Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:39, курсовая работа
Уровень достижений в спорте зависит от многих факторов, которые характеризуют систему подготовки спортсмена любой специальности, и в частности пловца.
Развитие системы подготовки в целом предусматривает совершенствование всех ее сторон: материальной базы, отбора талантливых спортсменов, методики тренировки, педагогического процесса, медицинского и научного обслуживания, идейно-политического воспитания, системы соревнований и т. д.
Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.
Введение
Характеристика и структура этапов многолетней подготовки пловца
2.1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, её определяющие
2.2. Тренировка на различных этапах многолетней подготовки
III.Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании
3.1. Общая структура и методика построения макроциклов
3.2. Структура и содержание годового макроцикла
3.3. Структура и содержание мезоциклов
3.4. Структура и содержание недельного микроцикла
3.5. Тренировочное занятие по плаванию
3.6. Основы контроля
5. Совершенствование и стабилизация техники всех спортивных способов плавания;
6. Развитие общей выносливости в плавании;
7. Формирование устойчивого интереса к целенаправленной многолетней спортивной тренировке;
8. Отбор наиболее
одаренных юных пловцов с
Оптимальный возраст для начала этапа предварительной базовой подготовки в плавании считается, в соответствии с Положением о ДЮСШ, возраст для девочек 9-11 лет, для мальчиков 10-12 лет.
Основными критериями оценки занимающихся на этом этапе являются:
1. Отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям плаванием;
2. Высокий уровень работоспособности;
3. Хорошая дисциплина;
4. Высокая степень обучаемости;
5. Регулярность посещения занятий;
6. Положительная динамика развития физических и технических качеств.
7. Наличие и своевременное проявление «бойцовских» качеств.
8. Планомерное, без застоев, выполнение нормативов и критериев для перевода в соответствующие группы по годам обучения.
В основу комплектования
учебно-тренировочных групп
По окончании этапа девочки в 13-14 лет должны иметь подготовку на уровне норматива «Кандидат в мастера спорта», мальчики не ниже 1-го разряда.
Основное содержание тренировочного процесса
На данном этапе в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование в плавании всеми способами строится на всем многообразии методических приемов и материалов. Спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику всех способов плавания, специально-подготовительных и подводящих упражнений в воде и на суше. Такой подход позволит ему быстро осваивать и формировать технику плавания, соответствующую его морфологическим и функциональным возможностям. Это позволит ему уже на протяжении этого этапа предварительно определить специализацию в способах плавания.
Второй этап считается очень важным для повышения аэробной производительности. Для него характерно неуклонное и вместе с тем очень осторожное увеличение общего объема плавания.
Особое внимание
на данном этапе подготовки
следует обращать на развитие
различных форм проявления
Продолжительность этапа. Занятия с детьми на данном этапе проводятся в течении 3 - 4 лет в учебно-тренировочных группах 1-4 годов обучения. Тренировочные нагрузки в недельном микроцикле по годам обучения: 1-й год – 12 час/нед; 2-й год – 15 час/нед; 3-й год – 18 час/нед; 4-й год – 24 час/нед.
3-й Этап специализированной базовой подготовки
Основные задачи этапа специализированной (углубленной) базовой подготовки спортивного совершенствования:
1. Разносторонняя общая, вспомогательная и специальная физическая и плавательная подготовка, на основе выверенной, рациональной структуры тренировочной программы, основанной на постоянном и объективном контроле за состоянием спортсмена.
2. Дальнейшее совершенствование техники плавания основным и дополнительным способами плавания.
3. Определение конкретной специализации в плавании.
4. Стабилизация общей выносливости в плавании.
5. Развитие скоростно-силовых качеств пловца.
6. Стабилизация морально-волевых и «бойцовских» качеств, помехоустойчивости на соревнованиях.
7. Накопление соревновательного опыта.
8. Стабилизация тактического мастерства.
9. Выбор целенаправленных способов формирования и развития спортивных интересов в занятиях спортом высших достижений.
10. Выполнение временных нормативов соответствующих данному этапу подготовки.
11. Улучшение условий тренировки, оснащения спортивным инвентарем и специальным оборудованием.
12. Формирование удобного и рационального режима тренировочных занятий, позволяющего выполнять нагрузки большого объёма и интенсивности.
Основными критериями оценки занимающихся на этом этапе являются:
1. Состояние здоровья и уровень процессов адаптации к высоким и изменяющимся нагрузкам.
2. Степень физического и биологического развития.
3. Соответствие модельным характеристикам избранного способа плавания.
4. Соревновательная деятельность.
По окончании этапа девушки
и юноши обязаны иметь
Основное содержание тренировочного процесса
На данном этапе широко используются многочисленные методы и средства позволяющие резко повысить функциональный потенциал организма спортсменов, вариативно изменяя объёмы нагрузок и максимально приближая их, по характеру, к соревновательной деятельности.
Функциональную подготовку на этом рубеже, характерном уже высокими тренировочными нагрузками, необходимо планировать дифференцированно, с учетом специализации спортсмена. Объёмы плавания возрастают, по сравнению с предыдущим этапом, примерно в 1,5-2 раза скачкообразно с учетом уровня биологической зрелости организма. Большое внимание нужно уделять повышению уровня скоростно-силовых и координационных способностей спортсмена.
Продолжительность этапа. Занятия со спортсменами на этапе специализированной базовой подготовки носит характер спортивного совершенствования в избранном способе плавания и на определенных дистанциях. Тренировки в этом направлении могут продолжаться 3 года.
