Методика проведения практических работ на местности по окружающему миру в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. В ходе практических работ на местности младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Методика проведения практических работ на местности по
окружающему миру в начальной школе…………………………………….4
2. Практическая работа «Листопад» в 1 классе…………………………….8
3. Практическая работа «В гости к зиме» во 2 классе…………………….12
4. Практическая работа «Изучение оврагов» в 3 классе………………….17
5. Практическая работа «Ориентирование на местности» в 4 классе……22
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

984а (1).doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

- Так каковы  же причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву с тем, чтобы вновь одеться ею по окончании суровой зимы? 

- Предположим, что  листопад  вызван понижением температуры и наступлением осеннего ненастья.

- Для подтверждения этой гипотезы я в начале сентября пересадила в горшок с землёй молодое деревце и поставила его в комнату, где тепло, и куда не проникает осеннее ненастье.

Результаты моего наблюдения показали:

- пересадила деревце в горшок,  полила, все листья зелёные;

- по краям листочка  появились жёлтые пятна;

- все листочки пожелтели  и начали опадать;

- на деревце осталось   всего два листочка;                                              

- на деревце уже один листочек.

- Таким образом, наша  гипотеза не подтверждается. Листопад – это биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения,  и он не зависит от понижения температуры и наступления осеннего ненастья, листопаду предшествует  в растении длительная подготовка.

Давайте с вами отметим несколько причин осеннего листопада: 

1.Листопад является  защитой лиственных растений  от неблагоприятных условий. Дело  в том, что листья испаряют значительное количество влаги. С наступлением холодов, почва сильно охлаждается, а с ней вместе и вода, находящаяся в ней. Холодную воду корни растений всасывать не могут. Не будь листопада, дерево погибло бы от засухи.

2. Сбрасывая листву, деревья  тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега.

3. В жизни деревьев листопад  играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей,  большое  количество которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения, поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для его нормальной жизнедеятельности.

Эти факты указывают, что листопад зависит не только от внешних, но и от внутренних причин, т. е. становится необходимым в результате жизнедеятельности самого растения.

- Предлагаю вам собрать  много  осенних листьев и  составить из них гербарий для использования его на уроках окружающего мира.

- А затем мы с  вами проведем конкурс на лучшую творческую работу из опавших листьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая  работа «В гости к зиме»  во 2 классе

 

Цель: изучить зимние изменения в природе.

Задачи:

1. Провести наблюдения  за зимними изменениями в природе.

2. Познакомить детей  с зимними явлениями природы.

3. Познакомить учащихся с особенностями зимней жизни растений и животных.

4. Учить распознавать  деревья, следы животных на  снегу. 

5. Систематизировать  и обогатить знания детей о  тесных экологических связях  в природе.

6. Воспитывать бережное  отношение к природе

Объект: зимний лес.

Гипотеза: во все времена года в природе происходят изменения.

Оборудование: лопатки, линейки, лупа для рассматривания снежинок, рисунки, следы на снегу, корм для птиц, клей, нарисованные домики для, расселения животных, карточки с изображениями животных разных видов.

Ход работы:

Беседа: - О каком времени года пойдет речь?

          Все кругом бело-синее,

          Все в тонком кружеве теней.

          А лес укрыт пушистым инеем,

          Уснул до первых вешних дней (зима)

- Подумайте и скажите,  как нужно вести себя в зимнем лесу? (нельзя шуметь, нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег)

- Мы отправляемся  в зимний лес. Вы разделитесь на группы и каждая по «путевой карте» проведет свои наблюдения. Затем вы расскажите друг другу, что увидели.

(Класс делится на  группы (4 – 5 человек) с помощью  дидактической игры. Каждый ученик получает карточку с изображением животного. Затем дети расходятся на группы: «Птицы», «Рыбы», «Звери», «Насекомые». Каждая группа называет признак, по которому они определили вид животного. Карточки с изображениями животных остаются у детей для дальнейшей работы. Каждой группе выдается «путевая карта».)

 

«ПУТЕВАЯ КАРТА» ДЛЯ  НАБЛЮДЕНИЯ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

  1. Посмотрите, как изменились по сравнению с осенью погода, цвет неба, внешний вид леса. Рассмотрите с помощью лупы строение снежинок.
  2. С помощью линейки определите глубину снега в разных местах. Попробуйте объяснить, почему она разная.
  3. Рассмотрите лиственные деревья и кустарники, найдите на их ветках почки, а на некоторых- плоды и сухие листья. Снимите чешуйки на почке. Что вы там увидели?
  4. Рассмотрите хвойные деревья и их шишки.
  5. Рассмотрите, высохшие стебли высоких трав и найдите на них плоды и семена.
  6. Лопаткой раскопайте снег и узнаете, как зимуют под ним некоторые растения.
  7. Понаблюдайте за птицами и дайте им корм.
  8. Постарайтесь отыскать следы животных на снегу и научитесь их распознавать с помощью таблицы «Следы животных на снегу».
  9. Постарайтесь отыскать следы «работы» животных: поврежденные веточки и шишки.
  10. Если представиться возможность, понаблюдайте за зверьками (например, за белкой).

 

- А теперь в путь!

Наблюдения  в группах:

Работа проходит в  течение 15 – 20 минут.

Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях по плану  «путевой карты», дополняя друг друга.

Предполагаемые результаты наблюдений и выводы:

Зимой обычно стоит морозная погода.

Солнце низко поднимается  на небе.

Небо серое.

Земле покрыта снегом, который состоит из снежинок.

Снежный покров имеет  неодинаковую глубину. Это зависит  от места его измерения (степень  открытости).

Снежинки имеют восьмигранную  форму с разным рисунком. Они состоят  из замерзших кристаллов воды. На руках тают.

Во время сильных  морозов на деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома.

Снег укрывает траву  и корни деревьев, как пуховое  одеяло.

Чешуйки почки укрывают молодые листочки от морозов.

Птицы питаются сухими семенами травы, шишками, оставшимися ягодами, хвоей.

На деревьях можно  увидеть следы «работы» зверей –  ободранную кору.

Мелкие зверьки роют под снегом ходы, в которых отыскивают корм.

- По итогам наблюдений  каждая группа дома заполнит таблицу:

 

Изменения в неживой  природе

Изменения в живой природе

 

 

 

 

Физминутка

    Солнце землю  греет слабо,

                (руки вверх и вниз)

 По ночам трещит  мороз,

                                          (руки на пояс, наклоны в сторону)

   Во дворе у  снежной Бабы

                                           (руки на пояс, поворот вокруг себя)

  Побелел морковный  нос.

                     (дети показывают нос)

 В речке стала  вдруг вода

                                                  Неподвижна и тверда,

             (прыжки на месте)

                                                  Вьюга злится,

                                                  Снег кружится,

        (дети кружатся)

                                                  Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

                                (имитируют движения руками)

 

Обобщение.

Игротека.

1. «Новоселы»

- Ребята, у вас остались  карточки с изображениями животных. Давайте расселим их по домикам:

Домик 1 - животные, которые к зиме делают припасы.

Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.

«Наблюдай и  примечай»

Необходимо восстановить народную примету. Работа в прежних  группах.

Дым столбом                                                                      к оттепели.

Если ночью был иней                                                         к морозу.

Воробьи дружно зимой  расчирикались                            к ветру.

Кошка клубком                                                                   к морозу.

Собака по снегу катается                                                  снега днем не будет.


 

 «Снежный  брейн-ринг»

Класс делится на две команды: мальчики – девочки. Каждый участники игры имеет право бросить снежок, перед этим назвав зимние природные явления.

Итог урока.

Сегодня в зимний лес мы брали корм для птиц, что бы помочь им. Мы сделали доброе дело! Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Очень важно, чтобы в кормушке, которую ты устроил для птиц, всегда был корм. Он спасет жизнь многим нашим пернатым друзьям.

Дом. задание.

1. Группам заполнить  таблицу по итогам наблюдений  на экскурсии.

2. Творческое задание (по  желанию). Написать сочинение на тему «Кто зимой в лесу не спит».

Оценивание.

Оценивается работа группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая  работа  «Изучение оврагов» в  3 классе

 

Цель: познакомить детей с понятием «овраг»; изучить  рельеф местности с использованием  метода маршрутной и полярной  съемки.

Задачи:

1) изучить причины образования и роста оврага;

2) обозначить меры борьбы с ростом оврага, применяемые на практике.

Объект: овраг.

Гипотеза: изучение рельефа местности возможно с помощью метода маршрутной и полярной съемки.

Оборудование: компас, школьный эклиметр, школьный нивелир, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.

Ход работы:

При проведении вводной  беседы учитель сообщает тему и цели практической работы, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.

Общее знакомство с оврагом  проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.

Остановка № 1. Определение  частей оврага.

Примерное распределение  заданий

1-я группа

Определите по компасу  общее направление оврага. Для  этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь.

Определите место, где  овраг берет свое начало (вершина) и куда впадает (устье).

Определите количество отвершков и где их больше (с  какой стороны оврага).

Сделайте рисунок оврага.

2-я группа

Измерьте длину оврага шагами.

Измерьте длину одного из отвершков.

Определите крутизну склонов: а) у вершины; б) в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь:

Вершина - ...

Средняя часть - ...

Устье - ...

Определить характер склонов (заросшие травой, кустарником, деревьями; обнажены).

3-я группа

Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого: а) возьмите травинку на вытянутые руки; б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага; в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам; д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами; е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь.

Определите стадию развития оврага; если овраг растущий - меры по приостановлению его роста.

4 группа

Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного из более крупных отвершков. Если глубина  небольшая и склон крутой, можно  использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке: а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении; б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой; в) в этой точке 3-й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону; д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу: е) для определения глубины сложите все превышения точек.

Информация о работе Методика проведения практических работ на местности по окружающему миру в начальной школе