Методика работы над сочинением разных видов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….2
Глава I. …………………………………………………………...5
1. Методика работы над сочинением…………………………5
1.1 Методика работы над сочинением в 1-ом классе…………5
1.2 Методика работы над сочинением во 2-ом классе. ………9
1.3 Методика работы над сочинением в 3-ем классе. ………..12
2. Тема сочинения и ее раскрытие. …………………………..15
3. Сочинения по картинкам. ………………………………….17
4. Сочинения по наблюдениям………………………………..19
5. Сочинения на основе прочитанного……………………….21
6. Сочинения по данной части. ………………………………24
7. Сочинения – миниатюры…………………………………..27
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов…..28
1. Сочинения на данную тему………………………………..28
2. План урока сочинения на тему « Весенние цветы» ……30
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк (лес). .31
4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в вазе»..32
5. Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень» ..35
Заключение ……………………………………………………………39
Литература ……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.35 Кб (Скачать файл)

Художник рано остался  сиротой. Его детство было столь  безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда  он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто  приходилось голодать. Он даже ночевал  в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К  своей творческой работе относился  очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. [18.с.50]

2.   Рассматривание  репродукций картины И. И. Левитана  «Золотая осень».

        а)  Каково общее впечатление от  пейзажа – грустное или радостное?  Приходилось ли вам наблюдать  во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает  у вас пейзаж?

         б)  Каков, по-вашему, замысел художника?  О чем эта картина? Почему  она названа «Золотая осень»?

         в)  Когда лес бывает таким,  каким он изображен на картине  Левитана, - в начале осени или  в конце, в сухую или дождливую  погоду?

         г)    Все ли деревья осенью  одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой  остаются зелеными. Покажите их  на картине.

         д) Прямо ли течет река или  меняет свое направление? Почему  она становится светло-голубой?  Различается ли цвет неба на  переднем и заднем плане? Что  видно на высоком берегу? Почему  крестьянские домики такие маленькие?

         е)    Вывод-обощение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).

-     Обычно осень  – время увядания природы –  вызывает чувство печали и  тоски. Но если на какой-то  срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование  огненно-золотистого и багряного  цветов на картине «Золотая  осень» завораживает нас. Мы  ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность  почувствовать красоту жизни,  прелесть осени в полной ее  силе, в золотом сиянии тихого  солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра  Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных  пьес. «Сентябрь. Охота» Что вы представляете  себе, когда слушаете музыку? Что  общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

3.   Речевая подготовка

а)    Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

б)  Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

в)    Найдите неточно  употребленное слово и замените его.

-     Солнечные  лучи ярко греют/освещают природу.

-     Молодые березы  сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой.

г)     Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

4.   Составление и  запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают  в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

5.   Написание первого  варианта сочинения.

6.   Домашнее задание:  отредактировать написанное в  классе, написать окончательный  вариант сочинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В этой работе я рассмотрела  проблемы, которые встречаются в  работе при написании сочинений  на уроках русского языка в начальной  школе.

Сочинение в начальной  школе является важнейшим методом  воспитания ребенка. Потому что при  изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте  изучения, анализировать, затем правильно  формулирует свои идеи, приходит к  какому-нибудь выводу.

В этой работе была проанализирована методическая, литературоведческая  литература, труды выдающихся педагогов  и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно  осуществлять постоянный контроль над  развитием мышления школьника путем  систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося  поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий  эффект обучения будет максимальным.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Балашова Т. Ю.  Подготовка третьеклассников к  сочинению-описанию животного // Начальная школа. - № 10 – 1998. –  с.70-75.

2.  Васильева Р. А., Суворова  Г. Ф. Картины по развитию  речи. 1 класс. – М., 1973.

3.  Васильева Р. А., Суворова  Г. Ф. Сюжетные картинки по  развитию речи. 1 класс. – М., 1974.

4. Васильева Р. А., Суворова  Г. Ф. Методическое руководство  к картинам по развитию речи. 3 класс. – М., 1974.

5. Гуськов Т. В. Сочинение  по картине И. И. Левитана  «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.

6. Елисеева М. Т. Работа  над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.- 1981. - с. 26.

7.  Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. – М., 1953.

8.  Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.

9.             Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.

10.  Кустарева В. А., Назарова  Л. К., Рождественский Н. С. и  др. Методика русского языка. -  М., 1982.

11. Латышко Н. А. По системе Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 10. – 1995. –с. 47-49.

12.  Львов М. Р. Методика  развития речи младших школьников. – М., 1985

13.  Львов М. Р. Речь  младших школьников и пути  ее развития. – М., 1975.

14. Львова М. Е. Взаимосвязь  обучения изложения и сочинения  // Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36.

15.  Методика развития  речи / Под  ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.

16. Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. -   № 3. – 1998. – с. 80.

17. Побединская Л. М.  Упражнения при подготовке к  сочинению // Начальная школа. - №  6. – 1987. – с. 23-24.

18. Попова Л. Ф. Сочинение-описание  по картине И. И. Левитана  «Золотая осень» // Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.

19.  Потурьева Л. В. Обучение сочинению в ! - № классах // Начальная школа. - № 2. – 1988. – с. 30-35.

20.  Рализаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.

21. Розенберг Л. А, Развитие  творческих сил, литературных  способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 – 1995. –  с. 25-28.

22.  Романовская З. И,  Развитие речи и мышления в  системе обучения академика Л.  В. Занкова // Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.

23.  Черноусова Н. С.  Сочинения в начальных классах.  – М., 1976.                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и  науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДЕТСТВА

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ

Курсовая работа по дисциплине:

 Методика обучения русскому языку и литературе

 

 

 

 

Выполнил студент группы 43

Е.С. Туктарова

 

Специальность 050708 педагогика и методика начального образования

 

Специализация информатика

 

Форма обучения заочная

 

Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования

Гуркова Ирина Васильевна

 

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

«___» ________ 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 


Информация о работе Методика работы над сочинением разных видов