Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психолого-
Кафедра Методик преподавания
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период
Студентки
Курса 03 Группа ЗНК 6-03
Микульските Снежаны Игоревны
Преподаватель
Анафиева Эльзара Ризаевна
Симферополь 2005-2006 гг.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности
2.2 Упражнения по усвоению
2.4 Планы-конспекты уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте.
Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
Цель – раскрыть методику работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Организовать всю работу с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний развивалось мышление и речь учащихся. Научить осознанию элементов грамматического строя русского языка, воспитанию любви к родному языку и привитие интереса к его познанию.
Задачи:
1. Выявить психолого-
2. Рассмотреть вариантность
3. Изучить и проанализировать
научно-методическую и
4. Показать систему работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
Гипотеза – изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ
2. Социолого-педагогический –
3. Статистический – обработка
полученных в ходе
4. Метод моделирования –
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Основные задачи добукварного периода
В добукварный период обучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные с формированием у них знаний и умений по языку. Учащиеся должны знать, что:
речь состоит из предложений;
предложения состоят из слов;
в предложении может быть одно и больше слов;
слово можно разделить на слоги;
один из слогов в слове является ударным;
слово можно разделить на звуки;
звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на твердые и мягкие.
Учащиеся должны уметь:
выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов и строить графические модели предложений;
членить предложения на слова, слова на слоги, находить ударный слог;
различать на слух и в произношении звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;
анализировать слова по их слоговому
и звуковому составу, определять
ударный слог в двусложных словах,
строить графические звуко-
подбирать (составлять) предложения и слова, которые бы соответствовали заданным моделям.
На завершающем этапе
правильно произносить все звуки русского литературного языка;
распознавать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;
называть шесть гласных: [а],[о], [у],[э], [ы], [и];
различать на слух и по артикуляции парные твердые и мягкие согласные, правильно, без призвука гласного, их произносить, выделяя из слов;
образовывать слияния любого твердого и мягкого согласного с гласными звуками;
делить на слоги двух-трехсложные слова и определять ударный слог;
называть последовательно
подбирать слова, соответствующие предложенной модели.
Перечисленные умения, полученные учащимися в добукварный период, совершенствуются на протяжении букварного периода. Они служат надежной опорой для формирования у шестилетних первоклассников правильных и осознанных навыков чтения и грамотного письма.
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1. Работа со звуками
Все богатство звуковых различий в слове дети усваивают еще до школы и чисто практически. Но они не могут сознательно выделить в каждом слове отдельные звуки.
В школьном обучении приходится выделять, по выражению А.М. Пешковского «выхватывать отдельные звуки, различать их на слух и произносить».
Абстрагирование и различение звуков в речи важно не только при обучении грамоте, но и при изучении грамматики, правописания и для развития устной и письменной речи.
На уроках обучения грамоте следует
особое внимание обращать на умение детей
слышать и правильно
Хотя раздел «Звуки и буквы» имеется в программе всех 4-х лет начального обучения русскому языку, он является основным в 1 классе, а особенно в добукварном периоде. Именно в этот период формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются и углубляются.
Основная задача этого раздела на уроках грамоты продолжает оставаться практической – развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их графически.
Все это не так просто для ребенка, начинающего изучать язык, потому что слово ему представляется единым целым, не разложимым; к тому же не все слова и отдельные звуки в них он произносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей умению правильно воспринимать основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» в варианты букв.
Чтобы дети научились этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в слове.
Необходимы упражнения в сопоставлении звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.
Такие общие познавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, противопоставление в различных их видах, вполне применимы и на занятиях по рассматриваемому разделу программы.
Идет ли речь о гласных и согласных,
о различении ударных и безударных
гласных, о звонких и глухих, твердых
и мягких согласных – всегда необходимо
применять указанные приемы работы.
Здесь полезны такие
Сколько звуков в словах мама, мать, кот.
Произнесите звуки, которые есть в словах мама, Мила, Миша, мать и кот.
Произнесите в словах сначала гласные звуки, а затем согласные: Лида, Маша, кот, рот, лиса, коса.
Произнесите мягкие согласные, которые есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.
Выполняя ряд подобных упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный вывод о том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим, на письме звуки обозначаются буквами, звуки и буквы помогают отличить в нашей речи одно слово от другого.
1.2.2 Звуковые схемы
Необходимо особо подчеркнуть, что усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (звук, слог, слово, текст и т.д.) осуществляется на уровне первичных и общих представлений.
В этом ученикам может оказать заметную помощь наглядность, особенного графическая, в виде схем, которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили в современном школьном обучении. Например,
- согласный твердый;
- гласный звук;
- слияние гласного с твердым согласным;
- согласный мягкий;
- слияние гласного с мягким согласным.
- норы.
- гласный;
- согласный твердый;
- согласный звонкий мягкий;
- согласный твердый глухой;
- согласный звонкий твердый;
- согласный мягкий звонкий;
- согласный мягкий звонкий.
Очень важно не допускать смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне нежелательное в обучении грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами. Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно от другого.
Ученики должны твердо усвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков. Более того, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются не одним, а несколькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ( [а], [о], [у], [ы], [и], [э]), а букв – 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариант указанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают соответствующую гласную фонему одновременно с предшествующим согласным звуком – йотом.
В школьной практике нередко наблюдаются случаи, когда внимание детей в основном приковывается к тому, как на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между, тем не менее, важно показывать ученикам, какими графическими способами обозначается твердость согласного, в частности посредством так называемой «буквы пробела», то есть конца слова, когда после конечной согласной не следует никакой другой буквы. Детям даже можно сказать и показать, что долгое время в русской графике буквой ъ обозначался конечный твердый согласный: если слово оканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столъ, стулъ, снегъ, морозъ и т.д. В наше время твердость согласного звука опознается, во-первых, по самой согласной букве и, что чрезвычайно существенно, по последующей гласной букве, обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные звуки, обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетом непосредственно следующих за ними гласных букв, то есть ориентировкой на впереди стоящие гласные буквы.
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения.
«Устная речь, - указывал выдающийся русский психолог профессор Н.И. Жинкин, реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.
Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку»
На уроках обучения грамоте ученикам
бывают посильны как определенные практические
наблюдения, так и вытекающие из
них выводы теоретического порядка.
Во-первых, дети усвоят, что слог может
состоять из одного гласного звука: и-ва,
о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно
убедятся в том, что из одних согласных
звуков слогов не бывает; во-вторых, что
в слоге бывает только один гласный,
а согласных может быть несколько,
поэтому в слове столько
Наиболее трудным моментом при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила однозначного решения теория слога.
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов