Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 44.57 Кб (Скачать файл)

К звуковому анализу следует  приступать после того, как у детей  будут сформированы представления  о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ требует от учащихся умения абстрагировать звуки, что основывается, прежде всего, на осознанной их классификации.

Формируя у шестилетних учащихся навыки звукового анализа слов, сначала  обучаем их делить слова на слоги  и строить их слоговые модели: дуб , липа , береза . Одновременно с делением слов на слоги ознакомляем детей  с ударением. Ударный слог среди  безударных в русском языке выделяется силой голоса и длительностью  звучания. Чтобы ударный слог был  лучше слышен на фоне безударных, следует  произносить слово слитно, подчеркивая  его голосом, и ни в коем случае не «растягивать» слова.

Школьников можно обучать определению  ударения в словах, подчеркивая ударный  звук (слог) не только силой голоса, но и высотой тона. Ударный слог слышится особенно выразительно, если слово произнести с вопросительной интонацией. При этом силовое ударение сливается с высотным, что ведет  к значительному повышению тона на ударном слоге. Следует для  этого предложить ученику: «Произнеси слово так, как будто ты его  не расслышал и переспрашиваешь: солнце? земля? ромашка?» Дети быстро усваивают этот прием и активно пользуются им во время самостоятельного выполнения упражнений на определение ударений в словах.

Для выполнения упражнений на построение слоговых моделей слов с определением ударного слога целесообразно изготовить для каждого учащегося три сигнальные карточки, каждую на бумаге другого цвета:

Наличие у всех учащихся таких карточек позволит учителю проводить устные словарные диктанты-задания: разделить  слова лес, орех, липа, дуб, трава, лето, сосна, клен на слоги, определить в них  ударение и показать соответствующую  карточку.

Параллельно следует предлагать детям  и задания обратного характера: подобрать и назвать слова, которые  бы соответствовали данной модели. Получив, например, модель , дети самостоятельно подбирают двусложные слова с  ударением на втором слоге. Задания  такого вида можно предлагать как  в индивидуальной, так и коллективной форме, по вариантам, с элементами соревнования по рядам, например: придумайте побольше слов, которые бы соответствовали  данной модели:

І ряд ІІ ряд ІІІ ряд

Учитель может и не называть слов, а только демонстрировать предметные рисунки. Такое задание требует  от учащихся назвать изображение  предмета про себя, определить ударение, разделить на слоги и назвать  ударный.

От слогового анализа переходят  к звуковому. Звуковой анализ слов начинается с частичного: выделяются гласные  и согласные звуки, стоящие в  начале и в конце слов. Например, дети без особых трудностей могут  назвать начальные и конечные звуки в таких словах: стол, лес, карась, сосна, ивы, клен.

Для полного звукового анализа  сначала подбираются слова, состоящие  из двух звуков, произносимых при невысокой  степени слияния: ау, уа, ах, ух, эх, он, от, ось. Более трудными для звукового  анализа являются слоги-слияния  типа «сг», «с/г”. Трудности анализа таких слияний объясняются плотностью артикуляции входящих в них звуков: в произнесении согласного уже заложена артикуляция последующего гласного. Это можно понаблюдать при произнесении разных слогов с одним и тем же согласным: ма, мо, му, мы. Положение губ, которые приготовились для произнесения звука [м], в каждом из этих слияний разное, оно предопределяется артикуляционными особенностями последующего гласного.

Несмотря на сложность аналитических  действий со слияниями «сг», «с/г», которые являются одной из наиболее распространенных единиц звуковой структуры слога и слова в целом, этим анализом учащиеся должны овладеть до ознакомления с буквами. Прежде чем научиться читать слоги типа ма, но, си, ребенок должен на слух проанализировать их – назвать звуки, которые произносятся в них.

Начинать эту работу целесообразно  на основе сопоставления слияния  «сг» с соответствующим обратным звукосочетанием: он и но, ах и ха, от и то. Дети на слух сравнивают такие  пары звукосочетаний, устанавливают  место гласного и согласного в  каждом из них, строят звуковые модели:

Выделению и членению слияний на отдельные звуки способствуют следующие  упражнения:

1. Сравнение гласного звука и  слияний, в состав которых входит  этот гласный: [а] и [на], [ра], [ла], [л/а], [с/а]; [о] и [но], [ро], [ло], [л/о], [с/о].

2. Комбинирование одного согласного  с разными гласными: [ба], [бо], [бу], [бэ], [бы]; [н/а], [н/о], [н/у], [н/э], [н/и].

3. Подчеркнутое произнесение одного  из звуков в слиянии: [с-с-а]; [с-а-а].

4. Синтетические упражнения на  образование слогов типа «сг», «с/г», например: образовать слоги из звуков [н], [а] – на, [л/], [о] – ле; [т/], [и] – ти.

5. Аналитические упражнения на  определение составных частей (звуков) в слияниях: какие звуки слышны  в слияниях ла ([л], [а]), лю ([л/], [у]).

От полного анализа двуфонемных  слогов переходим к трехфонемным словам типа ура, это, осы, в которых  согласный звук стоит в позиции  между гласными. После этого анализируются  слова типа мак, сон, лось, кот, которые  структурно можно рассматривать  как «слияние + согласный».

От слов этой структуры переходим  к анализу двусложных слов, состоящих  из двух слияний: дубы, липа, лоси.

Для построения звуковых моделей на начальном этапе овладения этим навыком применяем графические  схемы для трех-четырехфонемных  слов. Такие схемы должен иметь  каждый ученик. Это прямоугольные  карточки, разграфленные с одной  стороны на три, а с другой –  на четыре клеточки. Каждая клеточка предназначена  для одной фишки, символизирующей  звук. Карточки-схемы помогают ребенку  найти в слове и обозначить соответствующее количество звуков. Практика свидетельствует, что обозначать гласные, твердые и мягкие согласные  цветными символами нецелесообразно. Дети нередко ошибаются в построении звуковой модели слова, не различая цвета, обозначающего тот или иной звук, поскольку цвет не ассоциируется  в их сознании с существенными  признаками звуков – гласного, твердого и мягкого согласных. Поэтому  в букваре гласные звуки обозначены кружочком, твердые согласные –  черточкой, мягкие согласные – двумя  черточками. Кружочек в сознании ребенка  ассоциируется со свободным прохождением струи выдыхаемого воздуха через  ротовую полость, черточка символизирует  преграду на пути струи воздуха, а  две черточки – сильную, как бы удвоенную преграду, которая возникает  при произнесении мягкого согласного по сравнению с парным твердым.

Для упражнений на построение звуковых моделей слов каждый ученик должен иметь, кроме картонных схем, небольшое  наборное полотно размером 16 см х 6 см, на котором можно показывать набор  звукового состава слов при помощи фишек такой формы:

Для работы около доски необходимо иметь демонстрационное наборное полотно  или прямоугольник размером 25 см х 5 см на магнитной доске.

В конце добукварного периода первоклассники должны овладеть звуковым анализом четырех-пяти фонемных слов типа лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки. Некоторым  учащимся можно предлагать для анализа  трехсложные слова типа малина, лимоны.

Звуковые модели слов на наборных полотнах, фланелеграфах, на картонных  фишках имеют такой вид: осы , лоси , слон , малина .

Самостоятельное построение учащимися  звуковых и звукослагательных схем слов следует, кроме того, осуществлять в специальных тетрадях в клеточку, которые позже будут использоваться для «печатания» букв, слогов и  слов, для выполнения упражнений на звуко-буквенный анализ, графических  диктантов. Моделируя звуковую структуру  слова в тетради ручкой, на доске  мелом, учащиеся могут не рисовать прямоугольник, а заключать схему в квадратные скобки: олень[ ].

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»  В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

 

2.1 Уровень сформированности  понятий «звук», «слог», «слово»,  «предложение» у первоклассников

 

В ходе исследовательской работы, в конце добукварного периода  было проведено контрольное тестирование двух первых классов школы № 4. 1-А  и 1-Б. В каждом классе обучается 30 учеников.

Детям было предложено выполнить такие  задания:

1. Проанализировать звуковой состав  слов: мак, лес, лето, урок, кран, серп, груши, вишни.

2. Проанализировать слоговой состав  слов: хор, танец, дети, поют, клоун.

3. Выделить из слов звуки (в  начале и в конце слова): осы,  ужи, акация, торт, лен, стол, конь.

4. Из предложенных карточек с  иллюстрациями различных предметов,  необходимо найти те, которые  соответствуют следующим признакам:

Голубой, круглый, большой, резиновый, легкий (МЯЧ)

Темная, большая, низкая, дождевая (ТУЧА)

Теплая, чистая, прозрачная, быстрая (РЕКА)

Синее, чистое, безоблачное, прозрачное (НЕБО)

Белый, пушистый, холодный, скрипучий (СНЕГ)

5. Составить графические схемы  к следующим предложениям:

Дятел лечит дерево.

Белка прыгает по стволу.

Медведь ищет малину,

Лисята играют у норы.

Грач садится на березу.

Самым простым для детей оказалось  задание № 4 (Из предложенных карточек с иллюстрациями различных предметов, необходимо найти те, которые соответствуют  следующим признакам:…..). С этим заданием справились все ученики, что  составило 100% выполняемости этого  задания.

Меньше всего детей справилось с заданием № 5 (Составить графические  схемы к следующим предложениям:…….) Это задание оказалось под  силу 16 ребятам, что составило 53% выполняемости  этого задания.

В итоге, результаты тестирования оказались  следующими:

1-А класс1-Б класс

15% детей – высокий уровень  17% детей – высокий уровень

20% детей – средний уровень  18% детей – средний уровень

35% детей – достаточный уровень  33% детей – достаточный уровень

30% детей – начальный уровень  32% детей – начальный уровень

Можно сделать вывод, что наиболее сформированы у детей понятия  «звук», «слог», «слово». О предложении  знания недостаточны. В дальнейшем необходима работа по повышению знаний учащихся о предложении, необходимо научить детей составлять графические  схемы к преложениям.

Гипотеза.

Изучение вариантов работы над  понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения  учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают  у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование  разработанных методов и приемов  работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.

2.2 Упражнения по усвоению  понятий «слово», «предложение»

 

Целью упражнений по усвоению понятий  «слово», «предложение» является практическое представление о номинативной роли слова и о предложении как  средстве выражения мысли, сопоставление  слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новыми словами.

Упражнения по формированию общего представления о слове:

- Сейчас, дети, я вам предлагаю  послушать загадки, в которых  недостает одного слова. Кто  догадается, какое именно слово  следует прибавить к загадке,  тот и найдет на нее отгадку.

 

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок –

красный маленький… (флажок)

 

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

от радости танцуют

воздушные… (шары)

 

Вот так чудо! Он со вкусом

может кушать пыль и мусор!

А жужжит, как сотня ос,

работяга … (пылесос)

 

- Молодцы, ребята! Вы сумели подобрать  нужные слова-отгадки. Сейчас  и в школе, и дома вы каждый  день будете узнавать все новые  и новые для вас слова. Все слова следует произносить четко, выразительно, правильно, чтобы они были понятны тем, кто вас слушает.

Упражнения по формированию общего представления о предложении:

- Когда люди разговаривают друг  с другом, рассказывают о чем-либо, они произносят несколько слов, которые связывают между собой  так, чтобы было понятно, о  чем или о ком говорят. Например, если я произнесу слово, прыгает,  то вы все понимаете, что  обозначает это слово. Но поймете  ли вы из сказанного мною, кто  именно прыгает?

- Таким образом, следует назвать  того, кто прыгает: Мальчик прыгает.  Девочка прыгает. Козленок прыгает.  Это уже не отдельные слова,  а предложения. Предложения состоят  из слов. Они могут состоять  из двух, трех, четырех и более  слов. В предложении может быть  только одно слово, например: Вечер.

Затем учитель произносит несколько  предложений, а дети определяют на слух количество слов в каждом из них. На конкретных примерах учитель разъясняет детям, что для составления предложения  следует назвать какой-либо предмет  и сказать, что он делает или какой  он, кто он. Например: Дети пришли в  школу. Все они нарядные. Теперь они  – ученики.

- Сейчас я произнесу предложения  не полностью, а частично, а  вы добавьте нужные слова, чтобы  закончить их.

Светит ярко…(солнышко). На траве  блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).

Упражнения на составление графических  схем к предложениям.

- Пока, дети, вы не научились  читать и писать, не знаете  всех букв, будем записывать предложения  так: начало предложения обозначим  вертикальной палочкой высотой  в одну клеточку, а слова - горизонтальными  черточками. В конце предложения  будем ставить точку. Только  после точки можно в строке  начинать писать новое предложение.  Например:

. Дети играют. Им очень весело.

Обратите внимание: сколько в  предложении слов, столько в нем  черточек.

2.4 Планы-конспекты уроков  добукварного периода

 

Тема: Предложение.

Цель: Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком — точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Оборудование: Карточки-схемы, предметные картинки.

ХОД УРОКА

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ

Беседа.

Чича и Пушок приготовили  для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.

— Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой  сюрприз:

 

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Шла Лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Информация о работе Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период