Методика проведения практических работ на местности по окружающему миру в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. В ходе практических работ на местности младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Методика проведения практических работ на местности по
окружающему миру в начальной школе…………………………………….4
2. Практическая работа «Листопад» в 1 классе…………………………….8
3. Практическая работа «В гости к зиме» во 2 классе…………………….12
4. Практическая работа «Изучение оврагов» в 3 классе………………….17
5. Практическая работа «Ориентирование на местности» в 4 классе……22
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

984а (1).doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение……………………………………………………………………….3

1. Методика проведения практических работ на местности по

окружающему миру в начальной школе…………………………………….4

2. Практическая работа «Листопад» в 1 классе…………………………….8

3. Практическая работа «В гости к зиме» во 2 классе…………………….12

4. Практическая работа «Изучение оврагов» в 3 классе………………….17

5. Практическая работа  «Ориентирование на местности» в 4 классе……22

Заключение…………………………………………………………………...25

Список литературы…………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В начальной школе  закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории  и обществоведения. Курс «Окружающий  мир» содержит элементарные, доступные  для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

Использование разнообразных  средств обучения в их сочетании  позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

Наряду с принципом  наглядности в изучении курса  «Окружающий мир» в начальной  школе важную роль играет принцип  предметности, в соответствии с которым  учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. В ходе практических работ на местности младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. 

1. Методика  проведения практических работ  на местности по

окружающему миру в начальной школе

 

Практическая работа – это основная форма развития познавательной деятельности младших  школьников.

Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета.

Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.

Круг практических работ  при изучении окружающего мира весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); 
в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.

К практическим работам  по окружающему миру относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.

Многообразие практических работ порождает потребность  в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

- частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

- творческий.

При этом нередко выпускается  из виду важная особенность проведения работы, которую можно назвать степенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу:

а) по предоставленному ему  учителем готовому плану;

б) после предварительной  инструкции: как, что и в какой  последовательности делать;

в) обращаясь к учителю  с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

В описанных случаях  работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3 – 5 человек и в больших группах.

По месту  выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности.

Практические работы могут выполняться:

- без использования  источника информации (В этом  случае ученик использует лишь  собственные знания и умения, например, формулирует определения  понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

- на основе одного  источника, например, карты, плана или текста;

- на основе нескольких источников.

Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.

В курсе «Окружающий  мир» с 1 по 4 класс по теме «Что такое окружающий мир?» определены следующие практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.

В теме «Природа» представлены следующие практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды; свойства воздуха; свойства воды; моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).

По теме «Человек и природа» практические работы предполагают участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).

В теме «Родной край – малая Родина» выполняются такие работы, как: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.

По теме «Земля – планета жизни» выполняются такие практические работы, как: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте; изученные страны мира на карте.

Практические работы по курсу «Окружающий мир» проводится с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Общая структура проведения практических работ на местности. Постановка цели, определение задач; инструктаж. Технический инструктаж: подготовка – места работы, обращение с объектами, работа с инструкциями. Организационный инструктаж: фронтальное, групповое или индивидуальное проведение работы на одинаковом или различном материале; выполнение работы – по команде учителя, по плану, по самостоятельной программе; фиксация результатов работы – словесный, отчет, показ учителю, описание работы, зарисовка, запись в таблицу, монтировка коллекции.

 

 

 

 

 

1. Практическая работа  «Листопад» в 1 классе 

 

Цель: узнать, почему листья осенью изменяют окраску                                       и опадают?

Задачи:

1) выяснить значение листа в жизни растения;

2) изучить причины  изменения окраски  листьев  осенью;

3) изучить строение листа;

4) изучить причины листопада;

5) собрать гербарий осенних листьев;

6) оформить творческие поделки из листьев.

Объект: листопад.

Гипотеза:

- основное назначение  листьев – выработка кислорода;

- в листьях содержатся  красящие вещества;

- на окраску листьев  влияет нехватка тепла и света;

- листопад – это  биологическое явление, не зависящее  от осеннего ненастья.

Оборудование:

Практическая работа проводится в Ботаническом саду.

Ход работы:

- Какие растения мы можем встретить в нашем лесу?

- На какие две большие группы их можно разделить?

- Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.

- Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему?

- Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?

Летом черешки листьев прочно соединены  с ветками, и по ним проходят питательные  вещества, Осенью там, где черешок  крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)

- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям  надо много влаги. А вода в почве  зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)

- А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями

- А теперь какой мы должны  сделать вывод?

Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время  в черешке листа вырастает  особая пробковая перегородка. Так  они к зиме готовятся.

- Присмотритесь к окраске осенних листьев,  отметьте, что те листья на деревьях,  которые были в тени, дольше остаются зелёными и желтеют гораздо позже, а листья, которые окрашены в яркие осенние цвета, это те листья, которые были на свету летом, они желтеют в первую очередь.

- Красные листья попадаются только на хорошо освещённом и достаточно холодном месте.

- И так, мы доказали, что осенью листья меняют свой цвет. Но  почему  же они опадают?

- Предположим, что листья опадают с деревьев с приходом заморозков. Понаблюдав за осенними изменениями в природе, я сделала вывод, что опадать листья начинают задолго до наступления морозов.

Информация о работе Методика проведения практических работ на местности по окружающему миру в начальной школе