Методика преподавания истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Одной из проблем, оказывающих влияние на повышение эффективности и качества обучения в общеобразовательных учреждениях, является проверка знаний и умений учащихся. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. В последние годы образование претерпевает процесс системных преобразований в подборе методов и методик преподавания предметов, в особенности данная проблема касается гуманитарных дисциплин. Основной элемент изменения- это введение единого государственного экзамена. Актуальность работы состоит в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, проблемы обучения, методики.

Содержание работы

Введение
I. Организация контроля знаний учащихся как важнейший фактор в обучении истории.
I.1. Цели контроля знаний и умений учащихся
I.2. Функции контроля и диагностики в учебном процессе
I.3. Виды и формы контроля знаний. Оценка знаний учащихся
II. Тестирование как метод педагогического контроля.
II.1.Виды тестов и их характерные особенности
II.2.Формирование оценочной шкалы тестового контроля
II.3. Методика составления тестовых заданий
II.4. Достоинства и недостатки тестирования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

Введение

 

I. Организация контроля  знаний учащихся как важнейший  фактор в обучении истории.

I.1. Цели контроля знаний  и умений учащихся

 

I.2. Функции контроля и  диагностики в учебном процессе

 

I.3. Виды и формы контроля  знаний. Оценка знаний учащихся

 

II. Тестирование как метод  педагогического контроля.

 

II.1.Виды тестов и их  характерные особенности

 

II.2.Формирование оценочной  шкалы тестового контроля

 

II.3. Методика составления  тестовых заданий

 

II.4. Достоинства и недостатки  тестирования

 

Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Одной из проблем, оказывающих влияние на повышение эффективности и качества обучения в общеобразовательных учреждениях, является проверка знаний и умений учащихся. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

 

   В последние годы  образование претерпевает процесс  системных преобразований в подборе  методов и методик преподавания  предметов, в особенности данная  проблема касается гуманитарных  дисциплин. Основной элемент изменения- это введение единого государственного  экзамена.

 

       Актуальность работы состоит в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, проблемы обучения, методики.     

 

     Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Учащиеся недостаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. «Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки»[27, C.46].

 

    Объектом данной курсовой работы являются тестовые задания. Актуальность работы в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, методики. Их нужно изучать и расширять.

 

    Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории. Работы известных методистов и опыт учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

 

     Нейман Ю.М., Хлебников В.А. в работе «Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов» рассматривают тест школьных достижений как комплекс заданий, приспособленных к определенному содержанию обучения таким образом, чтобы на основе результатов тестирования можно было установить, в какой степени это содержание, предназначенное для решения в течение одного учебного занятия, усвоено учащимися».

 

    Стражев А.И. в «Методике преподавания истории» четко сформулировал и описал функции, виды и методы контроля знаний учащихся, а также понятия, причины и средства предопределения неуспеваемости.

 

    Акопова Л.И., Ястребова С.А. в книге «Внутришкольный контроль по истории» рассказывают о применении программированного контроля, трудностях его применения и путей их преодоления.

 

     Предметом работы являются виды, формы тестовых заданий, их роль в проверке знаний и умений учащихся.

Цель работы – показать роль и место тестовых заданий по истории в проверке знаний и умений учащихся. Тесты помогают всем не только проверить свои знания, но и узнать много нового и интересного. Основное внимание уделяется организации тестирования и использованию тестовых заданий на разных этапах обучения и в различных видах занятий.

Задачами работы являются:

- рассмотреть организации  тестирования;

- проанализировать результаты  тестирования;

- показать роль и место  тестовых заданий по истории  в проверке знаний и умений  учащихся;

- изучить виды и формы  тестовых заданий.

Изучение представленных задач позволит сформировать собственное мнение, выработать свое отношение к проблеме обучения, методам преподавания истории в связи с реформой образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организация контроля знаний учащихся как важнейший фактор в обучении истории.

 

I.1. Цели  контроля знаний и умений учащихся.

 

    Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективно информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и навыков; и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса, изменения и дополнения и др.

 

    Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации [1, C. 12].

 

    Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.

[83, с.112-115]

 

В педагогической литературе в качестве основных требований контроля определены следующие:

- планомерность и систематичность, т. е. осуществляться в соответствии  с запланированным ходом учебно-воспитательного  процесса, составлять его органическую  часть и строиться на основных  вопросах программы обучения. Регулярность  контроля позволяет своевременно  выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к  их устранению путем соответствующего  совершенствования учебного процесса;

- объективность, реально  и сопоставимо оценить успехи  и недостатки учебной деятельности  учащихся, правильно установить  степень овладения знаниями и  умениями, исключающим субъективные  оценочные суждения, основанные  на недостаточном изучении учащимися. Объективность проверки определяется  многими факторами: научной обоснованностью  и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки;

- всесторонность, т. е. наиболее  полно выявлять фактический уровень  усвоения учащимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только  предметных знаний, но и усвоение  мировоззренческих идей, общеучебных и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут ли учащиеся воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач.

- индивидуальность. Овладение  знаниями и умениями - процесс  индивидуальный. Каждый учащийся  овладевает знаниями и умениями  в соответствии со своими психолого-физиологическими  особенностями. Ко всем учащимся  предъявляются одинаковые требования  в отношении объема, качества  знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества учащихся, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;

- экономичность по затратам  времени учителя и учеников, обеспечивающим  анализ проверочных работ и  их обстоятельную оценку в  сравнительно короткий срок.

 

1.2 Функции  контроля.

 

    Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др. 

    Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта

     Ученые-педагоги и методисты выделяют следующие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая[6, C. 51].

   Важно, чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и выполнял также учетную, контрольно - корректирующую, функции.

 

    Учетная функция контроля проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе.

 

    Контрольно - корректирующая функция обеспечивает обратную связь «учитель - ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, некоторого перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях школьников, уровнем подготовки класса.

 

    Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

 

    Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков школьников происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует углублению знаний учащихся[6, C. 54].

    Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют исторические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

 

     Воспитательная функция контроля и оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, дает дополнительную мотивацию в познавательной деятельности.

 

    Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

    Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности[11, C. 112].

 

    Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

 

    Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка к ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

 

    Функции контрольного этапа должны отвечать задачам контроля, определяемым учителем для каждого этапа учебного процесса. Определив задачу, как лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), можно сделать вывод о том, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности[22, C. 63].

 

    Что касается обучающей функции контроля, то здесь можно привести те же замечания, что и при рассмотрении корректирования званий, как одной из целей контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Не отрицая всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, можно отметить, что эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

 

I.3. Виды и формы  контроля знаний и умений. Оценка  знаний.

 

    Систему контроля образуют различные формы его осуществления: экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места[19, C. 108].

   

    Предварительный контроль знаний проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель данного вида контроля - ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном) , то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа, работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением.

Информация о работе Методика преподавания истории