Методика преподавания истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Одной из проблем, оказывающих влияние на повышение эффективности и качества обучения в общеобразовательных учреждениях, является проверка знаний и умений учащихся. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. В последние годы образование претерпевает процесс системных преобразований в подборе методов и методик преподавания предметов, в особенности данная проблема касается гуманитарных дисциплин. Основной элемент изменения- это введение единого государственного экзамена. Актуальность работы состоит в том, что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качество обучения, существенные различия, проблемы обучения, методики.

Содержание работы

Введение
I. Организация контроля знаний учащихся как важнейший фактор в обучении истории.
I.1. Цели контроля знаний и умений учащихся
I.2. Функции контроля и диагностики в учебном процессе
I.3. Виды и формы контроля знаний. Оценка знаний учащихся
II. Тестирование как метод педагогического контроля.
II.1.Виды тестов и их характерные особенности
II.2.Формирование оценочной шкалы тестового контроля
II.3. Методика составления тестовых заданий
II.4. Достоинства и недостатки тестирования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

чистовик.docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

 

      Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Исторический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля[27, C. 28].

 

     Лабораторная работа достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с текстом учебника ребята переходят к работе с реальными историческими документами. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как исторический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний[19, C. 152].

 

     Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать исторические задачи, потом выполнить работу с документом, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность исторического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих учеников.

     Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:

 

- на зачет отводится  не более 2 уроков;

 

- подготовка к зачету  ведется заблаговременно, учитель  уже в начале изучения темы  сообщает дату проведения зачета  и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

 

- теоретических вопросов  должно быть не более 20;

 

- принимая во внимание  сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах. [5, C. 211].

 

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить.

 

 

 

Глава 1. Тесты в обучении истории

 

1.1 Тесты

 

     Тестирование – это самая эффективная форма проверки и самопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Отвечая на вопросы тестов, можно узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по отечественной истории. Использование такого вида работы, как тестирование, поможет совершить невозможное – осуществить тотальный опрос учащихся по самым разным проблемам и превратить этот процесс не в «шоковую терапию» экзамена, а в интересную игру[2]. Как можно использовать тесты:

 

     1. Итоговое тестирование. Тесты составлены так, что они охватывают темы, изучаемые в течение определённого периода времени. Составляются четыре блока тестов, по 30 вариантов в каждом блоке. Таким образом, за время изучения курса истории России (1796-1894) можно провести четыре итоговых тестирования. Варианты тестов указаны в скобках, например: тест № 1 (12), тест № 4 (25) и т.д.

    На итоговом занятии, дата которого должна быть известна заранее, каждый ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо выбрать любые восемь вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За восемь правильных ответов – оценка «5», за семь – оценка «4», за шесть – оценка «3». Учащийся, ответивший менее чем на шесть вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На итоговое тестирование отводится не более 45 минут. Оценка за итоговое тестирование ни в коем случае не должна рассматриваться как итоговая за четверть, полугодие или учебный год. Она должна составлять не более 40 % от всех видов работ, которые выполнял учащийся в течение определённого времени, и, исходя из этого, влиять на итоговую отметку.

 

     2. Историческая олимпиада. В конце каждого блока тестов предлагаются вопросы с вариантами ответов к исторической олимпиаде. Эти вопросы могут быть использованы преподавателем по-разному: для тестирования наиболее успевающих учащихся; для получения учащимися дополнительной оценки; для проверки знаний учащихся, занимающихся в исторических кружках, и, наконец, при проведении исторической олимпиады.

Вопросы в этом разделе достаточно сложные, предполагают дополнительные знания по истории, чтение дополнительной исторической литературы, поэтому, компонуя из них тесты, преподаватель должен включать в них меньшее количество вопросов, чем в обычный итоговый тест, например всего семь вопросов, из которых ученику необходимо выбрать пять и найти на них правильный ответ, что соответствовать оценке «5», на четыре вопроса – оценке «4», на три вопроса – оценке «3».

 

     3. Самопроверка. Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады для получения ими дополнительной оценки.

 

     4. Тестирование в ходе обучения. Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, после изучения какой – либо темы учащимся предлагается выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам заранее устанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определённых случаях может быть организовано, например, для слабоуспевающих учащихся.

     В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации теста, тестовые задания можно различать:

1. По целям: с элементами  обучения и контролирующие.

2. По характеру требуемых  действий: задания-воспроизведения  знаний, анализа признаков понятий, выполнения определенных действий (вычисления, сопоставления, логического  заключения и т.д.).

3. По характеру ответа: открытые или закрытые.

4. По месту, занимаемому  в учебном процессе - исходного  уровня подготовки, текущего контроля, рубежного или итогового контроля.

5. По уровню усвоения: тесты I-го уровня на опознание, узнавание и различение; тесты II-го уровня – воспроизведение информации об объекте по памяти; III-го уровня, требующие решать типовые задачи; IV-гo уровня - творческого применения полученных знаний

 

6. По виду: словесные, числовые, знаковые, зрительно-пространственные (схемы, таблицы, графики, рисунки и др.).

7. По структуре ответа: с ответом «да»- «нет», на окончание  мысли, с выбором верного ответа, на сравнение или сопоставление, на объяснение понятий, на количественное  соотношение фактов и др.

8. По средствам: бланковые, предметные (конструктивные), с использованием технических средств, практические (в форме лабораторных работ).

9. По уровню стандартизации  контроля: стандартизированные или  нестандартизированные.

10. По принципу подбора  содержания теста к конкретной  группе обучаемых: адаптивные или неадаптивные.

11. По конструкции программы  контроля: независимые друг от  друга или «тесты-лестницы».

12. По характеру контроля: индивидуальные или массовые (фронтальные).

13. По функциям проверки: констатирующие, диагностирующие и  прогностирующие.

Учитывая невозможность составления единой классификации (в литературе можно найти 84 вида тестовых заданий), необходимо коснуться одного важного момента в составлении тестов. Любой контроль, а тестовые задания являются его частным случаем, должен быть управляющим, обучающим и контролирующим. Один и тот же вопрос в зависимости от назначения теста может в равной степени отвечать всем этим требованиям, каждое из которых может быть усиленно самой конструкцией теста. [75, с. 112-114]

 

    Тесты с несколькими вариантами ответов – самые традиционные в обучении истории. Они универсальны, так как позволяют проверить знание учениками всех структурных компонентов учебного исторического содержания[4].

Современниками были:

а) ЕкатеринаI и АвгустII;

б) ПетрI и Ф.Я.Лефорт;

в) А.К.Нартов и А.Чохов;

г) царевич Алексей и Малюта Скуратов;

д) А.Д.Меньшиков и К.А.Булавин.

   

Кроме тестов с несколькими вариантами ответов существуют ещё и другие тестовые задания:

Тест на восстановление соответствия.

Соедините стрелками имена изобретателей, название и даты их изобретений:

Джеймс Уатт                          1733         Прядильная машина

Джеймс Стефенсон                1793        Процесс пудмипования чугуна

Э. Картрайт                             1807        Прялка «Дженни»

 

    Тест «Исключение лишнего» или продолжение ряда в установленной закономерности.

 

А. Что лишнее?

Кондиция, Ледяной дом, Бироновщина, Московский университет.

 

Б. Продолжите ряд, определив закономерность:

1700-1721, 1756-1762, 1768-1774,…;

Пётр I, Екатерина II, Пётр II,…;

Витебск, Смоленск, Бородино,…;

Дворянское ополчение, Стрельцы,….

 

Тест на группировку исторической информации[5].

Распределите по соответствующим колонкам таблицы имена собственные, обозначения исторических реалий и т.п.

Египет

Междуречье

Индия

Китай

Персия

Финикия, Палестина

Дарий, Амон, Саул, бумага, шахматы, Кир, Конфуций, Вавилон, Амока, Моисей, Персеполь, Карфаген, Нефертити, Камбиз, Ассирия, Иерусалим, Ганг.

 

Тест на установление хронологической последовательности.

Расположите перечисленные события в порядке их совершения:

Установление в Риме республики,

Законы Двенадцати таблиц,

Битва при Пидне,

Основание Рима,

Битва при Каннах,

Нашествие галлов.

 

Тест на субъективное ранжирование исторических фактов.

Какие из нижеприведённых черт были наиболее важным для средневекового человека? Пронумеруйте их в порядке убывания:

Благочестие _ , забота о спасении души _ , служение богу _ , достижение социального возвышения _ , богатство и успех в делах _ , тяжёлый и упорный труд _ , семейное счастье _ .

 

Тест на определение логической последовательности.

Постройте цепочку, расположив перечисленные ниже события и явления так, чтобы слева оказалось наиболее раннее из них, далее – следующее за ним по времени и т.д. Соседние звенья должны быть связаны друг с другом как причины и следствия:

А. Возникновение земледелия и скотоводства.

Б. Собирательство и охота начинают давать больше продуктов, чем необходимо для пропитания общины.

В. Разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств.

Г. Появление излишков.

Д. Увеличение урожайности земли.

Е. Переход от родовой общины к соседской.

Ж. появление плуга и орудий из металлов.

 

Тест с ограничением на ответ.

Заполните пропуски:

Страна Шумер находилась в южной части…. Люди освоили эти земли… лет назад. Жили они в домах из….На полях выращивали…, …, …. Чтобы вода постоянно питала землю, земледельцы научились строить… и …. Шумеры научились приручать домашних животных: …,..., …. Здесь были построены одни из первых городов мира, например: …, ….

 

Тест со свободными ответами.

Почему в орбиту кризиса 1930-х гг. оказались вовлечёнными страны Азии, Африки, Латинской Америки?

 

Отметьте наиболее существенные причины из перечисленных ниже и выскажите собственное мнение:

А. Эти государства перестали получать большие кредиты от промышленно развитых стран.

Б. Эти страны в силу однобокости развития экономики были поставщиками продовольствия и сырья, цены на которые резко упали.

В. В этих странах не была достаточно развита инфраструктура (дороги, мосты, средства связи и др.).

 

 

 


Информация о работе Методика преподавания истории