Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
К звуковому анализу следует приступать после того, как у детей будут сформированы представления о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ требует от учащихся умения абстрагировать звуки, что основывается, прежде всего, на осознанной их классификации.
Формируя у шестилетних
Школьников можно обучать
Для выполнения упражнений на построение слоговых моделей слов с определением ударного слога целесообразно изготовить для каждого учащегося три сигнальные карточки, каждую на бумаге другого цвета:
Наличие у всех учащихся таких карточек позволит учителю проводить устные словарные диктанты-задания: разделить слова лес, орех, липа, дуб, трава, лето, сосна, клен на слоги, определить в них ударение и показать соответствующую карточку.
Параллельно следует предлагать детям и задания обратного характера: подобрать и назвать слова, которые бы соответствовали данной модели. Получив, например, модель , дети самостоятельно подбирают двусложные слова с ударением на втором слоге. Задания такого вида можно предлагать как в индивидуальной, так и коллективной форме, по вариантам, с элементами соревнования по рядам, например: придумайте побольше слов, которые бы соответствовали данной модели:
І ряд ІІ ряд ІІІ ряд
Учитель может и не называть слов, а только демонстрировать предметные рисунки. Такое задание требует от учащихся назвать изображение предмета про себя, определить ударение, разделить на слоги и назвать ударный.
От слогового анализа
Для полного звукового анализа сначала подбираются слова, состоящие из двух звуков, произносимых при невысокой степени слияния: ау, уа, ах, ух, эх, он, от, ось. Более трудными для звукового анализа являются слоги-слияния типа «сг», «с/г”. Трудности анализа таких слияний объясняются плотностью артикуляции входящих в них звуков: в произнесении согласного уже заложена артикуляция последующего гласного. Это можно понаблюдать при произнесении разных слогов с одним и тем же согласным: ма, мо, му, мы. Положение губ, которые приготовились для произнесения звука [м], в каждом из этих слияний разное, оно предопределяется артикуляционными особенностями последующего гласного.
Несмотря на сложность аналитических действий со слияниями «сг», «с/г», которые являются одной из наиболее распространенных единиц звуковой структуры слога и слова в целом, этим анализом учащиеся должны овладеть до ознакомления с буквами. Прежде чем научиться читать слоги типа ма, но, си, ребенок должен на слух проанализировать их – назвать звуки, которые произносятся в них.
Начинать эту работу целесообразно на основе сопоставления слияния «сг» с соответствующим обратным звукосочетанием: он и но, ах и ха, от и то. Дети на слух сравнивают такие пары звукосочетаний, устанавливают место гласного и согласного в каждом из них, строят звуковые модели:
Выделению и членению слияний на отдельные звуки способствуют следующие упражнения:
1. Сравнение гласного звука и
слияний, в состав которых
2. Комбинирование одного
3. Подчеркнутое произнесение
4. Синтетические упражнения на образование слогов типа «сг», «с/г», например: образовать слоги из звуков [н], [а] – на, [л/], [о] – ле; [т/], [и] – ти.
5. Аналитические упражнения на определение составных частей (звуков) в слияниях: какие звуки слышны в слияниях ла ([л], [а]), лю ([л/], [у]).
От полного анализа
От слов этой структуры переходим к анализу двусложных слов, состоящих из двух слияний: дубы, липа, лоси.
Для построения звуковых моделей на
начальном этапе овладения этим
навыком применяем графические
схемы для трех-
Для упражнений на построение звуковых моделей слов каждый ученик должен иметь, кроме картонных схем, небольшое наборное полотно размером 16 см х 6 см, на котором можно показывать набор звукового состава слов при помощи фишек такой формы:
Для работы около доски необходимо иметь демонстрационное наборное полотно или прямоугольник размером 25 см х 5 см на магнитной доске.
В конце добукварного периода первоклассники должны овладеть звуковым анализом четырех-пяти фонемных слов типа лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки. Некоторым учащимся можно предлагать для анализа трехсложные слова типа малина, лимоны.
Звуковые модели слов на наборных полотнах, фланелеграфах, на картонных фишках имеют такой вид: осы , лоси , слон , малина .
Самостоятельное построение учащимися
звуковых и звукослагательных схем
слов следует, кроме того, осуществлять
в специальных тетрадях в клеточку,
которые позже будут
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности
понятий «звук», «слог», «слово»,
«предложение» у
В ходе исследовательской работы,
в конце добукварного периода
было проведено контрольное
Детям было предложено выполнить такие задания:
1. Проанализировать звуковой
2. Проанализировать слоговой
3. Выделить из слов звуки (в начале и в конце слова): осы, ужи, акация, торт, лен, стол, конь.
4. Из предложенных карточек с
иллюстрациями различных
Голубой, круглый, большой, резиновый, легкий (МЯЧ)
Темная, большая, низкая, дождевая (ТУЧА)
Теплая, чистая, прозрачная, быстрая (РЕКА)
Синее, чистое, безоблачное, прозрачное (НЕБО)
Белый, пушистый, холодный, скрипучий (СНЕГ)
5. Составить графические схемы к следующим предложениям:
Дятел лечит дерево.
Белка прыгает по стволу.
Медведь ищет малину,
Лисята играют у норы.
Грач садится на березу.
Самым простым для детей оказалось
задание № 4 (Из предложенных карточек
с иллюстрациями различных
Меньше всего детей справилось
с заданием № 5 (Составить графические
схемы к следующим
В итоге, результаты тестирования оказались следующими:
1-А класс1-Б класс
15% детей – высокий уровень 17% детей – высокий уровень
20% детей – средний уровень 18% детей – средний уровень
35% детей – достаточный уровень 33% детей – достаточный уровень
30% детей – начальный уровень 32% детей – начальный уровень
Можно сделать вывод, что наиболее сформированы у детей понятия «звук», «слог», «слово». О предложении знания недостаточны. В дальнейшем необходима работа по повышению знаний учащихся о предложении, необходимо научить детей составлять графические схемы к преложениям.
Гипотеза.
Изучение вариантов работы над
понятиями «звук», «слог», «слово»,
«предложение» поможет выяснить
суть затруднений учащихся в освоении
этих понятий. В таком случае затруднения
учащихся получат точную и конкретную
характеристику. Упражнения, составленные
с учетом трудностей, которые возникают
у учащихся при изучении программного
материала, будут способствовать основательному
закреплению знаний учащихся по теоретическому
и практическому курсу
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
Целью упражнений по усвоению понятий «слово», «предложение» является практическое представление о номинативной роли слова и о предложении как средстве выражения мысли, сопоставление слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новыми словами.
Упражнения по формированию общего представления о слове:
- Сейчас, дети, я вам предлагаю послушать загадки, в которых недостает одного слова. Кто догадается, какое именно слово следует прибавить к загадке, тот и найдет на нее отгадку.
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок –
красный маленький… (флажок)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
от радости танцуют
воздушные… (шары)
Вот так чудо! Он со вкусом
может кушать пыль и мусор!
А жужжит, как сотня ос,
работяга … (пылесос)
- Молодцы, ребята! Вы сумели подобрать
нужные слова-отгадки. Сейчас
и в школе, и дома вы каждый
день будете узнавать все
Упражнения по формированию общего представления о предложении:
- Когда люди разговаривают друг
с другом, рассказывают о чем-либо,
они произносят несколько слов,
которые связывают между собой
так, чтобы было понятно, о
чем или о ком говорят.
- Таким образом, следует
Затем учитель произносит несколько
предложений, а дети определяют на слух
количество слов в каждом из них. На
конкретных примерах учитель разъясняет
детям, что для составления
- Сейчас я произнесу
Светит ярко…(солнышко). На траве блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).
Упражнения на составление графических схем к предложениям.
- Пока, дети, вы не научились
читать и писать, не знаете
всех букв, будем записывать предложения
так: начало предложения
. Дети играют. Им очень весело.
Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нем черточек.
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
Тема: Предложение.
Цель: Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком — точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.
Оборудование: Карточки-схемы, предметные картинки.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа.
Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.
— Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой сюрприз:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Шла Лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.