Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 44.57 Кб (Скачать файл)

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

 

— О чем я вам рассказала?

— Почему вы меня поняли? Верно. Мы все  умеем говорить по-русски, владеем  русской речью, умеем слушать  и понимать нашу речь.

— А из чего состоит наша речь?

Вы думаете при помощи слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их.

ІІ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И  ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными  обозначениями.

III ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ  И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя с элементами  беседы.

Нам пришло два письма от Сороки и  дятла. Послушайте первое:

* Здравствуйте дорогие ! первоклассники  из лесу ! шлем вам привет ! мы  живем хорошо ! сушит грибы белочка  ! наедается меда медведь ! летает  по ночам сова ! до свидания*

Странное письмо. Вы поняли, о чем  оно?

Я прочту письмо дятла: Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит  грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.

Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?

Какую мысль мы будем называть предложением?

2. Работа с наглядностью.

(На доске рисунок зайца.)

— Кто это? Что называет слово  заяц? Как мы схематически обозначим  это слово?

— Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам  понятна эта мысль? Мы составили  предложение о зайце.

— Как вы думаете, из чего состоит  предложение? Назовите первое слово. Что  оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим  его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что  предложение закончено, на письме принято  ставить разделительный знак — точку. Вот что у вас получилось:

.

А у меня по-другому. Что не так?

.

Первое слово в предложении  всегда будет писаться с большой  буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

0н подпрыгнул десять раз.

IУ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

1. Игра Не ошибись

Я буду рассказывать вам историю, а  вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.

(Учитель читает первый раз  — дети слушают, второй раз  — делят текст на предложения.)

Сорока и дятел живут в  лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла  называют санитаром леса. Однажды  встретились Сорока и Дятел...

— Почему Дятла называют санитаром  леса?

— Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и  Сороке? Почему?

2. Заслушивание детских вариантов  окончания истории.

З. Работа с учебником

4. Физкультминутка.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

1. Беседа.

— Из чего состоит наша речь? А предложение?

— Как мы обозначаем первое слово  в предложении?

— Как на письме показать конец  предложения?

2. Работа со схемами.

Что вы видите на рисунке? Составьте  предложение о дождике. (Дождь  полил цветы.) Рассмотрите схемы  на доске:

Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого  нужно проанализировать каждое слово  в предложении.

Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее  с остальными словами)

Почему первая схема не подходит? (Первое слово не обозначает действие, в нашем предложении нет слов-признаков.)

Попробуйте составить предложение  о дождике по первой схеме.

3. Игра „Еще одно словечко”

Чича предлагает вам игру.

Ч и ч а. Я называю предложение. Ваша задача — добавить одно слово.

Ира читает. (Ира читает книгу.)

Белка грызет.

Маша идет.

VI. ИТОГИ УРОКА

— Что нового выучили на уроке?

— Чему научились?

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Цель: Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь.

Оборудование: Предметные картинки, карточки-схемы, адпликация паровоза с тремя вагончиками: в первом — одно окошко, во втором — два, в третьем — три; бумажные медальки, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они при глашают  вас поболеть за них. А что значит „болеть” за спортсменов?

— Кто из вас был на соревнованиях?

— Где они проходят?

— Как называют тех, кто „болеет” за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки  будут „болеть” за Чичу, а мальчики — за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

— Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям.)

Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.

2. Практическая работа.

А теперь представьте, что вы „болеете”  за друга. Шепотом поста райтесь  проскандировать его имя. А теперь по очереди вслух. Что вы заметили?

II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И  ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.

III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ  И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово  рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

2. Сообщение учителя с элементами  беседы.

Значит, в слове рыба две части.

Назовите первую часть. Назовите вторую.

Эти части называются слогами. Сколько  же слогов в слове рыба?

А слогов в словах Чича? Пушок? А  в ваших именах:

Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и  др.?

Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:

ры-ба

На-та-ша

Давайте составим звуковую модель слова  Наташа. Трудно. Слово большое. А  если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)

По слогам легче научиться читать и писать слова.

IУ. ЗАКРЕПЛЕНИЕИ ОСМЫСЛЕНИЕ  ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

1. Работа с учебником

2. Составление звуковых моделей  слов.

Составим звуковые модели к первым словам каждого ряда (мак, рак, бак):

Что вы заметили? Звуковые модели одинаковые. Но чем же отличаются эти слова? Меняется только первый звук, а слово получает совсем другое значение. Попробуйте и  вы подставить другой звук на место  первого. (Лак, как.)

3. Игра «Помогайка»

Рыдают слоги не понарошку:

«От наших слов — одни лишь крошки.

Но если вы хотите, тогда нам  помогите

Называют первый слог. Ваша задача — дополнить его недоста ющим слогом или слогами и показать соответствующую карточку- схему.

Например:

пи-ла

пи-а-ни-но

пи-он

4. Физкультминутка «Слоговички-попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз  прыгнуть.

С л о в а: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолет.

У. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «Рассади пассажиров»

(На доске паровоз с вагончиками  и картинки зверей.)

Животные торопятся разъехаться  по своим сказкам. Но строгий контролер  велел им занять места в вагонах  по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

2. Игра «Лото»

У каждого на столе карточка, Я  называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.

Слог ва-

 

 

3. Беседа.

— Каким способом вы делили слова  на слоги?

— Сколько слогов может быть в  слове?

— Может ли быть два гласных  звука в слоге?

У. ИТОГИ УРОКА

— Что нового учили на уроке?

— Чему научились?

— Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги  имена родителей, клички животных.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе были выявленные психолого-педагогические основы формирования научных понятий  «звук», «слог», «слово», «предложение»  в добукварный период. Рассмотрены  варианты дидактического материала. Изучена  и проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература по методике работы над понятиями  «звук», «слог», «слово», «предложение»  в добукварный период.

Также была показана система работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».

В своей работе я сделала вывод, что изучение вариантов работы над  понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения  учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают  у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование  разработанных методов и приемов  работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Вашуленко Н.С. Обучение в 1 классе 4-х  летней начальной школы: Пособие  для учителя: Обучение грамоте. К.: Рад.школа, 1991 г. – 375 с.

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М. – 1993 г.

Грецких В.Н. Русский язык. 1 класс: Планы-конспекты уроков. - Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004. – 96 с.

4. Грушников П.А., Горецкий В.Г.Работа  над предложением и связной  речью в начальных классах.  – Издательство «Просвещение»  М., 1967. – 128 с.

5. Гудзик И.Ф., Величковская В.Ф.  Изучение русского языка в  1 классе 4-х летней начальной школы:  Методическое пособие. – К:  Рад.школа, 1986 г. – 111 с.

6. Жедек П.С. Звуковой и звукобуквенный  анализ на разных этапах обучения  грамоте// Начальная школа, 1991. - №  8.

7. Журжина Ш. В., Костромина Н.  В. Дидактический материал по  русскому языку. - М., "Просвещение", 1990.

8. Львов М.Р. Методика преподавания  русского языка в начальных  классах. М. – 2000 г. – 460 с.

9. Методика грамматики и орфографии  в нач.классах. под ред. Н.С.  Рождественского. М. – Просвещение, 1975 г. – 239 с.

10. Методика преподавания русского  языка в начальных классах.  Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская  О.В. М.- Изд.центр «Академия», 2000 г.  – 464 с.

11. Назаренко А.А. Обучение грамоте.  Издательство «РАНОК», 2005 г.

12. Рамзаева Т.Г. Уроки русского  языка в 1 классе. Пособие для  учителей нач.классов – 3-е  издание, перераб и доп. –  М. – Просвещение, 1986 – 127 с.

13. Русский язык в начальных  классах: Теория и практика  обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик, М- 2000 г.

14. Тумим Г.Г. Обучение грамоте:  Исторический обзор// На уроках  родного языка. Пг., 1917.


Информация о работе Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период