Методика работы над сказкой в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть методику работы над сказкой в начальной школе. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
1) провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
2) изучить наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой;
3) представить разработки уроков по изучению сказок в начальной школе.
Объектом исследования является процесс работы над сказкой в начальной школе.
Предмет исследования - методика изучения сказки в начальной школе.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе 4
1.1.Особенности сказки как литературного жанра 4
1.2. Виды сказок 4
1.3. Методика работы над сказкой в начальной школе 4
2. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе 4
2.1. Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками 4
2.2. Конспект урока по изучению сказки в начальной школе 4
Заключение 4
Список литературы 4

Файлы: 1 файл

Методика работы над сказкой в начальной школе.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Виды сказок

 

Огромный мир сказок представлен народными и литературными – авторскими произведениями. Среди них – волшебные, бытовые, сказки о животных.

Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои, волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчивается победой добра над злом: гибнет Кащей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доброту и трудолюбие богатством и знатностью.

Бытовые сказки – это повествование о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека, его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трусливыми, находчивыми и предприимчивыми.

Сказки о животных – это, в основном, повествование сатирическое или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса – хитра, заяц – труслив, медведь – простофиля, а еж - сообразителен. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о людских недостатках и достоинствах, социальных проблемах и конфликтах [9, с. 81].

Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

По аналогией с классификацией народных сказок, среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда.

Подобно тому как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов [9, с. 82].

Первым на поприще литературной сказки выступил французский писатель Ш. Перро. В конце XVII в., в период господства классицизма, когда сказка почиталась «низким жанром», он издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни» (1697г.). Благодаря Перро читающая публика узнала Спящую красавицу, Кота в сапогах, Красную Шапочку, Мальчика-с-пальчик, Ослиную шкуру и других чудесных героев.

Поворотным моментом в истории литературной сказки стала деятельность братьев Гримм, собирателей народных сказок и творцов сказок литературных. Кто из нас в детстве не слышал сказку о смешной «умной Эльзе», такой дальновидной и такой нескладной? Или о бременских музыкантах? Кто не боялся за судьбу бедных, оставленных в лесу ребятишек, ищущих дорогу по рассыпанным по земле белым камешкам?

Литературным сказкам романтиков свойственно сочетание волшебного, фантастического, призрачного и мистического с современной действительностью [14, с.47].

Решительный шаг навстречу литературной сказке сделал основоположник этого жанра X. К. Андерсен, писатель, утверждавший, что сказки — «блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей»[10, с. 451]; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монетка, мяч, ножницы и многое-многое другое. Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное — любви.

Благодаря Андерсену сказка обрела свои характерологические черты. Порою она перерастает в многоплановый роман, повесть, своеобразный сказочный эпос (Д. Р. Толкин). Она включает описания человеческих чувств, природы, быта, что придает ей национальный колорит. Живописует исторические события, явления природы, растительный и животный мир, научно-технические достижения, что придает ей познавательный характер (С. Лагерлёф).

В литературной сказке отражаются социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров — романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

Литературная сказка насыщена тончайшими психологическими оттенками, ее герои переживают целую гамму чувств — от любви, доброты, сострадания до презрения, ненависти [1, с. 42].

Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.

Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературная сказка», на Западе все шире употребляется термин «фэнтези» — полного единодушия у ученых нет. Среди определений наиболее полным представляется формулировка Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжето-образующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [4, с.224].

1.3. Методика работы  над сказкой в начальной школе

 

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина («Сказка о жабе и розе»), В.А. Жуковского («Сказка о царе Берендее»), Пушкина («Сказка о мертвой царевне») и другие [19, с. 12-13].

Существуют следующие рекомендации при чтении сказок.

1. Обычно  перед чтением сказки проводится  небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки  бывают, какие читали; организовать  выставку сказок). Перед чтением  сказок о животных можно напомнить  о повадках животных, показать  иллюстрацию этих животных.

2. Сказку  читает обычно учитель, но желательно  ее рассказывать.

3. Работу  над сказкой вести как над  реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку  можно использовать для составления  характеристик и оценок, так как  персонажи сказок обычно являются  выразителями одной – двух  характерных черт, ярко раскрывающихся  в их поступках.

5. Не  переводить мораль сказки в  область человеческих характеров  и взаимоотношений. Дидактизм сказки  настолько силен, ярок, что дети  сами делают выводы: «Поделом  лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным  заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло  цели.

6. Специфика  фольклорной сказки в том, что  она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки  пересказываются как можно ближе  к тексту. Рассказывание должно  быть выразительным. Хорошим приемом  подготовки к нему является  чтение сказки в лицах. Инсценировка  сказок во внеклассное время  помогает выражать сказочный  характер, развивает речь и творческие  способности у детей.

7. Сказка  используется и для обучающих  работ по составлению планов, так как она отчетливо членится  на сцены – части плана, заголовки  легко отыскиваются в тексте  сказки.

Учащиеся I –II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно  чтение сказки о животных не  требует никакой подготовки, но  иногда следует напомнить в  беседе о нравах и повадках  животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи  с чтением сказки возможно  изготовление кукол, декораций для  кукольного театра, фигурок зверей  и людей для теневого театра.

10. Следует  вести элементарные наблюдения  над особенностями композиции  сказки, так как эти наблюдения  повышают сознательность восприятия  сказки детьми. Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку [11, с. 41-42].

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

- подготовка к восприятию сказки;

- чтение  сказки;

- обмен  мнением о прочитанном;

- чтение  сказки по частям и их разбор;

- подготовка  к рассказыванию;

- обобщающая  беседа;

- подведение  итогов;

- задание  детям на дом [16, с. 54].

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) [11, с. 45].

Существуют следующие рекомендации при изучении сказок в начальной школе:

  1. Не говорить, что так не бывает в жизни.
  2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?
  3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.
  4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
  5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).
  6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.
  7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.
  8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.
  9. Важна в сказке интонация, яркость выражения [17, с. 4].

В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.

Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» [21, с. 89].

«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

Информация о работе Методика работы над сказкой в начальной школе