Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Уровень достижений в спорте зависит от многих факторов, которые характеризуют систему подготовки спортсмена любой специальности, и в частности пловца.
Развитие системы подготовки в целом предусматривает совершенствование всех ее сторон: материальной базы, отбора талантливых спортсменов, методики тренировки, педагогического процесса, медицинского и научного обслуживания, идейно-политического воспитания, системы соревнований и т. д.
Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Содержание работы

Введение
Характеристика и структура этапов многолетней подготовки пловца
2.1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, её определяющие
2.2. Тренировка на различных этапах многолетней подготовки
III.Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании
3.1. Общая структура и методика построения макроциклов
3.2. Структура и содержание годового макроцикла
3.3. Структура и содержание мезоциклов
3.4. Структура и содержание недельного микроцикла
3.5. Тренировочное занятие по плаванию
3.6. Основы контроля

Файлы: 1 файл

1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

На этом этапе учитываются  следующие факторы годового планирования подготовки:

  • Определяется основная и дополнительные дистанции спортсмена и планируются конечные и промежуточные результаты на сезон.
  • Составляется календарь соревнований и учебно-тренировочных сборов.
  • Определяется величина, направленность и пропорциональность нагрузок, содержание и сроки контрольных тестов.
  • Планируются сроки проведения обязательных диспансеризаций, этапного и текущего контроля за состоянием здоровья и динамикой физического развития спортсмена.
  • Планируются регулярные восстановительные и лечебно-профилактические мероприятия.

Регулярно обсуждается  и анализируется  информация о  спортивных результатах сильнейших пловцов своей возрастной группы в масштабах региона и страны.

В каждом годовом цикле  выделяются четыре основных периода: переходный, базовый, соревновательный и восстановительный. Для большей локализации планирования задач каждый из этих периодов может делиться на мезоциклы с определенными задачами, вытекающими из общего плана подготовки на этот период.

Например:

В переходном периоде может быть два мезоцикла:

1. Переходный (спортсмен от полного отдыха или лечения переходит к активному состоянию).

2. Втягивающий (спортсмен приступает к регулярным спортивным тренировкам в облегченном режиме).

В базовом периоде  может быть три периода подготовки:

1. Общий подготовительный (планируется программа обшей подготовки всех систем организма к предстоящей большой работе).

2. Основной базовый период (планируется основная программа общей и специальной подготовки).

3. Специальный период (планируется специальная функциональная, техническая и тактическая  подготовка).

В соревновательном периоде может быть два периода подготовки:

1. Контрольный (планируется выполнение специальной программы восстановления, тестов или стартов на соревнованиях незначительного ранга).

2. Собственно соревновательный (планируется выступление на самых главных соревнованиях и все специальные восстановительные мероприятия для этого).

В восстановительном  периоде планируется проведение медицинского обследования, соответствующее лечение спортсменов и отдых.

Если в течение года планируется два или более  макроциклов, они, сохраняя основную структуру, существенно различаются по продолжительности и содержанию.

Так, при трехцикловом планировании подготовки спортсменов, высокого класса первый период имеет в основном базовый характер, предполагает, преимущественно, комплексную подготовку и выступление на менее ответственных соревнованиях. Во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфичным, предусматривает направленную подготовку к выступлениям в ответственных соревнованиях цикла. В третьем макроцикле, нацеленном на достижение наивысших результатов сезона, объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин.

Двухцикловое планирование применяется в работе со спортсменами достаточно высокого уровня, когда годовой цикл подготовки, в соответствии с календарными сроками проведения соревнований, делится на два периода: осеннее-зимний и весеннее-летний. Как правило, соревнования в летнем периоде, для пловцов, являются главными и наиболее ответственными. Исходя из этого первый макроцикл, сохраняя структуру подготовки, выполняет задачу основного базового периода, а во втором достигается максимальный объем специальных нагрузок и спортсмены выводятся на рекордный уровень достижений.

Одноцикловое годовое планирование применяется в основном в работе с начинающими спортсменами, для которых основными соревнованиями являются старты в конце спортивного сезона. Структура годового макроцикла содержит все компоненты и выполняется в наиболее развернутом виде. Деление годового плана подготовки спортсменов на периоды (мезоциклы) помогает планировать процесс тренировки, эффективнее распределять содержание подготовки по задачам и по времени (примерная модель годичной подготовки см. приложение 1)

    1. Структура и содержание мезоциклов

Двух и трех цикловое годовое планирование требует подчинение задач и содержания тренировочного процесса, а также подготовки к кульминационным соревнованиям во всех циклах, интересам главных соревнований, которые завершают год.

Вне зависимости от вариантов  построения тренировочного процесса в течение года в структуре каждого цикла планируются относительно самостоятельные и в то же время тесно взаимосвязанные по характеру и преемственности задач и содержания структурные элементы – мезоциклы (средние циклы).

Каждый мезоцикл, в  зависимости от планируемых в нем задач, содержит от двух до трех – четырех месяцев подготовки и делится на периоды подготовки и недельные микроциклы.

