Методика планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

задачи исследования:
- изучить и проанализировать основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении;
- изучить специфику составления циклограммы деятельности;
- разработать годовую циклограмму работы социального педагога в школе;
- разработать критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы разработки методики планирования деятельности социального педагога…..….……………………………..….…....……………………………5
1.1. Основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении …………….………………………………………………………………………5
1.2. Циклограмма работы как метод планирования деятельности социального педагога в школе…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальная деятельность по планированию деятельности социального педагога в школе ……………………………………………….20
2.1. Примерная годовая циклограмма деятельности социального педагога в школе……..……………………………………………………………………..20
2.2. Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога ……………………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………..…..…………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МТР.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

           Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, он побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей.

             Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов - психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи [11].

          Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

           В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

           Циклограмма работы социального  педагога составлена на год  (Приложение 1).

         Циклограмма работы включает в себя следующие разделы (направления деятельности социального педагога):

- социально-педагогическое  исследование с целью выявления  социальных и личностных проблем  детей всех возрастов;

- социально-педагогическая  защита прав учащегося «группы  риска»;

- обеспечение  социально-педагогической поддержки  семье в формировании личности  учащегося «группы риска»;

- социально-педагогическое  консультирование;

- социально-педагогическая  профилактика, коррекция и реабилитация;

- организационно-методическая  деятельность.

         В каждом разделе циклограммы  указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты.

         Социально-педагогическая деятельность  начинается с постановки целей  и задач, которые необходимо  решить специалисту.

         Цель, в свою очередь, определит  содержание деятельности, методы  ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.

         Цель работы социального педагога: оказание учащимся комплексной помощи в их социализации и адаптации в обществе.

        Задачи:

  • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищённости и адаптированности к социальной среде;
  • своевременное оказание социальной помощи и поддержки учащимся и родителям;
  • посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, социумом, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;
  • принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;
  • организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении;
  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
  • координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

        Итак, основными видами деятельности социального педагога в школе, согласно, составленной циклограммы на год, является

  • Оказание необходимой практической социально-педагогической помощи учащимся в разрезе требований, обусловленных тарифно-квалификационной характеристикой.
  • Проведение социально-педагогических исследований, изучение ситуативных проблем, возникающих при осуществлении учебно-воспитательного процесса.
  • Социально-педагогическое консультирование учителей, родителей, учащихся, установление необходимых деловых контактов, социально-педагогическое просвещение педработников и родителей учащихся.
  • Работа с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по повышению профессионального уровня.

 

 

2.2 Критерии  оценки эффективности планирования деятельности социального педагога.

      Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности его работы.

        Оценка деятельности социального педагога дается по ее реальным результатам, с учетом стажа и накопленного опыта, на основе глубокого анализа фактов, мнений клиентов, работников различных учреждений, причастных к социальной деятельности. В ходе анализа результатов учитываются: начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации социально-педагогической работы, ее новизна, специфика объектов деятельности.

        Основными методами изучения результатов деятельности социального педагога могут быть:

– непосредственное наблюдение за практической деятельностью социального  педагога: формами общения с клиентами, характером отношений, степенью удовлетворенности  клиентом результатами оказанных услуг, участием в различных видах деятельности, атмосферой в микросоциуме;

– беседа с клиентами, их окружением, представителями учреждений и организаций, работниками различных  социальных служб;

– социологические экспресс-опросы;

– анализ статистической отчетности организаций и учреждений, служебной документации социального педагога.

В качестве основных критериев  оценки деятельности социального педагога можно считать:

  • деятельность по созданию условий для эффективной работы: социально-педагогическая паспортизация образовательно-воспитательного учреждения и его микрорайона, оборудование и методическое оснащение рабочего кабинета;
  • оценка изменения социально-психологической обстановки в школе по сравнению с первоначальным периодом работы социального педагога;
  • анализ социально-педагогических проблем детей за прошедший год и результатов их решения;
  • достаточность  и  системность  созданного  социально-педагогического банка данных;
  • регулярное прохождение курсов повышения квалификации, активное  участие  в  работе  регионального  метод.объединения,  посещение семинаров и других  мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня социального  педагога;
  • обоснованность, технологичность и эффективность оказываемой  социально-педагогической  помощи;
  • актуальность превентивных мер и действенность профилактической  социально-педагогической  работы;
  • адекватность  и  качество  планирования  и документирования;
  • отзывы учащихся и их родителей,  педагогов,  руководителей  учреждения о работе социального  педагога;
  • участие в научно-исследовательской работе, выступления в профессиональной периодической печати и других средствах  информации по вопросам социально-педагогической деятельности,  развития социальной педагогики как  науки  и  практики.

     Критерии оценки эффективности планирования деятельности социального педагога:

- четкое представление, что и  как и в какой последовательности  собирается выполнить (умение  планировать свою деятельность);

- широта охвата проблем, решаемых  за счет социальных связей  с государственными и общественными  структурами;

- умение действовать результативно в соответствии с поставленными целями и задачами.

          Таким образом, эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Целью данной работы было разработать методику планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении. С помощью изучения различных социально-педагогических источников были решены следующие задачи: проанализированы основные направления деятельности социального педагога в образовательном учреждении; изучена специфика составления циклограммы деятельности; разработана годовая циклограмма работы социального педагога  в школе; разработаны критерии эффективности планирования деятельности социального педагога.

    По данной работе можно сделать следующие выводы:

            Выделяются следующие виды деятельности социального педагога школы в работе с детьми «группы риска»:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием детей;
  • помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
  • распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье и т.д.;
  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

 

 

            Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

            Циклограмма  работы на учебный год способствует эффективному учету основных направлений его деятельности. Здесь должны быть отражены те предполагаемые мероприятия, акции, другие виды деятельности, которые являются базовыми, основополагающими в социально-педагогической работе. Это, прежде всего необходимые социально-педагогические исследования и эксперименты, создание и уточнение банка данных, картотек, социально-педагогических паспортов, взаимодействие с социальными институтами воспитания, пропаганда социально-педагогических идей на участке своей деятельности, темы выступлений на педсоветах, родительских собраниях, перед учащимися и т.п. Здесь же должна быть показана работа по повышению собственного профессионального уровня, предполагаемые выступления по социально-педагогическим проблемам, написание статей и т.д.

           Таким образом, эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

       

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

    1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. - С.205.
    2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова – М.: Изд-во Совершенство, 1997г.
    3. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. - С.2-3.
    4. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А.  - М., 2001.
    5. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. - Архангельск: ПГУ, 2010. - 152 с.
    6. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с. 
    7. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. // Воспитание школьников, 2001, №1. - С.33-36.
    8. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед.училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. Педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
    9. Под общей ред. М.А. Галагузовой  /Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.,- 2000.
    10. Под ред. Н. Ф. Масловой. Рабочая книга социального педагога // Под ред.Н. Ф. Масловой. — Орел,- 1995.
    11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
    12. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.

Информация о работе Методика планирования деятельности социального педагога в образовательном учреждении