девиантного поведения;

-организация реабилитации  детей, испытывающих различные  затруднения в системе разнообразных  отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.

6

Содействие созданию педагогически ориентированной  среды для оптимального развития личности ребенка.

- Сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся «группа риска» и их родителей, учителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

-развитие взаимопонимания  и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

7

Поддержка социально  ценной деятельности учащихся «группы  риска».

- забота о больных,  инвалидах и бедных;

- благотворительные мероприятия  для сверстников и пожилых  людей;

- работа в службах  социальной защиты;

- благоустройство города, поселка, двора;

- охрана природы и  памятников культуры.

8

Организационно-методическая деятельность

- Анализ и обобщение  опыта социально-педагогической  деятельности;

- участие в методических  секциях, семинарах, практикум, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

- накопление банка  данных по методикам работы  на основе изучения методической  литературы, специальных изданий  по социальной педагогике, достижения  науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.


        Таким образом, можно выделить следующие виды деятельности социального педагога школы в работе с детьми «группы риска»:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием детей;
  • помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
  • распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье и т.д.;
  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога.

          Работа у социального педагога многоаспектная. Для того чтобы определить успешность этой сложной и разнообразной работы необходимо четко и грамотно распределить свое рабочее время в течение дня, недели, месяца и года. Знание форм работы с разными категориями субъектов образовательного процесса должны быть грамотно сформулированы и отражены в документации. В результате правильно спланированной работы социальный педагог может своевременно выявить возникающие проблемы и определить пути их решения. Таким образом, правильное распределение времени и грамотно составленное планирование позволяет организовать эффективную профилактическую работу с педагогами, учащимися и их родителями.

          Планирование принято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения.

        Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования), обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.

           Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.  
          Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

          В деятельности социального педагога используются различные формы планов: 
· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок; 
· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки; 
· план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных. 

           Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, если четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности [5].

            Циклограмма – это точное расписание мероприятий исполняемых специалистом в установленный период времени.

            Циклограмма представляет собой  детальное описание действий  социального педагога в работе  с детьми «группы риска».

            Циклограмма помогает выявить  последовательность действий социального  педагога по каждому направлению,  уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат.

             Циклограмма деятельности социального  педагога  отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Как правило, перспективный план имеет следующие разделы аналитическая записка, цели и задачи деятельности на предстоящий период, содержание по направлениям работы.

            Цель определяет стратегию работы социального педагога как двусторонний процесс: с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности воспитанника; с другой – процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.

         Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении социально-педагогической деятельности [5].

    Циклограмма  работы на учебный год способствует эффективному учету основных направлений его деятельности. Здесь должны быть отражены те предполагаемые мероприятия, акции, другие виды деятельности, которые являются базовыми, основополагающими в социально-педагогической работе. Это, прежде всего необходимые социально-педагогические исследования и эксперименты, создание и уточнение банка данных, картотек, социально-педагогических паспортов, взаимодействие с социальными институтами воспитания, пропаганда социально-педагогических идей на участке своей деятельности, темы выступлений на педсоветах, родительских собраниях, перед учащимися и т.п. Здесь же должна быть показана работа по повышению собственного профессионального уровня, предполагаемые выступления по социально-педагогическим проблемам, написание статей и т.д.

            Таким образом, планирование определяет структуры и содержание социально-педагогической деятельности на определенный период. Далее будет представлена примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная  деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе.

2.1 Примерная  годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе.

        Что же является главным в  работе социального педагога, чем  она отличается от работы педагога  школы, педагога - предметника и  даже классного руководителя?

        Учителю чаще всего приходится  работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

        Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

         Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того - социальный педагог работает с одаренными детьми.

        Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность [1].

         Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Как следствие - внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

          Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

         Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

          Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Для решения всех вышеописанных  задач социальный педагог изучает  ребёнка, его состояние, уровень  кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога [9].

           Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

           Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

          Совершенно очевидно, что диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

          В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, наконец, родителей и самих учащихся. Для этого любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследования. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми [3].

Информация о работе Методика планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении