Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа
Одной из проблем, оказывающих влияние на повышение эффективности и качества обучения в общеобразовательных учреждениях, является проверка знаний и умений учащихся. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. В последние годы образование претерпевает процесс системных преобразований в подборе методов и методик преподавания предметов, в особенности данная проблема касается гуманитарных дисциплин. Основной элемент изменения- это введение единого государственного экзамена. Актуальность работы состоит в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, проблемы обучения, методики.
Введение
I. Организация контроля знаний учащихся как важнейший фактор в обучении истории.
I.1. Цели контроля знаний и умений учащихся
I.2. Функции контроля и диагностики в учебном процессе
I.3. Виды и формы контроля знаний. Оценка знаний учащихся
II. Тестирование как метод педагогического контроля.
II.1.Виды тестов и их характерные особенности
II.2.Формирование оценочной шкалы тестового контроля
II.3. Методика составления тестовых заданий
II.4. Достоинства и недостатки тестирования
Заключение
Литература
Введение
I. Организация контроля знаний учащихся как важнейший фактор в обучении истории.
I.1. Цели контроля знаний и умений учащихся
I.2. Функции контроля и диагностики в учебном процессе
I.3. Виды и формы контроля знаний. Оценка знаний учащихся
II. Тестирование как метод педагогического контроля.
II.1.Виды тестов и их характерные особенности
II.2.Формирование оценочной шкалы тестового контроля
II.3. Методика составления тестовых заданий
II.4. Достоинства и недостатки тестирования
Заключение
Литература
Введение.
Одной из проблем, оказывающих влияние на повышение эффективности и качества обучения в общеобразовательных учреждениях, является проверка знаний и умений учащихся. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.
В последние годы
образование претерпевает
Актуальность работы состоит в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, проблемы обучения, методики.
Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Учащиеся недостаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. «Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки»[27, C.46].
Объектом данной курсовой работы являются тестовые задания. Актуальность работы в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, методики. Их нужно изучать и расширять.
Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории. Работы известных методистов и опыт учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.
Нейман Ю.М., Хлебников В.А. в работе «Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов» рассматривают тест школьных достижений как комплекс заданий, приспособленных к определенному содержанию обучения таким образом, чтобы на основе результатов тестирования можно было установить, в какой степени это содержание, предназначенное для решения в течение одного учебного занятия, усвоено учащимися».
Стражев А.И. в «Методике преподавания истории» четко сформулировал и описал функции, виды и методы контроля знаний учащихся, а также понятия, причины и средства предопределения неуспеваемости.
Акопова Л.И., Ястребова С.А. в книге «Внутришкольный контроль по истории» рассказывают о применении программированного контроля, трудностях его применения и путей их преодоления.
Предметом работы являются виды, формы тестовых заданий, их роль в проверке знаний и умений учащихся.
Цель работы – показать роль и место тестовых заданий по истории в проверке знаний и умений учащихся. Тесты помогают всем не только проверить свои знания, но и узнать много нового и интересного. Основное внимание уделяется организации тестирования и использованию тестовых заданий на разных этапах обучения и в различных видах занятий.
Задачами работы являются:
- рассмотреть организации тестирования;
- проанализировать результаты тестирования;
- показать роль и место тестовых заданий по истории в проверке знаний и умений учащихся;
- изучить виды и формы тестовых заданий.
Изучение представленных задач позволит сформировать собственное мнение, выработать свое отношение к проблеме обучения, методам преподавания истории в связи с реформой образования.
I. Организация контроля знаний учащихся как важнейший фактор в обучении истории.
I.1. Цели
контроля знаний и умений
Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективно информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и навыков; и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса, изменения и дополнения и др.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации [1, C. 12].
Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.
[83, с.112-115]
В педагогической литературе в качестве основных требований контроля определены следующие:
- планомерность и
- объективность, реально
и сопоставимо оценить успехи
и недостатки учебной
- всесторонность, т. е. наиболее
полно выявлять фактический
- индивидуальность. Овладение
знаниями и умениями - процесс
индивидуальный. Каждый учащийся
овладевает знаниями и
- экономичность по затратам времени учителя и учеников, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок.
1.2 Функции контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.
Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта
Ученые-педагоги и методисты выделяют следующие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая[6, C. 51].
Важно, чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и выполнял также учетную, контрольно - корректирующую, функции.
Учетная функция контроля проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе.
Контрольно - корректирующая функция обеспечивает обратную связь «учитель - ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, некоторого перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях школьников, уровнем подготовки класса.
Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.
Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков школьников происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует углублению знаний учащихся[6, C. 54].
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют исторические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Воспитательная функция контроля и оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, дает дополнительную мотивацию в познавательной деятельности.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности[11, C. 112].
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка к ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.
Функции контрольного этапа должны отвечать задачам контроля, определяемым учителем для каждого этапа учебного процесса. Определив задачу, как лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), можно сделать вывод о том, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности[22, C. 63].
Что касается обучающей функции контроля, то здесь можно привести те же замечания, что и при рассмотрении корректирования званий, как одной из целей контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Не отрицая всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, можно отметить, что эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.
I.3. Виды и формы контроля знаний и умений. Оценка знаний.
Систему контроля образуют различные формы его осуществления: экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места[19, C. 108].
Предварительный контроль знаний проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель данного вида контроля - ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном) , то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа, работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением.