Методика преподавания арабского танца в детском любительском хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: на основе изучения особенностей арабского танца разработать методику преподавания в детском любительском хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Собрать и изучить материал по теме курсовой работы.
Проследить историю возникновения танца живота.
изучить особенности и стили арабского танца.
определить и проанализировать методы работы с детьми в детском любительском хореографическом коллективе арабского танца.

Содержание работы

Введение………………………………………………...............................3

1. Арабский танец как социокультурное явление………..................6

Социокультурные условия появления и развития арабского
танца...................................................................................................6

Особенности и стили арабского танца……………………….......13

2. Особенности преподавания арабского танца в детском
любительском хореографическом коллективе………………......16

Методы работы в любительском хореографическом коллективе……………………………………….......................................16

Методика преподавания арабского танца в ШВТ "Марьям"……………………………………………………….................26

Заключение……………………………………………….........................30

Список литературы…………………….....................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая НХК.docx

— 69.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

 

Факультет культуры и искусства

Кафедра хореографии

 

 

Методика преподавания арабского  танца в детском любительском хореографическом коллективе.

Курсовая работа.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Воздвиженская Елена Валериевна

Научный руководитель:                               

Ст.преподаватель Э.Ю Крайнова

Дата защиты:_________

Оценка:_____________

Подпись руководителя:_________

 

 

 

 

Томск 2013

Оглавление

 

Введение………………………………………………...............................3

 

1.       Арабский танец как социокультурное явление………..................6

 

    1. Социокультурные условия появления и развития арабского

 танца...................................................................................................6

 

    1. Особенности и стили арабского танца……………………….......13

 

2.        Особенности преподавания арабского танца в детском

любительском хореографическом коллективе………………......16

 

    1. Методы работы в любительском хореографическом коллективе……………………………………….......................................16

 

    1. Методика преподавания арабского танца в ШВТ "Марьям"……………………………………………………….................26

 

Заключение……………………………………………….........................30

 

Список литературы…………………….....................................................32

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Арабский танец.…… После этих слов нашему мысленному взору представляется загадочная прекрасная восточная красавица, исполняющая сказочный танец и околдовывающая всех, кто видит её. От её волшебных движений, искрящего расшитого наряда, выразительных глаз невозможно оторвать взгляд.

Арабский танец — это тайна древней культуры, загадка, ответ на которую не лежит на поверхности. Тайна человеческого тела. Тайна слияния с музыкой, в которой совсем другие ритмы, тона и инструменты. Тайна нашей энергии и того, как раскрытие этой энергии творит чудеса.

Актуальность курсовой работы связана с тем, что в последние годы страстное увлечение Востоком стало повсеместным. Мода на женственность, красоту, оздоровительные центры, фитнес – клубы и танцевальные залы. Перейдя границу Советского Союза в  60 годы, арабский танец  нашел много горячих поклонников в нашей стране. Тысячи женщин с детьми устремились в студии- школы учиться танцевать.  Кого привело любопытство, кто-то просто пришел за компанию и только 10% респондентов пришли, увидев и почувствовав на себе энергетику и «силу танца живота». Для большинства людей это просто экзотический восточный танец, очень красивый сексуальный. Но в то же время это сложная и, оказывается, очень полезная для здоровья девушки техника: здесь идет нагрузка на все группы мышц, в том числе и на те, что не задействованы в нашей повседневной жизни.

Многие являются противниками танца  живота в исполнении детей, но, как показывает практика, танец живота благотворно влияет на ребенка так как он не только несет в себе духовную и эстетическую составляющую, но также является чрезвычайно полезным для укрепления и оздоровления детского организма, нормализации его функционирования, а также решения многих  проблем, таких как проблемы с  позвоночником, работой кишечника,  плоскостопием и тд. Большое значение имеют занятия танцем живота и для психологического здоровья ребенка. Во время занятий ребенок раскрепощается, забывает о проблемах, избавляется от многих комплексов. Нередко занятия танцем живота назначаются врачами в качестве терапии, которая помогает ребенку почувствовать себя более свободно в социуме, найти новых друзей, перестать стесняться себя и своего тела. Особенно заметен результат занятий тогда, когда девочка достигает подросткового возраста, так как в данном случае удается избежать проблем с низкой самооценкой, многих комплексов. Занятия танцем живота способствуют развитию женственности у девушки, формирования идеальной соблазнительной фигуры, красивой походки, осанки. Поэтому преимущества ранних занятий танцами неоспоримы.

О возможности гармонизации тела и души через арабский танец, а порой и гармонизации основных женских инстинктов, говорится во многих работах, в частности: Валиды Сачаковой, Ирины Черникиной, Елены Рамазановой, Владимира Антонова, Григорий Собченко, Александр Привалов, Венди Буонавентура.

Степень изученности: Препятствия при написании курсовой послужило малое количество теоретической информации. Это свидетельствует о том, что теоретики сегодня не занимаются обоснованием такого широкого воздействия арабского танца на ребенка, и это становится – делом личного опыта и практики.

Объект курсовой работы: арабский танец как социокультурное явление.

Предмет: обучение арабскому танцу в детском возрасте (3-14лет).

Цель курсовой работы: на основе изучения особенностей арабского танца разработать методику преподавания в детском любительском хореографическом коллективе.

Для достижения поставленной  цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Собрать и изучить материал по теме курсовой работы.
  2. Проследить историю возникновения танца живота.
  3. изучить особенности и стили арабского танца.
  4. определить и проанализировать методы работы с детьми в детском любительском хореографическом коллективе арабского танца.

Методы, использованные в работе: наблюдение, систематизация теоретических источников и литературы.

Практическая  значимость исследования: Значимость заключается в изучении социокультурных условий возниконовения ,особенностей и методики арабского танца.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой  главе  прослеживается история возникновения танца живота.

Во второй главе выделяются особенности преподавания арабского танца в детском любительском хореографическом коллективе.

 

 

 

 

 

1. Арабский танец  как социокультурное явление.

 
1.1 Социокультурные условия появления и развития арабского танца.

 

Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно за 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы. Принято считать, что эти фрески описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни. [5]

Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили "священными проститутками", которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Вполне возможно, что некоторые из движений их танца сохранились в том танце живота, который исполняют современные танцовщицы. Интересно отметить, что существовали различные касты танцовщиц. Гавази (в переводе с египетского диалекта – чужестранцы), которые выступали на улицах и, как правило, не отличались образованностью. Авалим, которые были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) - так называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Авалим умели играть на различных музыкальных инструментах, хорошо разбирались в поэзии, могли исполнять стихи и песни собственного сочинения, как гейши средневековой Японии. Стили танца Гавази и Авалим довольно сильно отличались. Люди, изучающие историю танца живота, считают, что он зародился как ритуал подготовки к деторождению. В те времена не было больниц, обезболивающих препаратов и других медикаментов, облегчающих процесс родов, поэтому приходилось рожать так, как было задумано природой. [24]

              Не удивительно, что женщины превратили в ритуал те движения, которые укрепляли и тонизировали мышцы и тем самым облегчали роды.

На Востоке молодых  девочек приобщали к танцу  живота с раннего возраста, тренировали  их брюшные мускулы в подготовке к рождаемости, так как арабские женщины знали, что тренированные  брюшные мышцы, были лучшим механизмом предотвращения боли.

Легко заметить, что многие движения танца живота сосредоточены в области живота или таза. Представляя собой комбинацию напряжения и расслабления мышц, они тренируют внутренние органы и тонизируют мышцы живота. Волнообразные движения фактически задействуют те мышцы женщины, которые выталкивают ребенка при родах. [6]

До сих пор историки точно не могут назвать страну, где впервые  начали именно исполнять  танец живота. Существует несколько  версий. Например, есть предположение, что это Египет, а может Междуречье, некоторые считают, что истоки танца  следует искать в Индии. Причины  такого разброса очевидны: территория распространения танца живота обширна. В Древнем мире тот танец, что  мы именуем сейчас belly dance, танцевали и в Египте, и в Греции, в Риме, в Вавилоне и в Среднеазиатских государствах. [19]

Он не случайно получил пикантное  название «танец жизни». «Живот» значит жизнь. С кем и с чем ассоциируется  само понятие «жизнь»? Конечно, с  женщиной-матерью. И действительно  танец живота непосредственно связан с развитием культа богини Плодородия, богини-матери. У разных народов  эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. Этому культу служили во многих древних государствах, так как земледелие являлось основой их экономической жизни. В мифологии многих древних народов Востока небо связывали с богом-мужчиной, а землю — с богиней-женщиной. В результате союза Неба и Земли появилось все живое, а также другие боги. Ритуалы в честь богов сопровождались музыкой и танцами, которые не только прославляли, но и отражали роли этих богов. [16]

Танец живота стал самым выразительным  средством для изображения первопричины жизни — процесса зачатия, вынашивания  плода и, наконец, рождения. Любовь, которую вызывали, исполняя танец  живота, была могучим источником новой  жизни. До сих пор у некоторых  бедуинских племен можно наблюдать  обычай, когда женщины собираются в большом шатре и танцуют  вокруг роженицы, помогая ей таким  образом в родах и встречая рождение ребенка радостью, чтобы  жизнь его была счастливой. В Турции, арабских странах, в некоторых районах  Кавказа по сей день приглашают исполнительниц танца живота на свадьбу, желая молодоженам  благополучия в продолжении рода. На Востоке именно многодетные семьи  считаются самыми счастливыми, а  их родители пользуются почетом и  уважением. Поэтому любая восточная  женщина умеет исполнять основные элементы танца живота, чтобы иметь  хорошее здоровье, быть готовой родить здорового ребенка и уметь  воскрешать вновь и вновь любовь мужа. [4]

Вместе с утверждением христианства в Риме с IV века, затем, благодаря  распространению ислама на Ближнем  Востоке и в Средней Азии в VII-IX веках, языческие культы угасают. С течением времени исчезает и  культ Богини любви и плодородия. Но танец живота продолжает пользоваться популярностью. По мере развития древних  цивилизаций он вышел за рамки  религиозного культа и превратился  в светскую усладу, развлекательное  зрелище в повседневной культуре Востока.

Впрочем, светский вариант  этого танца существовал одновременно с храмовым, являясь  веселым действом, например на базарах. В прежние времена девушки из небогатых семейств этим танцем могли заработать себе солидное приданое, танцуя его на рыночной площади. История знает случаи, когда рабыня становилась госпожой в доме своего нового хозяина после удачного исполнения танца живота на невольничьем рынке. И тому подтверждением служит библейская история Саломеи, танцующей перед царем Иудейским и приводящей его в экстаз своим искусством. [7]

Сейчас танец живота становится все более популярным не только на Востоке, но и на Западе. Хотя для  большинства наших современников  танец живота — просто экзотический восточный танец. Его пришествие в европейскую цивилизацию связано  с именем известной разведчицы Мата Хари. В начале XX века именно она впервые использовала элементы танца живота в своих выступлениях на сцене. Тогда разразился грандиозный скандал, но сама танцовщица легкомысленно утверждала, что является исполнительницей индийских храмовых танцев. Так или иначе, но именно благодаря обольстительной Мата Хари многие в Европе вначале связывали восточные танцы исключительно с Индией. «Танец жизни» как таковой стал привлекать внимание уже после окончания авантюрной эпохи Мата Хари и был именован belly dance (рекламная уловка Голливуда) на выставке в Чикаго около века назад. Хотя по другой версии история современного танца живота начинается с 1889 года, когда в Париже впервые было показано шоу с участием восточных танцовщиц. [23]

В нашей несказочной жизни наряды для исполнения танца живота полупрозрачные и расшиты блестками, бисером, стразами и монетками. Костюм включает в себя лиф, широкий пояс, шаровары или юбки — в цветовой гамме, олицетворяющей одну из стихий: огонь, воду (полную луну), землю или воздух. Единение с землей-матерью танцовщицы подчеркивают, исполняя танец босиком. В belly dance можно использовать любое количество браслетов и других украшений на ногах. [8]

Наполеон, завоевав Египет, приказал отрубить головы 400 исполнительницам танца живота, чтобы те не вводили в соблазн и не расслабляли его солдат. К сожалению, именно такое мнение распространено о belly dance и сейчас. Исполнение танца в гаремах, а также полуобнаженный вид танцовщицы часто смущают людей.

Информация о работе Методика преподавания арабского танца в детском любительском хореографическом коллективе