Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:42, курсовая работа
задачи исследования:
- изучить и проанализировать основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
- изучить специфику составления циклограммы деятельности;
- разработать годовую циклограмму работы социального педагога в школе;
- разработать критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога…..….……………………………..….…....……………………………5
1.1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении …………….………………………………………………………………………5
1.2. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога в школе…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20
2.1. Примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе……..……………………………………………………………………..20
2.2. Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога ……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………..…..…………………………………………………
Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, он побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей.
Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи [11].
Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.
В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Циклограмма работы
Циклограмма работы включает в себя следующие разделы (направления деятельности социального педагога):
- социально-педагогическое
исследование с целью
- социально-педагогическая защита прав учащегося «группы риска»;
- обеспечение
социально-педагогической
- социально-педагогическое консультирование;
- социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;
- организационно-методическая деятельность.
В каждом разделе циклограммы указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты.
Социально-педагогическая
Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.
Цель работы социального педагога: оказание учащимся комплексной помощи в их социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
Итак, основными видами деятельности социального педагога в школе, согласно, составленной циклограммы на год, является
2.2 Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога.
Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности его работы.
Оценка деятельности социального педагога дается по ее реальным результатам, с учетом стажа и накопленного опыта, на основе глубокого анализа фактов, мнений клиентов, работников различных учреждений, причастных к социальной деятельности. В ходе анализа результатов учитываются: начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации социально-педагогической работы, ее новизна, специфика объектов деятельности.
Основными методами изучения результатов деятельности социального педагога могут быть:
– непосредственное наблюдение
за практической деятельностью социального
педагога: формами общения с клиентами,
характером отношений, степенью удовлетворенности
клиентом результатами оказанных услуг,
участием в различных видах деятельности
– беседа с клиентами, их окружением, представителями учреждений и организаций, работниками различных социальных служб;
– социологические экспресс-
– анализ статистической отчетности организаций и учреждений, служебной документации социального педагога.
В качестве основных критериев оценки деятельности социального педагога можно считать:
Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога:
- четкое представление, что и
как и в какой
- широта охвата проблем,
- умение действовать результативно в соответствии с поставленными целями и задачами.
Таким образом, эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
Заключение
Целью данной работы было разработать методику планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении. С помощью изучения различных социально-педагогических источников были решены следующие задачи: проанализированы основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении; изучена специфика составления циклограммы деятельности; разработана годовая циклограмма работы социального педагога в школе; разработаны критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
Выделяются следующие виды деятельности социального педагога школы в работе с детьми «группы риска»:
Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Циклограмма работы на учебный год способствует эффективному учету основных направлений его деятельности. Здесь должны быть отражены те предполагаемые мероприятия, акции, другие виды деятельности, которые являются базовыми, основополагающими в социально-педагогической работе. Это, прежде всего необходимые социально-педагогические исследования и эксперименты, создание и уточнение банка данных, картотек, социально-педагогических паспортов, взаимодействие с социальными институтами воспитания, пропаганда социально-педагогических идей на участке своей деятельности, темы выступлений на педсоветах, родительских собраниях, перед учащимися и т.п. Здесь же должна быть показана работа по повышению собственного профессионального уровня, предполагаемые выступления по социально-педагогическим проблемам, написание статей и т.д.
Таким образом, эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
Список литературы: