Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 05:43, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть методику работы над сказкой в начальной школе. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
1) провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
2) изучить наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой;
3) представить разработки уроков по изучению сказок в начальной школе.
Объектом исследования является процесс работы над сказкой в начальной школе.
Предмет исследования - методика изучения сказки в начальной школе.
Введение 3
1. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе 4
1.1.Особенности сказки как литературного жанра 4
1.2. Виды сказок 4
1.3. Методика работы над сказкой в начальной школе 4
2. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе 4
2.1. Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками 4
2.2. Конспект урока по изучению сказки в начальной школе 4
Заключение 4
Список литературы 4
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)
"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)
"Хорошо
плохо"(оценка поступков
"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)
Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий:
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: «Ш.Перро. Красная шапочка».
Цели:
- научить
воспринимать произведение на
слух и воспроизводить в
- развивать
умения учащихся понимать
- продолжать
работу по формированию
- обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;
- воспитывать нравственные качества;
- совершенствовать
психологический климат для
Оборудование:
- портрет Ш.Перро,
- выставка
книг со сказкой Ш.Перро «
- запись песни “В гостях у сказки”,
- характеристики героев (плакатики-опоры),
- настроения (плакатики-опоры),
- разрезанные картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки,
- обложка книжки-самоделки.
К уроку имеются презентация по теме, наглядный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Деятельность учителя:
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, потому, что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
- На уроке
нам предстоит хорошенько
Деятельность учащихся:
Дети отвечают на вопросы учителя.
(В скобках приведены ответы детей).
-Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
(-Нужен!)
-Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня нужен?
(-Нужен!)
- С чтением кто дружен,
Нам сегодня нужен?
(- Нужен!)
-Таким ребятам хвала и честь,
-Такие ребята в классе есть?
(- Есть!)
Звучит запись песни «В гостях у сказки»
- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? (- Будем знакомиться со сказкой)
II. Актуализация знаний.
Игра «Узнай героя»
- Какие ходят сказки, вы узнаете, когда разгадаете героев (презентация)
- Кто
автор этих замечательных
Обобщение учителем.
Сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. Он же автор сказок «Спящая красавица», «Синяя борода», «Рикке с хохолком». По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.
- Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?
- С какой сказкой встретимся сегодня, узнаете, когда соберете героев.
III. Определение темы урока.
Работа в группах.
(Дети
в группах собирают
- Назовите героев. В какой сказке они встречаются?
IV. Определение темы и целей урока.
- Какова тема урока?
(Ш.Перро «Красная Шапочка»)
- Какую поставите цель? (ответы детей)
- Приоткроем тайны сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
V. Работа по теме
- Приготовьтесь слушать.
1.Чтение учителем произведения (учебники у детей закрыты)
2.Эмоционально - оценочная беседа.
- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?
- Докажите, что прослушанное произведение сказка?
- Почему
сказка называется «Красная
Физкультминутка под музыку «Песня Красной Шапочки»
3. Моделирование обложки книги.
- У вас
на столах лежат листики. Мы
на них сейчас будем делать
модель обложки к
(на доске модель с ошибкой)
- С чем не согласны? (- Мы прослушали не стихотворение, а сказку, поэтому должен быть на обложке не треугольник, а круг)
- О чем рассказывает обложка? (- Мы познакомились со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»)
4.Словарная работа.
- Вспомните и назовите слова, которые вам особенно понравились, запомнились, непонятные для вас (на доске открываются слова)
деревня
дровосеки
мельница
башмачки
1) Чтение по слогам.
2) Беглое чтение.
- Представьте, что вы рассказываете сказку младшим сестре или брату. Некоторые слова им непонятны, как вы объясните?
- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”
5. Работа
с произведением (обсуждение содержания,
параллельное пересказывание с
опорой на иллюстрации в
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.
Вспомните, с чего все началось
- Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?
(на доске
учитель, а дети на местах составляют
план, вводят «заместители» героев,
идет параллельный пересказ
- Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?
(ответы детей)
Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.
Физкультминутка
6. Упражнение в чтении.
- Вспомните
разговор Волка и Красной
- А ответы Волка?
- Сейчас мы поучимся читать по ролям отрывок из сказки. (чтение по ролям)
- Кто только учится читать, предлагаю собрать слоги и прочитать “цепочку” слов.
На доске:
Проверка чтения.
V. Работа с книжной выставкой.
- Рассмотрите книги. Какой теме посвящена выставка?
(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).
- На выставке
книги, в которых помещена сказка
Ш. Перро “Красная Шапочка”, у
кого возникнет желание
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята,
какой совет вы бы дали
- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.
Изготовление книжки-самоделки. Звучит мелодия «В гостях у сказки». (Учитель собирает листочки, где дети изобразили модель обложки, вкладывает их в обложку, которую изготовил сам и вместе с детьми оформляет книжку - самоделку).
В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
В данной работе была расмотренаметодика работы над сказкой в начальной школе.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение.Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Изучение сказок способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей.Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.
Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой, ведь именно от мастерства учителя зависит осмысление этого жанра учащимися. Умения дают возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
Информация о работе Методика работы над сказкой в начальной школе