Методика проведения практических работ на местности по окружающему миру в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. В ходе практических работ на местности младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Методика проведения практических работ на местности по
окружающему миру в начальной школе…………………………………….4
2. Практическая работа «Листопад» в 1 классе…………………………….8
3. Практическая работа «В гости к зиме» во 2 классе…………………….12
4. Практическая работа «Изучение оврагов» в 3 классе………………….17
5. Практическая работа «Ориентирование на местности» в 4 классе……22
Заключение…………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

984а (1).doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Примечание 

Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) - 10 см (лоб), т.е. h - 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа отчитывается о проделанной работе.

Информация  для учителя

При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.

Овраг - это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 - 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.

Причинами образования  оврага являются:

а) наличие уклонов  на земной поверхности;

б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность;

в) отсутствие растительного покрова.

 

Овраги образуются в  процессе водной эрозии при наличии  вышеуказанных причин и продольной распашке склона.

Выделяют следующие  стадии развития оврага:

Промоина - след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага - рытвину.

Рытвина - след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность.

Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением  русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90%. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы.

Зрелый овраг - прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.

Старый овраг - балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400.

Лог - старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью.

Затем целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.

После прекращения роста  оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных  склонов.

 

Схема полярной съемки.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическая работа «Ориентирование на местности» в 4 классе

 

Цель: познакомить учащихся с различными способами ориентирования на местности.

Задачи:

1) учиться ориентироваться на местности по Солнцу и часам; с помощью компаса и местных признаков; определять стороны горизонта.

2) учиться определять расстояние на местности шагами.

Объект: ориентирование на местности.

Гипотеза: можно предположить, что ориентироваться на местности можно различными способами.

Оборудование: часы, гномон, компас.

Практическая  работа проводится на поляне в солнечный день весной или осенью.

Ход работы:

1. Что значит сориентироваться  на местности?

Сориентироваться на местности – это значит определить свое местоположение  относительно сторон горизонта.

Изучите предложенные способы ориентирования. Какие из предложенных способов вы сможете применить сейчас для определения сторон горизонта? 

Выполните указанные  для них действия.

2. Способы ориентирования на местности.

Существуют  разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по звездам, по компасу, по местным признакам.

Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где находится север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой рукой будет восток, по направлению левой – запад, а сзади – юг.

№ 1. Ориентирование по Солнцу.

В наших (средних) широтах  Солнце:

- в 7 ч. утра приблизительно бывает на востоке;

- в 10 ч. – на юго-востоке;

- в 13 ч. – на юге;

- в 16 ч. – на юго-  западе;

- в 19 ч.  – на западе.

- Где сейчас находится  солнце?

№ 2. Ориентирование с помощью гномона.

В полдень тень гномона  будет направлена на север.

№ 3. Ориентирование по часам.

Положить часы на вытянутую  ладонь.

Часовую стрелку направить на Солнце.

Угол между  часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.

Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление  на юг.

№ 4. Ориентирование по местным признакам.

Кора большинства  деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее, а у березы светлее – на южной.

С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками.

На деревьях хвойных  пород смола обильнее накапливается  с южной стороны.

У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.

Муравейники располагаются  с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный – крутой.

В реальной действительности бывает много отклонений от перечисленных  правил, при ориентировании нужно учитывать не один, а несколько признаков.

№ 5. Ориентирование с помощью компаса

Давайте вспомним, для чего нужен компас?

Ответ детей.

Да, это самый надежный способ ориентирования. Давайте выполним определенные действия и изучим этот способ ориентирования.

1. Положите компас на ровную поверхность (и отпустите фиксатор).

2. Дайте стрелке успокоиться.

3. Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.

4. Вращая коробочку компаса, подведите под темный конец стрелки букву С (север). Иногда его обозначают N (норд).

5. Компас сориентирован.

3. Изучите, как проводится измерение расстояний на местности.    Выполните указанные действия.

Для того чтобы составить план местности, надо не только уметь определять направления, но и измерять расстояния на местности. Расстояние на местности можно измерить мерной лентой, шагами, землемерным циркулем. 
Для определения расстояние шагами давайте попробуем: 

1. Я отмечу рулеткой  линию длиной 50 м.

2. Это расстояние вы пройдите обычным шагом, считая число сделанных шагов.

3. Затем данное расстояние разделите на число сделанных пар шагов.

4. Например, 50 м пройдено за 46 пар шагов. Нужно 50 разделить на 46. Полученный результат (1 м 8 см) можно округлить и считать, что длина одной пары шагов равна 1 м.

6. При измерении расстояний шагами считают количество пройденных пар шагов, а потом умножают полученную величину на длину одной пары шагов.

4. Результаты всей практической  работы оформите дома в тетради. 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе изучения курса  «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края в процессе практических занятий и экскурсий. Выполняя практические работы непосредственно на местности учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.

Использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает ту или иную информацию от учителя или из учебника и воспроизводит ее, но открывает ее сам, выполняя опыты самостоятельно.

Система практических работ  на местности – необходимое условие  обучения естественнонаучным дисциплинам. Назначение этих работ – закрепление  теоретических знаний и формирование умений и навыков по курсу «Окружающий мир». Практические работы позволяют ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости изучаемого предмета, раскрытия его роли в повседневной жизни человека.

 

 

 

Список литературы

  

1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения // Энциклопедия для детей. М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». 1997. 520 с.

2. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Академия, 2008. 288 с.

3. Лячек А.И. Практические работы на уроках окружающего мира // Начальная школа плюс до и после. 2005. № 4. С. 32 – 36.

4. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями // Начальная школа. 1998. № 6. С. 32 – 35.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 220 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика проведения практических работ на местности по окружающему миру в начальной школе