Методика работы над сказкой в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть методику работы над сказкой в начальной школе. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
1) провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
2) изучить наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой;
3) представить разработки уроков по изучению сказок в начальной школе.
Объектом исследования является процесс работы над сказкой в начальной школе.
Предмет исследования - методика изучения сказки в начальной школе.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе 4
1.1.Особенности сказки как литературного жанра 4
1.2. Виды сказок 4
1.3. Методика работы над сказкой в начальной школе 4
2. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе 4
2.1. Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками 4
2.2. Конспект урока по изучению сказки в начальной школе 4
Заключение 4
Список литературы 4

Файлы: 1 файл

Методика работы над сказкой в начальной школе.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим  кашу". Дети с воспитателем  договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

"Составить  портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо  плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных  навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий:

  • Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание!
  • Привлекайте к оценке самого ребенка:
  • Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
  • Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
  • Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
  • Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
  • Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
  • Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
  • Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
  • Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр) [20, с. 131-134].

2.2. Конспект урока  по изучению сказки в начальной  школе

 

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: «Ш.Перро. Красная шапочка».

Цели:

- научить  воспринимать произведение на  слух и воспроизводить в собственной  речи;

- развивать  умения учащихся понимать настроение  и общий логический и интонационный  рисунок произведения;

- продолжать  работу по формированию литературоведческих  понятий, как жанр, тема, автор, заглавие;

- обогащать  словарный запас и продолжить  работу по развитию устной  речи;

- воспитывать  нравственные качества;

- совершенствовать  психологический климат для укрепления  и развития эмоционально-волевой  сферы учащихся.

Оборудование:

- портрет  Ш.Перро,

- выставка  книг со сказкой Ш.Перро «Красная  Шапочка» в разных изданиях

-  запись  песни “В гостях  у сказки”,

- характеристики  героев (плакатики-опоры),

- настроения (плакатики-опоры),

- разрезанные  картинки героев сказки: Красная  Шапочка, бабушка, волк, дровосеки,

- обложка  книжки-самоделки.

К уроку имеются презентация по теме, наглядный материал.

Ход урока:

I. Организационный  момент.

 

Деятельность учителя:

- Ребята, сегодня у нас не совсем  обычный урок, потому, что к нам  пришли гости. Давайте поприветствуем  наших гостей.

- На уроке  нам предстоит хорошенько потрудиться.

Деятельность учащихся:

Дети отвечают на вопросы учителя.

(В скобках  приведены ответы детей).

-Кто  с работой дружен,

Нам сегодня нужен?

(-Нужен!)

-Кто  с учёбой дружен,

Нам сегодня  нужен?

(-Нужен!)

- С чтением  кто дружен,

Нам сегодня  нужен?

(- Нужен!)

-Таким  ребятам хвала и честь,

-Такие  ребята в классе есть?

(- Есть!)

Звучит запись песни «В гостях у сказки»

- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала  именно эта песня? (- Будем знакомиться  со сказкой)

II. Актуализация  знаний.

Игра «Узнай героя»

- Какие  ходят сказки, вы узнаете, когда  разгадаете героев (презентация)

- Кто  автор этих замечательных сказок? (ответы детей)

Обобщение учителем.

Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок «Спящая красавица», «Синяя борода», «Рикке с хохолком». По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.

- Хотели  бы вы послушать эти сказки  на уроке?

- С какой  сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда соберете героев.

III. Определение  темы урока.

Работа в группах.

(Дети  в группах собирают разрезанные  карточки героев сказки “Красная  Шапочка”).

- Назовите  героев. В какой сказке они  встречаются?

IV. Определение  темы и целей урока.

- Какова  тема урока?

(Ш.Перро  «Красная Шапочка»)

- Какую  поставите цель? (ответы детей)

- Приоткроем  тайны сказки Ш. Перро «Красная  Шапочка».

V. Работа  по теме

- Приготовьтесь  слушать.

1.Чтение  учителем произведения (учебники  у детей закрыты)

2.Эмоционально - оценочная беседа.

- Какие  чувства испытывали, когда слушали  сказку?

- Докажите, что прослушанное произведение  сказка?

- Почему  сказка называется «Красная Шапочка?»

Физкультминутка  под музыку «Песня Красной Шапочки»

3. Моделирование  обложки книги.