Тренировочные нагрузки по годам обучения распределяются следующим образом: 1-й и 2-й года – по 27 часов в неделю; 3-й год – 30 часов в неделю.
4-й Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей
Основные задачи этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей (высшего спортивного мастерства):
1. Максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать активное протекание процессов адаптации к максимальным нагрузкам.
2. Достижение максимальных суммарных величин объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок в плавании и в специальной физической подготовке.
3. Обеспечение условий, при которых период максимальных возможностей спортсмена (пик спортивной формы) совпадает с периодом самых интенсивных и сложных тренировочных нагрузок, что позволит добиться максимально возможных результатов.
4. Достижение максимальных результатов в номерах программы соревнований, избранных для углубленной специализации.
5. Значительно увеличить долю средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы.
6. Довести до максимального уровня соревновательную практику.
Основные критерии оценки:
1. Рост и стабильность спортивных результатов.
2. Выполнение временного норматива «Мастер спорта международного класса».
3. Отсутствие противопоказаний к занятиям спортом высших достижений.
Продолжительность этапа зависит от темпов роста достижений, так, мужчинам, специализирующимся в плавании на дистанциях 100 и 200 метров, после выполнения норматива «Мастер спорта» необходимо обычно не менее 3-4 лет напряженной тренировки для успешного выступления на Чемпионатах Мира и Европы, Олимпийских играх, а женщинам 1-3 года.
Очень многое в данном
периоде спортивной деятельности спортсмена
зависит от его социального статуса,
наличия соответствующих
5-й Этап сохранения достижений
Основные задачи этапа сохранения достижений:
1. Удержание ранее достигнутых функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объёме тренировочной работы.
2. Повышение психической готовности к соревнованиям.
3. Совершенствование технического мастерства.
4. Устранение частных недостатков физической и функциональной подготовленности.
5. Поддержание высокого уровеня тактического мастерства.
Основные критерии оценки:
Чем сложнее структура соревновательной деятельности спортсмена, чем большим числом факторов определяется её эффективность и результативность, тем стабильнее спортсмен и выше его статус.
Основное содержание тренировочного процесса:
Следует учитывать, что спортсмены, находящиеся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. Ранее применявшиеся варианты планирования тренировочного процесса, методы и средства не только не могут дать весомого эффекта, но и не удержат спортивные результаты на прежнем уровне.
Поэтому, как никогда ранее, следует изменять средства и методы тренировки, применять комплексы упражнений, не использовавшиеся ранее, новые тренажерные устройства, неспецифические средства стимулирующие работоспособность и эффективность действий. Следует планировать существенные колебания в объемах тренировочной нагрузки применяя «ударные» микроциклы и «восстановительные».
Продолжительность этапа зависит от уровня мотивации спортсмена, его спортивных достижений и социальных условий.
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
2.1. Общая структура и методика построения макроциклов.
Методика построения тренировочных макроциклов (больших и сверх больших циклов) в первую очередь обуславливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего процесса подготовки спортсменов. На каждом из этапов многолетней подготовки тренировочный процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых параллельно или последовательно, решаются задачи всех сторон подготовки спортсменов. Когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный характер.
Продолжительность и
структура макроциклов
- специфические особенности
вида спорта и закономерности
становления основных
- особенности подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях,
- индивидуальные адаптационные возможности спортсмена,
- структура его подготовленности,
- содержание предшествующей тренировки.
Продолжительность макроцикла может колебаться от нескольких месяцев до 4-х лет.
Четырехлетние макроциклы. Планируются и проводятся при подготовке к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определяемых целью подготовки спортсменов к главным соревнованиям четырехлетья.
Каждый четырехлетний макроцикл делится на переходно-подготовительный, базовый, специально-подготовительный и соревновательный периоды.
В переходно-подготовительном макроцикле, как правило, опытные спортсмены решают задачи восстановления физического и психологического состояния после прошедшего олимпийского сезона.
В базовом макроцикле планируется накопление нового потенциала в развитии физических и технических возможностей спортсмена.
В специально-подготовительном макроцикле решаются задачи совершенствования тактического и технического мастерства, выход на близкие к рекордным показатели в результатах.
Соревновательный макроцикл является основным в программе четырехлетия. В этот период решаются главные задачи: выполнение контрольных нормативов для участия в международных соревнованиях и участие в них.
2.2. Структура и содержание годового макроцикла
В настоящее время годовой план подготовки спортсменов в плавании охватывает период в 10-11 месяцев. Резкое увеличение числа соревнований достаточно высокого ранга требует от ведущих спортсменов участия в соревнованиях практически в течение всего года. Этому способствует характерная для современного спорта тенденция использовать соревнования как один из наиболее эффективных методов подготовки пловцов, хорошо адаптированных к обычным тренировочным нагрузкам. В зависимости от возраста, уровня спортивного мастерства, поставленных задач перед спортсменами, определенных целью подготовки к главным соревнованиям, годовой макроцикл может содержать 1-3 цикла. Тенденция к увеличению количества соревнований, расширение их программ, повышение значимости планируемых на них результатов привела к тому, что в годовых программах соревнований по плаванию появились по 2-3 цикла. Это позволяет более дифференцированно готовить спортсменов к основным стартам спортивного сезона или четырехлетия.
Информация о работе Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании