Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Уровень достижений в спорте зависит от многих факторов, которые характеризуют систему подготовки спортсмена любой специальности, и в частности пловца.
Развитие системы подготовки в целом предусматривает совершенствование всех ее сторон: материальной базы, отбора талантливых спортсменов, методики тренировки, педагогического процесса, медицинского и научного обслуживания, идейно-политического воспитания, системы соревнований и т. д.
Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Содержание работы

Введение
Характеристика и структура этапов многолетней подготовки пловца
2.1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, её определяющие
2.2. Тренировка на различных этапах многолетней подготовки
III.Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании
3.1. Общая структура и методика построения макроциклов
3.2. Структура и содержание годового макроцикла
3.3. Структура и содержание мезоциклов
3.4. Структура и содержание недельного микроцикла
3.5. Тренировочное занятие по плаванию
3.6. Основы контроля

Файлы: 1 файл

1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

5. Совершенствование и стабилизация техники всех спортивных способов плавания;

6. Развитие общей выносливости в плавании;

7. Формирование устойчивого интереса к целенаправленной многолетней спортивной тренировке;

8. Отбор наиболее  одаренных юных пловцов с учетом  морфологических критериев, предпосылок развития функциональных возможностей и специальной силы.

Оптимальный возраст  для начала этапа предварительной базовой подготовки в плавании считается, в соответствии с Положением о ДЮСШ, возраст для девочек 9-11 лет, для мальчиков 10-12 лет.

Основными критериями оценки занимающихся на этом этапе являются:

1. Отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям плаванием;

2. Высокий уровень  работоспособности;

3. Хорошая дисциплина;

4. Высокая степень обучаемости;

5. Регулярность посещения занятий;

6. Положительная динамика развития физических и технических качеств.

7. Наличие и своевременное проявление «бойцовских» качеств.

8. Планомерное, без застоев, выполнение нормативов и критериев для перевода в соответствующие группы по годам обучения.

В основу комплектования учебно-тренировочных групп заложена возрастная динамика спортивных результатов  юных спортсменов на основе анализа развития плавания в стране и мире, что нашло свое отражение в нормативах комплектования данных групп в ДЮСШ.

По окончании этапа девочки в 13-14 лет должны иметь подготовку на уровне норматива «Кандидат в мастера спорта», мальчики не ниже 1-го разряда.

Основное  содержание тренировочного процесса

На данном этапе в  большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование  в плавании всеми способами строится на всем многообразии методических приемов  и  материалов. Спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику всех способов плавания, специально-подготовительных и подводящих упражнений в воде и на суше. Такой подход позволит ему быстро осваивать и формировать технику плавания, соответствующую его морфологическим и функциональным возможностям. Это позволит ему уже на протяжении этого этапа предварительно определить специализацию в способах плавания.

Второй этап считается  очень важным для повышения аэробной производительности. Для него характерно неуклонное и вместе с тем очень  осторожное увеличение общего объема плавания.

 Особое внимание  на данном этапе подготовки  следует обращать на развитие  различных форм проявления быстроты, а также координации движений  и гибкости. При высоком естественном  темпе прироста физических способностей  нецелесообразно планировать остро действующие тренировочные средства, занятия с большими тренировочными нагрузками и с высокой интенсивностью. Подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная. Стремление увеличить объем специально-подготовительных упражнений, выполнить, во чтобы это ни стало, разрядные  нормативы приводит, в начале, к быстрому росту результатов, а в дальнейшем отрицательно сказывается на становлении спортивного мастерства.

Продолжительность этапа. Занятия с детьми на данном этапе проводятся в течении 3 - 4 лет в учебно-тренировочных группах 1-4 годов обучения. Тренировочные нагрузки в недельном микроцикле по годам обучения: 1-й год – 12 час/нед; 2-й год – 15 час/нед; 3-й год – 18 час/нед; 4-й год – 24 час/нед.

3-й Этап  специализированной базовой подготовки

Основные  задачи этапа специализированной (углубленной) базовой подготовки спортивного совершенствования:

1. Разносторонняя общая, вспомогательная и специальная физическая и плавательная подготовка, на основе выверенной, рациональной структуры тренировочной программы, основанной на постоянном и объективном контроле за состоянием спортсмена.

2. Дальнейшее совершенствование техники плавания основным и дополнительным способами плавания.

3. Определение конкретной специализации  в плавании.

4. Стабилизация общей выносливости в плавании.

5. Развитие скоростно-силовых качеств пловца.

6. Стабилизация морально-волевых и «бойцовских» качеств, помехоустойчивости на соревнованиях.

7. Накопление соревновательного опыта.

8. Стабилизация тактического мастерства.

9. Выбор целенаправленных способов формирования и развития спортивных интересов в занятиях спортом высших достижений.

10. Выполнение временных нормативов соответствующих данному этапу подготовки.

11. Улучшение условий тренировки, оснащения спортивным инвентарем и специальным оборудованием.

12. Формирование удобного и рационального режима тренировочных занятий, позволяющего выполнять нагрузки большого объёма и интенсивности.

Основными критериями оценки занимающихся на этом этапе являются:

1. Состояние здоровья и уровень процессов адаптации к высоким и изменяющимся нагрузкам.

2. Степень физического и биологического развития.

3. Соответствие модельным характеристикам избранного способа плавания.

4. Соревновательная деятельность.

По окончании этапа девушки  и юноши обязаны иметь результаты соответствующие нормативу «Мастер  спорта», лучшие спортсмены могут быть членами сборной команды страны.

Основное  содержание тренировочного процесса

На данном этапе широко используются многочисленные методы и  средства позволяющие резко повысить функциональный потенциал организма  спортсменов, вариативно изменяя объёмы нагрузок и максимально приближая  их, по характеру, к соревновательной деятельности.

Функциональную подготовку на этом рубеже, характерном уже высокими тренировочными нагрузками, необходимо планировать дифференцированно, с  учетом специализации спортсмена. Объёмы плавания возрастают, по сравнению  с предыдущим этапом, примерно в 1,5-2 раза скачкообразно с учетом уровня биологической зрелости организма. Большое внимание нужно уделять повышению уровня скоростно-силовых и координационных способностей спортсмена.

Продолжительность этапа. Занятия со спортсменами на этапе специализированной базовой подготовки носит характер спортивного совершенствования в избранном способе плавания и на определенных дистанциях. Тренировки в этом направлении могут продолжаться  3 года.

Тренировочные нагрузки по годам обучения распределяются следующим  образом: 1-й и 2-й года  – по 27 часов в неделю; 3-й год – 30 часов в неделю.

 

4-й Этап  максимальной реализации индивидуальных возможностей

Основные  задачи этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей (высшего спортивного мастерства):

1. Максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать активное протекание процессов адаптации к максимальным нагрузкам.

2. Достижение максимальных суммарных величин объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок в плавании и в специальной физической подготовке.

3. Обеспечение условий, при которых период максимальных возможностей спортсмена (пик спортивной формы) совпадает с периодом самых интенсивных и сложных тренировочных нагрузок, что позволит добиться максимально возможных результатов.

4. Достижение максимальных результатов в номерах программы соревнований, избранных для углубленной специализации.

5. Значительно увеличить долю средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы.

6. Довести до максимального уровня соревновательную практику.

Основные  критерии оценки:

1. Рост и стабильность спортивных результатов.

2. Выполнение временного норматива «Мастер спорта международного класса».

3. Отсутствие противопоказаний к занятиям спортом высших достижений.

Продолжительность этапа зависит от темпов роста достижений, так, мужчинам, специализирующимся в плавании на дистанциях 100 и 200 метров, после выполнения норматива «Мастер спорта» необходимо обычно не менее 3-4 лет напряженной тренировки для успешного выступления на Чемпионатах Мира и Европы, Олимпийских играх, а женщинам 1-3 года.

Очень многое в данном периоде спортивной деятельности спортсмена зависит от его социального статуса, наличия соответствующих условий. Как правило, спортсмены достигают к этому этапу 18-20 летнего возраста и вынуждены определять свое место в жизни. Если условия жизни позволяют им заниматься спортом высших достижений, то они успешно повышают свое мастерство и добиваются высоких достижений на международном уровне на протяжении 4-5 лет. Много примеров спортивного долголетия, особенно в спринтерском плавании.

5-й Этап  сохранения достижений

Основные  задачи этапа сохранения достижений:

1. Удержание ранее достигнутых функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объёме тренировочной работы.

2. Повышение психической готовности к соревнованиям.

3. Совершенствование технического мастерства.

4. Устранение частных недостатков физической и функциональной подготовленности.

5. Поддержание высокого уровеня тактического мастерства.

Основные  критерии оценки:

Чем сложнее структура  соревновательной деятельности спортсмена, чем большим числом факторов определяется её эффективность и результативность, тем стабильнее спортсмен и выше его статус.

Основное  содержание тренировочного процесса:

Следует учитывать, что  спортсмены, находящиеся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. Ранее применявшиеся варианты планирования тренировочного процесса, методы и средства не только не могут дать весомого эффекта, но и не удержат спортивные результаты на прежнем уровне.

Поэтому, как никогда ранее, следует изменять средства и методы тренировки, применять комплексы упражнений, не использовавшиеся ранее, новые тренажерные устройства, неспецифические средства стимулирующие работоспособность и эффективность действий. Следует планировать существенные колебания в объемах тренировочной нагрузки применяя «ударные» микроциклы и «восстановительные».

Продолжительность этапа зависит от уровня мотивации спортсмена, его спортивных достижений и социальных условий.

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ

 

2.1. Общая структура и методика построения макроциклов.

Методика построения тренировочных макроциклов (больших и сверх больших циклов) в первую очередь обуславливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего процесса подготовки спортсменов. На каждом из этапов многолетней подготовки тренировочный процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых параллельно или последовательно, решаются задачи всех сторон подготовки спортсменов. Когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный характер.

Продолжительность и  структура макроциклов обуславливается  многими факторами. В их числе:

- специфические особенности  вида спорта и закономерности  становления основных составляющих  спортивного мастерства,

- особенности подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях,

- индивидуальные адаптационные  возможности спортсмена,

- структура его подготовленности,

- содержание предшествующей  тренировки.

Продолжительность макроцикла может колебаться от нескольких месяцев до 4-х лет.

Четырехлетние макроциклы. Планируются и проводятся при подготовке к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определяемых целью подготовки спортсменов к главным соревнованиям четырехлетья.

Каждый четырехлетний  макроцикл делится на переходно-подготовительный, базовый, специально-подготовительный и соревновательный периоды.

В переходно-подготовительном макроцикле, как правило, опытные спортсмены решают задачи восстановления физического и психологического состояния после прошедшего олимпийского сезона.

В базовом  макроцикле планируется накопление нового потенциала в развитии физических и технических возможностей спортсмена.

В специально-подготовительном макроцикле решаются задачи совершенствования тактического и технического мастерства, выход на близкие к рекордным показатели в результатах.

Соревновательный  макроцикл является основным в программе четырехлетия. В этот период решаются главные задачи: выполнение контрольных нормативов для участия в международных соревнованиях и участие в них.

2.2. Структура и содержание годового макроцикла

В настоящее время  годовой план подготовки спортсменов  в плавании охватывает период в 10-11 месяцев. Резкое увеличение числа соревнований достаточно высокого ранга требует от ведущих спортсменов участия в соревнованиях практически в течение всего года. Этому способствует характерная для современного спорта тенденция использовать соревнования как один из наиболее эффективных методов подготовки пловцов, хорошо адаптированных к обычным тренировочным нагрузкам. В зависимости от возраста, уровня спортивного мастерства, поставленных задач перед спортсменами, определенных целью подготовки к главным соревнованиям, годовой макроцикл может содержать 1-3 цикла. Тенденция к увеличению количества соревнований, расширение их программ, повышение значимости планируемых на них результатов привела к тому, что в годовых программах соревнований по плаванию появились по 2-3 цикла. Это позволяет более дифференцированно готовить спортсменов к основным стартам спортивного сезона или четырехлетия.

Информация о работе Методика построения многолетнего тренировочного процесса в спортивном плавании