Методика работы над сказкой в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть методику работы над сказкой в начальной школе. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
1) провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
2) изучить наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой;
3) представить разработки уроков по изучению сказок в начальной школе.
Объектом исследования является процесс работы над сказкой в начальной школе.
Предмет исследования - методика изучения сказки в начальной школе.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе 4
1.1.Особенности сказки как литературного жанра 4
1.2. Виды сказок 4
1.3. Методика работы над сказкой в начальной школе 4
2. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе 4
2.1. Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками 4
2.2. Конспект урока по изучению сказки в начальной школе 4
Заключение 4
Список литературы 4

Файлы: 1 файл

Методика работы над сказкой в начальной школе.docx

— 73.63 Кб (Скачать файл)

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

 В процессе чтения – поиска  учащиеся должны обобщить и  углубить практические представления  о сказке как жанре, о «чудесном  мире» то есть у них необходимо  заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное  место и время действия;

3. Умение при работе с текстом  находить переломный момент в  развитии действия дающий возможность  проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную  оценочную характеристику поведению  персонажей;

5. Умение находить и называть  волшебные предметы и волшебные  существа, определять их место  и роль в развитии сюжета  функцию добра или зла по  отношению к персонажам [26, с. 129-130].

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) [12, с.162-163]. Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке – это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика [11, с. 52].

Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла [1, с. 46].

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема  сказки (например, про любовь, про  животных, и др.). Отмечается оригинальность  или заимствованность сюжета, влияние  внешней среды на творчество.

2. Анализ  героев и образов. Выделяются  главные и вспомогательные. Герои  классифицируются на добрых и  злых, на тех, кто герою помогают  и которые мешают, а также по  выполняемым функциям. Выделяются  и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.  
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ  затруднений, возникающих в ходе  рассказа, в которые попадают  главные герои. Их можно разделить  на внешние и внутренние. Первые  предполагают невозможность достичь  цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища  в пещерах и т.д.). Вторые представляют  собой недостатки средств, то  есть изъяны, и это чаще всего  характеристики ресурсной базы  человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и  т.д.).

4. Способы  совладания с затруднениями. Анализ  способов отражает типичный репертуар  героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

5. Набор  индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту [16, с. 86-87].

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость.

  1. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе

 

2.1. Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками

Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности.

Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:

- расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;

- закрепление  – осознание нравственного урока  и проблемной темы сказки;

- интеграция  – соединение проблемной темы  сказки с личным эмоциональным  опытом ребенка, через направленную  беседу и проговаривание;

- резюмирование  – подводим итог проведенной  работе [10, с.319].

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию "Путешествие в сказку".

Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).пиктографические изображения

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка".

Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Проблемные ситуации(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

- Почему  маленькая Герда оказалась могущественней  Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная  Королева?).

- Почему  с Шапокляк никто не хотел  дружить? (Э. Успенский "Крокодил  Гена").

- Почему  поссорились лиса и заяц? ("Лиса  и заяц".Русская народная сказка).

Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

  • Рассказать знакомую сказку по кругу.
  • Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
  • Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
  • Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
  • Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
  • Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
  • Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый  волк

Лиса хитрая  колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

  • Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")
  • Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")
  • Козлятушки, ребятушки!
  • Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Информация о работе Методика работы над сказкой в начальной школе