В мезоцикле  планируются периоды: переходный, втягивающий, специально-подготовительный и соревновательный.

В переходном периоде на протяжении 1-4 недельных микроциклов решаются задачи восстановлении, углубленного медицинского обследования или диспансеризации.

Во втягивающем периоде на протяжении 4-6 недельных микроциклов решаются задачи совершенствования техники, развития общей силовой и плавательной подготовки, повышение функциональных возможностей организма.

В специально-подготовительном периоде в течении 4-8 недельных  микроциклов решаются главные задачи функциональной подготовки намеченные на данный цикл.

В соревновательном периоде в течении 2-4 недельных микроциклов решаются задачи непосредственной подготовки и участия в соревнованиях.

2.4. Структура и содержание недельного микроцикла

Планирование тренировки на основе микроциклов позволяет  наиболее полно использовать возможности спортсменов с целью достижения максимального тренировочного эффекта и в то же время обеспечить необходимое соответствие между процессами утомления и восстановления, являющимися следствием применяемого режима тренировок и отдыха.

В зависимости от уровня подготовленности спортсменов, план содержит от 3-4 до 6-7 тренировочных дней. В каждом тренировочном дне может планироваться от одного до трех тренировочных занятий.

Методика построения тренировочных микроциклов зависит  от комплекса различных факторов. К ним, в первую очередь, относятся особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок в отдельных занятиях, направленных на развитие различных качеств и разной интенсивности.

Для того чтобы правильно  построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывает на пловца та или иная нагрузка, какова динамика и продолжительность протекания, после неё процессов утомления и восстановления. Не менее важны сведения о суммарном эффекте нескольких различных по величине и направленности нагрузок, с целью интенсификации процессов восстановления после больших и значительных нагрузок.

Чередование тренировочных  нагрузок и отдыха может привести к реакциям по трем основным типам:

1. Способствовать максимальному повышению уровня тренированности;

2. Привести к незначительному тренировочному эффекту или не вызвать его вообще;

3. Привести спортсмена к переутомлению и перетренированности.

При планировании двух занятий  в течение одного дня важно  учитывать, что показатель работоспособности при прочих равных условиях выше днем и ниже в утренние, вечерние часы и тем более в ночное время.

2.5. Тренировочное занятие по плаванию

Тренировка состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Задачи, которые ставятся в занятии, решаются в его основной части. Работа, выполняемая в этой части занятий, должна соответствовать основному направлению недельной программы подготовки. Продолжительность основной части занятия по плаванию зависит от характера и методики применяемых упражнений и величины тренировочной нагрузки.

Характер построения основной части, подбор тренировочных  упражнений, их количество определяется типом тренировочного занятия, его  направленностью и величиной  планируемой нагрузки.

В зависимости от того, какое место отводится в основной части упражнениям на суше и на воде, тренировки условно делятся на три типа:

1. Занятия, в которых применятся упражнения только на суше;

2. Занятия, в которых применяются упражнения только на воде;

3. Занятия, в которых применяются упражнения на суше и на воде (комплексные).

По направленности воздействия  тренировочные занятия делятся  на две основные группы:

1. Занятия избирательной направленности, когда основной объем нагрузки направлен на преимущественное развитие какого-то одного качества, одной задачи;

2. Занятия комплексной направленности, когда на тренировке решается две-три задачи.

2.6. Основы контроля

В соответствии с необходимостью оценивать этапные, текущие и  оперативные состояния спортсменов  принято различать три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.

Основные задачи поэтапного контроля – определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период.

Частота обследований при поэтапном контроле зависит прежде всего от особенностей годичного планирования тренировочного процесса. Наиболее эффективна такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле – на I и II этапах подготовительного периода и в соревновательном периоде.

Задача текущего контроля – оценка реакции организма спортсмена на работу различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия разных по величине и направленности нагрузок в течение дня или микроцикла.

Оперативный контроль направлен  преимущественно на оптимизацию  программы тренировочных занятий, выбор оптимальных средств для решения поставленных задач, режима работы и отдыха, интенсивности упражнений, величины отягощения и т.д.

В процессе контроля могут  оцениваться:

  • Эффективность соревновательной деятельности;
  • Уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;
  • Возможности отдельных функциональных систем и механизмов;
  • Реакция организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;
  • Показатели нагрузки различных структурных образований тренировочного процесса – упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и макроциклов.

Одной из основных задач  контроля является рациональный подбор тестов, которые должны:

  • Объективно отражать оцениваемые качества и способности;
  • Быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они выдают информацию;
  • Естественно вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем.

 

 

Список литературы

 

  1. Программа для училищ Олимпийского резерва по специальности  2-890131 «Спортивно-педагогическая деятельность»  Методика обучения избранному виду спорта.
  2. Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368с.
  3. Учение о тренировке. /Под редакцией Д. Харре /Изд. «Физкультура и спорт» М-ва, 1971
  4. С.М.Гордон, П.М.Прилуцкий  Построение микроцикла тренировки пловца  Москва 1988
  5. Н.Г.Озолин  Настольная книга тренера Москва 2004

Информация о работе Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании