Методика работы над сочинением разных видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….2
Глава I. …………………………………………………………...5
1. Методика работы над сочинением…………………………5
1.1 Методика работы над сочинением в 1-ом классе…………5
1.2 Методика работы над сочинением во 2-ом классе. ………9
1.3 Методика работы над сочинением в 3-ем классе. ………..12
2. Тема сочинения и ее раскрытие. …………………………..15
3. Сочинения по картинкам. ………………………………….17
4. Сочинения по наблюдениям………………………………..19
5. Сочинения на основе прочитанного……………………….21
6. Сочинения по данной части. ………………………………24
7. Сочинения – миниатюры…………………………………..27
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов…..28
1. Сочинения на данную тему………………………………..28
2. План урока сочинения на тему « Весенние цветы» ……30
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк (лес). .31
4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в вазе»..32
5. Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» ..35
Заключение ……………………………………………………………39
Литература ……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.35 Кб (Скачать файл)

Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно  и глубоко: пишут об отдельных  деталях, слабо связывая их между  собой.

Поверхностное раскрытие  темы – один из типичных недостатков  детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют  найти границы темы. Они пишут  обо всем, что хотя бы отдаленно  связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается  неточно понятой.

В работе над рассказом  или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной  темы через наблюдения к материалу  для сочинения.[ 13.] Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.

Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сочинение по  картинам.

Чрезвычайно велика роль картины  в развитии речи учащихся. Картина  воздействует на чувства ребенка, открывает  перед ним те стороны жизни, с  которыми он мог бы и не столкнуться  в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы  школьнику. Она облегчает ему  познание жизни.

В школах используются учебные  картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому  для развития речи следует использовать художественные картины ( репродукции) [11.с.49]. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся  на три основных вида: повествовательные  сочинения по серии картин или  по картинному плану; повествовательные  сочинения по одной картине, где  картина дает толчок воображению, отражая  лишь один момент сюжета; описание картины.

 

Сочинения ( устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

Сочинения по одной картине  значительно труднее предыдущего  вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Первые сочинения по одной  картине должны быть устными и  предваряться беседой. Описание картины  – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в  старших  классах, но допустимо и в III классе ( элементы описания картины возможны в I – II классах).

В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, « настроение» картины.

Уже в I классе практикуется устное описание картины ( « Расскажи, что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сочинения по  наблюдениям.

Наблюдательность очень  важна для развития речи. Школа  организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения  обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых  предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.[ 15.] Описания бывают « деловые» ( например,» Наш кабинет труда») и эмоционально – образные ( например, « Наша Мурка», « В саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

1.   описание отдельного  предмета по непосредственному  наблюдению ( « Яблоко», «Часы», «Кукла») или  по прошлым наблюдениям ( «Липа весной  и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.

2.   Описание трудового  процесса, выполнявшегося учащимися:  « Как сделать скворечник»  ( на уроках труда), « Как посадить дерево».

3.   Описание картин  природы и других сложных предметов,  явлений: « Наша улица утром», « В лесу», «В магазине игрушек».

Рассказы по наблюдениям  получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны  если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.[ 12.]

Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу  в отборе материала и в его  расположении, чем описания отдельных  предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта  яблок, вспомнят о птицах, о своем  труде в школьном саду. Сложные  описания типа « Наш поселок», «  Лес осенью», «Закат солнца» не новость  и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях  нередки логические недочеты. Чтобы  их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных  фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сочинения на  основе прочитанного

Отзывы о прочитанных  книгах очень важны для воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку  прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить  идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками  внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.

В I и  во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых  отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги  или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.

Так постепенно школьники  подготавливаются к III классу, где впервые  проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью  на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана  всеми учениками. Во втором полугодии  проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем  классе, т.е. сочинения оказываются  самостоятельными; допускаются и  домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов  организует библиотека, где ведется  журнал читательских мнений.[ 21.с.26]

Обучение письму отзывов  в III классе протекает так. Учитель  прослеживает, чтобы к моменту  письма отзыва о книге (или об отдельной  повести, о рассказе) она была прочитана  всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что  они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной  книге.

На уроке по внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются  главные действующие лица, прочитываются  отдельные небольшие отрывки, анализируется  идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось  в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов  о прочитанных книгах, разобрать  их.

На следующем уроке  составляется коллективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем  переписывается в тетради  с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о прочитанной книге  – это свободное сочинение. Здесь  была бы вредна какая- либо общая схема, невозможен единый образец. Детские  отзывы разнообразны. Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.

Во многих отзывах дается элементарная характеристика  одного или нескольких героев прочитанной  книги, т.е.  обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги  героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение  к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных  персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять главное.[ 20].  Во II классе тоже можно писать отзывы. Но во II классе нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как фронтальная работа здесь еще трудна.[10.]

Сочинения – отзывы –  одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в IV – VIII классах в сочинения на литературные темы. Школа вооружает  своих  воспитанников умениями, необходимыми в общественной жизни. Так в начальных  классах дети могут научиться  писать простейшие заметки в газету. В сущности сочинения на самые  разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету. Дети, поняв  общественную пользу от своих сочинений. Охотнее и серьезнее работают над ними. К сожалению, в начальных  классах редко издают стенгазеты. Если же газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но и развитию речи школьников. Они испытывают потребность высказывать свои мысли и чувства: речь мотивируется.

В III классе учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и  обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами  газетных заметок. Первое же сочинение  после такого знакомства – это  заметка в газету, например: «  На животноводческой ферме» ( по экскурсии), « Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания:  уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.

Заметка – это небольшая  статья, посвященная конкретному  факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также  тем, что в ней всегда остро  ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда  и в заглавии). Заметка может  также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. В III классе (реже во II) проводится специальный  урок или фрагмент урока, на котором  пишется коллективная заметка, а  в дальнейшем эта работа может  протекать и во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сочинения по  данной части

Сочинение имеет три вида:

1.   сочинение по  данному началу;

2.   сочинение по середине;

3.   сочинение по  концу;

Требования:

1.   Отрывок должен  быть кратким.

2.   Начало должно  включать завязку.

3.   Середина должна  включать кульминацию.

4.   Конец должен  включать развязку.

5.   Можно обьеденить по данному концу и началу.

6.   Любая часть должна  направить мысли ребенка по  определенному руслу.

Методика работы

Сочинения по данному началу.

Однажды  рано утром Витя с отцом отправились на охоту. Когда они входили в лес, было совсем темно. Вдруг в кустах раздался треск сучьев…

1.   Подготовительная  работа.

-     Кто был  в лесу рано утром?

-     Зачем вы  ходили в лес?

-     Кто из вас  был с отцом на охоте?

 Расскажите о каком – нибудь интересном случае.

II. Чтение данной части  (текст на доске).

III. Сообщение цели урока.  Наша задача продолжить рассказ.(если нужно)

IV. Работа над текстом,  записанном на доске. Вопросы по содержанию записанной части (если нужно).

V. Составление рассказа.

-     Что произошло  дальше? (проходил лось, медведь,  потерявшаяся корова).

-     Что делало  это животное?

-     Что сделали  охотники? (притаились).

-     Что сделали  дальше? (полюбовались и ушли).

-     Опишите животных.

    Если предлагаете  самостоятельную работу, то можно  только выслушать версии ребят.

VI. Составление плана.

1.   Раннее утро.

2.   Треск сучьев.

3.   В погоню.

4.   Лоси на поляне.

Информация о работе Методика работы над сочинением разных видов