- У  вас  на столах лежат листики. Мы  на них сейчас будем делать  модель обложки к прослушанному  произведению. Посмотрите внимательно  на доску. Все ли правильно  изображено?

(на доске  модель с ошибкой)

- С чем  не согласны?  (- Мы прослушали  не стихотворение, а сказку, поэтому  должен быть на обложке не  треугольник, а круг)

 

- О чем  рассказывает обложка? (- Мы познакомились  со сказкой Ш.Перро «Красная  Шапочка»)

4.Словарная  работа.

- Вспомните  и назовите слова, которые вам  особенно понравились, запомнились, непонятные для вас (на доске  открываются слова)

деревня

дровосеки

мельница

башмачки

1) Чтение  по слогам.

2) Беглое  чтение.

- Представьте, что вы рассказываете сказку  младшим сестре или брату. Некоторые  слова им непонятны, как вы  объясните?

- А как  понимаете выражения, которые встретились  в сказке: “Мать любила Красную  Шапочку без памяти…”, “Волк  побежал, что было духу по самой  короткой дороге…”

5. Работа  с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с  опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика  героев).

- Рассмотрите  иллюстрации в учебнике на  страницах 48-50.

Вспомните, с чего все началось

- Что  произошло потом?

- Как  заканчивается сказка?

(на доске  учитель, а дети на местах  составляют  план, вводят «заместители» героев, идет параллельный пересказ детьми)

- Охарактеризуем  героев сказки.

- Какой  представляете Красную Шапочку?

- Каким  показался Волк?

- Какие  дровосеки, бабушка?

(ответы  детей)

Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.

Физкультминутка

6. Упражнение  в чтении.

- Вспомните  разговор Волка и Красной Шапочки  в конце сказки. Каким тоном  вы бы прочитали вопросы Красной  Шапочки?

- А ответы  Волка?

- Сейчас  мы поучимся читать по ролям  отрывок из сказки. (чтение по  ролям)

-  Кто  только учится читать, предлагаю  собрать слоги и прочитать  “цепочку” слов.

На доске:

Проверка чтения.

V. Работа  с книжной выставкой.

- Рассмотрите  книги. Какой теме посвящена выставка?

(ответы  детей, в которых они должны  назвать жанр, автора).

- На выставке  книги, в которых помещена сказка  Ш. Перро “Красная Шапочка”, у  кого возникнет желание перелистать  и прочитать сказку, вы можете  взять книги в библиотеке, спросить  у друзей.

VI. Итог  урока. Рефлексия.

- Ребята, какой совет вы бы дали Красной  Шапочке?

- Я вам  желаю, чтобы вы были добрыми  и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.

Изготовление книжки-самоделки. Звучит мелодия «В гостях  у сказки». (Учитель собирает листочки, где дети изобразили модель обложки, вкладывает их в обложку, которую изготовил сам и вместе с детьми оформляет книжку - самоделку).

Заключение

 

В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

В данной работе была расмотренаметодика работы над сказкой в начальной школе.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Изучение сказок способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

Список литературы

 

  1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. – М.: Современное слово, 2003. – 280 с.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Академия, 2005. – 344 с.
  3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе //  Начальная школа. – 2011. – №7. – С. 35-36.
  4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. – М.: Инфра-М, 2004. – 329 с.
  5. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 480 с.
  6. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с.
  7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с.
  8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
  9. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2002. – 389 с.
  10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т.  / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. — М.: ПЕРСЭ, 2005. 
  11. Лазарева В.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. – М.: Педагогика, 2002. – 219 с.
  12. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. – СПб.: Питер, 2001. – 428 с.
  13. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов н/Д, 2007. – 234 с.
  14. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 2000. – 274 с.
  15. Пропп В.Я. Русская сказка. – М.: Просвещение, 2000. – 321 с.
  16. Ефросина Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 240 с.
  17. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 2-10.
  18. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
  19. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение // Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1 ./ М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2009
  20. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 264 с.
  21. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. – М.: 2005. – 240 с.
  22. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. – 2011. – №8. – С. 74 - 75.
  23. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. – 2005. – №5. – С. 16-21.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  25. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
  26. Фирсова Т.Г. Технология изучения жанра "сказка" в практике 

Информация о работе Методика работы над сказкой в начальной школе