Методика преподавания истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Одной из проблем, оказывающих влияние на повышение эффективности и качества обучения в общеобразовательных учреждениях, является проверка знаний и умений учащихся. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. В последние годы образование претерпевает процесс системных преобразований в подборе методов и методик преподавания предметов, в особенности данная проблема касается гуманитарных дисциплин. Основной элемент изменения- это введение единого государственного экзамена. Актуальность работы состоит в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, проблемы обучения, методики.

Содержание работы

Введение
I. Организация контроля знаний учащихся как важнейший фактор в обучении истории.
I.1. Цели контроля знаний и умений учащихся
I.2. Функции контроля и диагностики в учебном процессе
I.3. Виды и формы контроля знаний. Оценка знаний учащихся
II. Тестирование как метод педагогического контроля.
II.1.Виды тестов и их характерные особенности
II.2.Формирование оценочной шкалы тестового контроля
II.3. Методика составления тестовых заданий
II.4. Достоинства и недостатки тестирования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

 

     Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий. Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому учебному материалу. Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения учебным материалом.

 

    «Учитель - не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим»[28, C. 91].

 

    Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются тематическим или периодическим контролем. Его цель - установить насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, знаков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса. Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенно тему, то это тематический контроль. Его задача - проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний тесно связанную с проблемным обучением[22, C. 105].

 

 

    В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть - деятельности в измененной и новой ситуациях, что предоставит каждому учащемуся возможность полностью проявить уровень своей подготовки по теме[22, C. 107].

 

     Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Назначение данного вида контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Наиболее часто встречающимся недостатком является сосредоточение внимания учителя на отстающих учениках.

 

    Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, насколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

 

    Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель - определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах выделены специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся»[15, C. 27].

     При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценки ставится чисто контрольная функция (например, экзамены, четвертные или другие контрольные работы, разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные отметки за них выставляются всем ученикам без исключения. [28, C. 142].

 

     Еще одна разновидность контроля - самоконтроль. Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки[9, C. 31].

 

    Государственный стандарт исторического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках истории. Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта исторического образования[13, C.8].

 

    В  настоящее  время в школах  используются различные формы организации контроля знаний, рассмотрим наиболее распространенные.

 

    На уроках  большинством учителей по-прежнему часто используется устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель - выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по изучаемому параграфу или главе. При организации устного опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.

 

1. Во время опроса учебники  должны лежать на парте в  закрытом виде. Это - обязательное  требование, выполнение которого  необходимо для того, чтобы учащиеся  не отвлекались от коллективной  работы класса; подглядывание текста  учебника в ходе опроса помешало  бы правильно оценивать ответы  учащихся с места. В старших  классах, где учащиеся нередко  доучивают урок во время опроса, указанное требование проводится  с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

 

2. Вопрос для развернутого  ответа учитель ставит перед всем классом, активизируя таким образом знания и активность каждого. После небольшой паузы следует вызвать ученика для развернутого ответа. Недопустимо превращать опрос в диалог между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных школьников.

 

3. Прерывать учащегося  допустимо лишь в случаях крайней  необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса , перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов)[25, C. 201].

 

    Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по материалу предшествующего урока.

      Важно, чтобы уже в 5-6 классах школьники начали овладевать некоторыми стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно рассказывать в таком порядке:

 

1. Причины.

2. Характер войны.

3. Ход военных действий.

4. Итоги войны.

 

    По форме проведения контроль может быть устным, письменным и комбинированным.

    Устный опрос требует устного изложения учеником материала о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение в наблюдении или опыте.

    Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний учащихся, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

 

     Монологическая форма устного ответа в 5-6 классах не является распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от учащегося творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного текста учебника. В 7-11 классах, по мере возрастания объема учебного материала, возрастает и роль монологического устного опроса. Задавая вопрос ученику, учитель должен дать возможность рассказать все, что известно по данному вопросу отвечающему. Нельзя прерывать ученика наводящими вопросами, так как тогда индивидуальный устный опрос превращается в диалог между учителем и учеником[5, C. 167].

 

     Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

     Оценка способствует повышению успеваемости и развитию учащихся, когда при составлении текста работы удается правильно увязать объективные требования с достигнутым классом уровнем успеваемости. Работа должна ставить высокие, но выполнимые требования. У учащихся не должно быть ощущения, что требования завышены. Это снизит их отдачу. Классные работы используются в основном для контроля и оценки комплексных достижений. Ключевые знания и элементарные навыки контролируются в рамках повседневных упражнений и коротких проверок. Вот почему классные работы включают в себя задания, содержащие от года к году все более возрастающие требования к систематизации знаний и все же, любая классная контрольная работа должна включать в себя также разумную долю простых заданий, с помощью которых проверялись бы ключевые знания и элементарные умения. Кроме того, контрольную работу строят так, чтобы даже слабый ученик, если он, конечно, достаточно работал, мог получить удовлетворительную оценку. Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся такие работы в течение года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требующие умения излагать мысли, применять полученные теоретические знания.

    Содержание работ для письменного опроса учитель может организовывать по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта «А» ученик получит отметку не выше «3» за вариант «Б» - не выше«4», а за вариант «В» - «5». При желании ученик может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля, к сожалению, недостаточно часто используется в школе и требует серьезной предварительной подготовки[5, C. 169].

 

     Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по изучаемой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления какого-либо умения или навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

    Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или, наоборот, ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах[5, C. 174].

 

     Творчески работающие учителя используют в работе разнообразные формы контроля знаний, что позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний. Назовем некоторые интересные, но мало используемые формы контроля:

 

- исторический диктант;

 

-кроссворд;

 

-ответ по составленному  плану;

 

-письменная проверочная  работа;

 

- составление плана ответа  на вопрос учителя;

 

-лабораторная работа  с документами по изучаемой  теме;

 

-устный зачет по изученной  теме[15, C. 82].

 

Охарактеризуем наиболее сложные из названных форм контроля.

 

     Исторический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д.

Информация о работе Методика преподавания истории