Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 44.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психолого-Педагогический

Кафедра Методик преподавания

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Методика работы над понятиями  «звук», «слог», «слово», «предложение»  в добукварный период

 

Студентки

Курса 03 Группа ЗНК 6-03

Микульските Снежаны Игоревны

Преподаватель

Анафиева Эльзара Ризаевна

 

Симферополь 2005-2006 гг.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»  В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.1 Основные задачи добукварного  периода

1.2 Приемы раскрытия научных  понятий «звук», «слог»

1.2.1 Работа со звуками

1.2.2 Звуковые схемы

1.2.3 Работа со слогом, слогоделение

1.2.4 Звуковой и слоговой анализ  слов

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»  В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

2.1 Уровень сформированности понятий  «звук», «слог», «слово», «предложение»  у первоклассников

2.2 Упражнения по усвоению понятий  «слово», «предложение»

2.4 Планы-конспекты уроков добукварного  периода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте.

Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Цель – раскрыть методику работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Организовать всю работу с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний развивалось мышление и речь учащихся. Научить осознанию элементов грамматического строя русского языка, воспитанию любви к родному языку и привитие интереса к его познанию.

Задачи:

1. Выявить психолого-педагогические  основы формирования научных  понятий «звук», «слог», «слово»,  «предложение» в добукварный  период.

2. Рассмотреть вариантность дидактического  материала.

3. Изучить и проанализировать  научно-методическую и психолого-педагогическую  литературу по методике работы  над понятиями «звук», «слог», «слово»,  «предложение» в добукварный  период.

4. Показать систему работы над  понятиями «звук», «слог», «слово»,  «предложение».

Гипотеза – изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.

Методы исследования:

1. Теоретический – анализ лингвистической,  психологической, педагогической  и методической литературы по  теме курсовой работы с целью  выяснения объективной картины  в исследуемой области.

2. Социолого-педагогический – анализ  письменных работ учащихся;

3. Статистический – обработка  полученных в ходе эксперимента  данных.

4. Метод моделирования – составление  планов-конспектов уроков по вышеуказанной  теме.

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ  ПЕРИОД

 
Основные задачи добукварного периода  

В добукварный период обучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные с формированием  у них знаний и умений по языку. Учащиеся должны знать, что:

речь состоит из предложений;

предложения состоят из слов;

в предложении может быть одно и  больше слов;

слово можно разделить на слоги;

один из слогов в слове является ударным;

слово можно разделить на звуки;

звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на твердые  и мягкие.

Учащиеся должны уметь:

выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов и строить графические модели предложений;

членить предложения на слова, слова  на слоги, находить ударный слог;

различать на слух и в произношении звуки гласные и согласные, твердые  и мягкие согласные;

анализировать слова по их слоговому  и звуковому составу, определять ударный слог в двусложных словах, строить графические звуко-слоговые модели одно-двусложных слов;

подбирать (составлять) предложения  и слова, которые бы соответствовали  заданным моделям.

На завершающем этапе добукварного периода учителю необходимо обратить особое внимание на формирование у  первоклассников следующих аналитико-синтетических  умений:

правильно произносить все звуки  русского литературного языка;

распознавать на слух и по артикуляционным  особенностям гласные и согласные  звуки;

называть шесть гласных: [а],[о], [у],[э], [ы], [и];

различать на слух и по артикуляции  парные твердые и мягкие согласные, правильно, без призвука гласного, их произносить, выделяя из слов;

образовывать слияния любого твердого и мягкого согласного с гласными звуками;

делить на слоги двух-трехсложные  слова и определять ударный слог;

называть последовательно звуки  в словах, состоящих из двух, трех, четырех, пяти звуков, произношение которых  совпадает с написанием;

подбирать слова, соответствующие  предложенной модели.

Перечисленные умения, полученные учащимися  в добукварный период, совершенствуются на протяжении букварного периода. Они  служат надежной опорой для формирования у шестилетних первоклассников  правильных и осознанных навыков  чтения и грамотного письма.

 

1.2 Приемы раскрытия научных  понятий «звук», «слог»

 

1.2.1. Работа со звуками

Все богатство звуковых различий в  слове дети усваивают еще до школы  и чисто практически. Но они не могут сознательно выделить в  каждом слове отдельные звуки.

В школьном обучении приходится выделять, по выражению А.М. Пешковского «выхватывать отдельные звуки, различать их на слух и произносить».

Абстрагирование и различение звуков в речи важно не только при обучении грамоте, но и при изучении грамматики, правописания и для развития устной и письменной речи.

На уроках обучения грамоте следует  особое внимание обращать на умение детей  слышать и правильно произносить  отдельные звуки и их сочетания. Различение детьми звуковой стороны  языка в ее отношении к письму устраняет возможность смешения ими отдельных звуков и букв между  собой: с и ш,ч и ц, с и ц,р и л.

Хотя раздел «Звуки и буквы» имеется  в программе всех 4-х лет начального обучения русскому языку, он является основным в 1 классе, а особенно в  добукварном периоде. Именно в этот период формируются основные знания и умения по разделу, которые в  последующих классах лишь закрепляются и углубляются.

Основная задача этого раздела  на уроках грамоты продолжает оставаться практической – развивать у детей  правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их графически.

Все это не так просто для ребенка, начинающего изучать язык, потому что слово ему представляется единым целым, не разложимым; к тому же не все слова и отдельные  звуки в них он произносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей  умению правильно воспринимать основные звуки речи и правильно произносить  их и «переводить» в варианты букв.

Чтобы дети научились этому, необходимы такие упражнения, как выделение  в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в слове.

Необходимы упражнения в сопоставлении  звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.

Такие общие познавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, противопоставление в различных  их видах, вполне применимы и на занятиях по рассматриваемому разделу программы.

Идет ли речь о гласных и согласных, о различении ударных и безударных гласных, о звонких и глухих, твердых  и мягких согласных – всегда необходимо применять указанные приемы работы. Здесь полезны такие упражнения:

Сколько звуков в словах мама, мать, кот.

Произнесите звуки, которые есть в  словах мама, Мила, Миша, мать и кот.

Произнесите в словах сначала гласные  звуки, а затем согласные: Лида, Маша, кот, рот, лиса, коса.

Произнесите мягкие согласные, которые  есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.

Выполняя ряд подобных упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя  сделать обоснованный вывод о  том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим, на письме звуки обозначаются буквами, звуки и буквы помогают отличить в нашей речи одно слово от другого.

 

1.2.2 Звуковые схемы

Необходимо особо подчеркнуть, что усвоение детьми новых для  них терминов и стоящих за ними явлений (звук, слог, слово, текст и  т.д.) осуществляется на уровне первичных  и общих представлений.

В этом ученикам может оказать заметную помощь наглядность, особенного графическая, в виде схем, которые известны издавна, но довольно широкое распространение  получили в современном школьном обучении. Например,

- согласный твердый;

- гласный звук;

- слияние гласного с твердым  согласным;

- согласный мягкий;

- слияние гласного с мягким  согласным.

- норы.

- гласный;

- согласный твердый;

- согласный звонкий мягкий;

- согласный твердый глухой;

- согласный звонкий твердый;

- согласный мягкий звонкий;

- согласный мягкий звонкий.

Очень важно не допускать смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне нежелательное в обучении грамоте  явление, когда дети смешивают звуки  с буквами. Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами  существуют определенные связи и  зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно от другого.

Ученики должны твердо усвоить, что  в немалом числе случаев звуки  не совпадают с их буквенными обозначениями  и могут передаваться разными  буквами. С другой стороны, одна и  та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков. Более того, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются не одним, а несколькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ( [а], [о], [у], [ы], [и], [э]), а букв – 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариант  указанных гласных фонем, а буквы  я, ю, е, ё обозначают соответствующую  гласную фонему одновременно с предшествующим согласным звуком – йотом.

В школьной практике нередко наблюдаются  случаи, когда внимание детей в  основном приковывается к тому, как  на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между, тем не менее, важно показывать ученикам, какими графическими способами обозначается твердость согласного, в частности  посредством так называемой «буквы пробела», то есть конца слова, когда  после конечной согласной не следует  никакой другой буквы. Детям даже можно сказать и показать, что  долгое время в русской графике  буквой ъ обозначался конечный твердый  согласный: если слово оканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столъ, стулъ, снегъ, морозъ и т.д. В наше время твердость  согласного звука опознается, во-первых, по самой согласной букве и, что  чрезвычайно существенно, по последующей  гласной букве, обозначающей тот  гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные звуки, обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с  обязательным учетом непосредственно  следующих за ними гласных букв, то есть ориентировкой на впереди  стоящие гласные буквы.

 

1.2.3 Работа со слогом, слогоделение

При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой  опыт, на практику повседневного речевого общения.

«Устная речь, - указывал выдающийся русский  психолог профессор Н.И. Жинкин, реализуется  в слогах, так как это специальное  двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.

Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку»

На уроках обучения грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что слог может  состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних согласных  звуков слогов не бывает; во-вторых, что  в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас-тры; в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и  не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и  он становится ударным, все другие слоги  – безударные.

Наиболее трудным моментом при  формировании представления о слоге  является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени  в лингвистической науке не получила однозначного решения теория слога.

 

1.2.4 Звуковой и слоговой  анализ слов

Информация о работе Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период