Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Уровень достижений в спорте зависит от многих факторов, которые характеризуют систему подготовки спортсмена любой специальности, и в частности пловца.
Развитие системы подготовки в целом предусматривает совершенствование всех ее сторон: материальной базы, отбора талантливых спортсменов, методики тренировки, педагогического процесса, медицинского и научного обслуживания, идейно-политического воспитания, системы соревнований и т. д.
Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Содержание работы

Введение
Характеристика и структура этапов многолетней подготовки пловца
2.1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, её определяющие
2.2. Тренировка на различных этапах многолетней подготовки
III.Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании
3.1. Общая структура и методика построения макроциклов
3.2. Структура и содержание годового макроцикла
3.3. Структура и содержание мезоциклов
3.4. Структура и содержание недельного микроцикла
3.5. Тренировочное занятие по плаванию
3.6. Основы контроля

Файлы: 1 файл

1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

    1. Введение
    2. Характеристика и структура этапов многолетней подготовки пловца

      2.1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, её определяющие

     2.2. Тренировка на различных этапах многолетней подготовки

    III.Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном   плавании

     3.1. Общая структура и методика построения макроциклов

    3.2. Структура и содержание годового макроцикла

    3.3. Структура и содержание мезоциклов

    3.4. Структура и содержание недельного микроцикла

    3.5. Тренировочное занятие по плаванию

    3.6. Основы контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уровень достижений в  спорте зависит от многих факторов, которые характеризуют систему  подготовки спортсмена любой специальности, и в частности пловца.

Развитие  системы подготовки в целом предусматривает совершенствование всех ее сторон: материальной базы, отбора талантливых спортсменов, методики тренировки, педагогического процесса, медицинского и научного обслуживания, идейно-политического воспитания, системы соревнований и т. д.

Учебный процесс  по плаванию подчиняется общим признакам  системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Успешность  учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В настоящее время  на территории Белоруссии работают детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) с отделениями плавания, Специализированные ДЮСШ (СДЮСШ) и Специализированные ДЮСШ Олимпийского резерва (СДЮШОР), школы Высшего спортивного мастерства (ШВСМ), которые решают задачи массового обучения детей плаванию, отбора перспективных детей для занятий спортивным плаванием и их дальнейшей тренировки в спорте высших достижений.

Наиболее прогрессивной  формой организации учебно-тренировочного процесса в плавании стало создание в нашей стране училищ Олимпийского резерва. В них созданы относительно благоприятные условия для круглогодичной тренировки, нормального питания и проживания, медицинского обеспечения и образования.

Планирование и контроль за тренировочными нагрузками и состоянием спортсмена становятся более многофакторными, а ошибки, допущенные в этот период могут свести на нет итоги работы за целый год, а иногда и за всю  спортивную карьеру. В связи с  этим, умение тренера составить грамотный многолетний, годичный, месячный, недельный и ежедневный план тренировок определяет дальнейший прогресс спортсмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  И СТРУКТУРА ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ  ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦА

 

1.1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, её определяющие

Оценка и анализ результатов  на первенствах мира, Олимпийских  играх и других крупнейших соревнованиях  среди взрослых и юношей показывают, что значительных успехов в них  могут добиться лишь те спортсмены, которые имеют особые склонности к данному виду спорта, обладают ярко выраженными морально–волевыми качествами и выдающейся физической работоспособностью, в совершенстве овладели техникой и тактикой своего вида и способа плавания, а также приобрели в процессе многолетней практики большую устойчивость к сбивающим факторам в соревнованиях. Спортивные рекорды достигаются тогда, когда необходимые для этого основы создаются в детском и юношеском возрасте.

Многолетняя, систематическая  и целеустремленная подготовка спортсменов к высоким спортивным результатам имеет важное значение. В этой связи возникла острая необходимость научно обогащать, планировать и систематизировать весь процесс тренировки спортсменов от юношеского возраста до возраста высшего спортивного мастерства.

Спортивная тренировка от новичка до рекордсмена представляет собой единый процесс, протекающий по общим закономерностям развития спортивных достижений: воспитание физических способностей (силы, выносливости, быстроты, гибкости и др.), спортивной моторики, интеллектуальных и психологических способностей и качеств.

Многолетний процесс  тренировки делится на два больших  периода: базовый период и период подготовки и достижения высших результатов.

В базовом периоде  у новичка создаются основы спортивной работоспособности. По мере роста подготовленности он осваивает спортивные достижения таким образом, чтобы всесторонне развивать предпосылки для дальнейших высших достижений.

Во второй фазе спортсмен  подводится к уровню высших достижений по всем параметрам физической, функциональной, психологической и интеллектуальной подготовки.

Продолжительность и  структура многолетней подготовки зависят от следующих факторов:

1. Структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающих высокие спортивные результаты.

2. Закономерности становления различных сторон спортивного мастерства и формирования процессов адаптации в ведущих функциональных системах организма спортсмена.

3. Индивидуальных и половых особенностей спортсменов, темпов роста их биологического созревания и связанных с ними темпов роста результатов.

4. Возраста, в котором спортсмен начал занятия, а также возраста, в котором он приступил к специальной тренировке на втором этапе.

5. Содержания тренировочного процесса: состава средств и методов, динамики нагрузок, построения различных периодов тренировки, питания, социальных условий, количества и качества применяемых восстановительных и стимулирующих работоспособность фармакологических и восстановительных средств.

Названные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются.

На продолжительность  многолетней подготовки могут оказать  существенное влияние внешние причины:

1. Изменения правил соревнований и оценки эффективности соревновательной деятельности.

2. Снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях.

3. Совершенствование и повышение уровня технологии тренировочного процесса.

4. Изменение социальных условий.

Рациональное планирование многолетней подготовки связано  с точным установлением оптимальных  возрастных границ, в которых демонстрируются  наивысшие спортивные результаты. Очень  важно также ориентироваться  на высшие достижения в возрастных группах, чтобы не упустить физический и психологический аспект развития спортсмена.

Бытующее мнение об омоложении плавания является необоснованным из-за неправильного понимания закономерностей  многолетней подготовки. Оптимальные  возрастные границы демонстрации наивысших достижений достаточно стабильны, на них не оказывают серьёзного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий, ни другие факторы. Тот фактор, что участники менее крупных соревнований, показывающие более высокие результаты, как правило, несколько моложе, обусловлен организационными, социальными и методическими причинами (в том числе элементарным форсированием подготовки), а не предрасположенностью спортсмена к достижению высоких результатов в раннем возрасте. Следовательно, тренеры должны планировать наивысший результат на оптимальный возраст. Это очень важно для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

Особенно осторожно  следует планировать тренировочный  процесс в пубертатном возрасте, когда в организме диспропорции в развитии различных органов и систем, перестройка эндокринного аппарата, в связи с чем ухудшается протекание процессов адаптации, снижается работоспособность, замедляются процессы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок.

Стремление тренеров как можно быстрее добиться успешного  выступления своих учеников в  соревнованиях приводит к тому, что  в практику подготовки юных спортсменов  внедряются самые мощные средства и  методы современной тренировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса.

Это приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам  в детских и юношеских соревнованиях  и одновременно к потере перспективы  на достижение высоких результатов  в оптимальном возрасте.

Многолетняя спортивная подготовка может быть разделена  на пять этапов:

1. Начальная подготовка.

2. Предварительная базовая подготовка.

3. Специальная базовая подготовка.

4. Максимальная реализация индивидуальных возможностей.

5. Сохранение достижений.

Каждый из этапов многолетней  подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание. Однако между рядом расположенными этапами нет четких границ. Их продолжительность  можно в определенной степени  варьировать, прежде всего в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Нет явных различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах.

 

1.2. Тренировка на различных этапах многолетней подготовки

 

1-й Этап  начальной подготовки.

Основными задачами этого этапа являются:

1. Укрепление здоровья детей;

2. Разносторонняя физическая подготовка;

3. Устранение недостатков физического развития;

4. Обучение технике плавания всеми способами;

5. Знакомство с основными правилами и требованиями проведения спортивных соревнований и этикой поведения на них;

6. Формирование интереса к занятиям плаванием, приучение к спортивному образу жизни и режиму.

7. Проведение предварительного отбора перспективных учащихся и своевременный их перевод на разные уровни подготовленности для оптимизации процесса обучения.

Возраст начала занятий  плаванием определяет сроки подготовки спортсмена высокого класса. Чем младше ребенок, тем больше времени ему  требуется, чтобы выполнить норматив мастера спорта и мастера спорта международного класса. Оптимальным возрастом для начала предварительной спортивной подготовки в плавании принято считать для девочек 7-9  лет, а для мальчиков 8-10 лет. Занятия с детьми на этом этапе должны проходить в группах начальной подготовки.

Основными критериями оценки занимающихся на этом этапе являются:

1. Отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям плаванием;

2. Регулярность посещения занятий;

3. Положительная динамика развития физических качеств занимающихся.

4. Выполнение юношеского спортивного разряда по окончании 2-х летнего курса обучения на дистанции 50-100 м. любым способом плавания.

В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей  становления спортивного мастерства. Перевод  занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливается стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов соответствующих Положению о ДЮСШ.

Основное  содержание этапа начальной подготовки составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих упражнений с упором на игровые методы обучения. Количество учебно-тренировочных занятий в воде может постепенно увеличиться с 3 до 6 раз в неделю.

Продолжительность занятий в группах начальной подготовки составляет 1-2 года, по истечении которых по результатам контрольных нормативов дети переходят в учебно-тренировочные группы. К концу первого года обучения можно выявить детей, справляющихся с программой обучения плаванию благодаря хорошему уровню здоровья (меньшая заболеваемость по сравнению с детьми, прекратившими занятия на более ранних стадиях занятий), а также имеющих уровень физического развития, позволяющий им осваивать предлагаемые упражнения следующего года подготовки.

 Эти дети и составляют  резерв для перевода в группы  начальной подготовки 2 года обучения.

Тренировочные занятия  продолжительностью 45 – 60 минут. Они должны сочетаться с уроками физической культуры в школе и носить преимущественный характер.

По окончании занятий  в группах начальной подготовки, наиболее одаренных детей переводят в учебно-тренировочные группы второго этапа многолетней подготовки.

 

2-й Этап  предварительной базовой подготовки

Основными задачами на данном этапе являются:

1. Разностороннее развитие физических возможностей организма;

2. Укрепление здоровья;

3. Устранение недостатков физического развития и физической подготовленности;

4. Освоение разнообразных двигательных навыков,  соответствующих специфике спортивного плавания;

Информация о работе Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании