Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 21:57, контрольная работа
Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Выделены 4 вида детского труда:
самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка);
труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
ручной труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами).
ВВЕДЕНИЕ
3
ДЕЖУРСТВО –КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ
5
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЖУРСТВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
2.1 Первая младшая группа
8
2.2 Вторая младшая группа
11
2.3 Средняя группа
13
2.4 Старшая группа
15
2.5 Подготовительная группа
16
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВ
21
МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА РАБОТОЙ ДЕЖУРНЫХ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
ЛИТЕРАТУРА
2.2 Вторая младшая группа
Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, тарелку с фруктами. Понимание обязанности еще недоступно детям четырех лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. Руководя детьми, педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создается эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребенка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой ―Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра ― другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все и будут помогать няне».
Основное внимание воспитатель уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки. Некоторые дети, получив задание, начинают очень спешить, суетятся. Не закончив одно дело, они берутся за другое. В таком случае ребенка надо успокоить в доброжелательном тоне: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты все успеешь. Разложи ложки всем детям, а потом салфетки поставишь. Ведь сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать. Давай посмотрим, кому ты еще не подал ложку».
Другие дети отличаются нерешительностью, выполняют свои обязанности очень медленно и постоянно обращаются за поддержкой. Этих детей ободрит поощрение, высказанное заранее: «Я знаю, Надюша, ты сейчас очень хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Андрюше, и своей подружке Машеньке». Так воспитатель помогает ребенку побороть свою нерешительность, а его своевременная поддержка позволит ему выполнить порученное дело в срок.
Некоторые дети действуют очень уверенно, самостоятельно. Значит, у. них успешно сформировались необходимые навыки. Однако, одобряя их отношение к делу, таких детей не стоит постоянно ставить в пример или всякий раз поручать им дежурить. К ним можно предъявлять чуть повышенные требования (к качеству работы, к организованности в ее процессе): «Оля, посмотри, ты аккуратно накрыла на стол? Разве всем детям будет удобно доставать хлеб? Поставь хлебницу на самую середину стола».
2.3 Средняя группа
В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь ― октябрь) те же приемы, что и во второй младшей группе, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Если же приемы накрывания на стол у детей были сформированы в младшей группе, можно подвести их к дежурству на занятии. Воспитатель разъясняет, как заботится, о детях няня, как она накрывает на стол, подает завтрак, подчеркивает значимость ее работы: «Вера Матвеевна обо всех заботится, аккуратно накрывает на стол. Детям будет приятно завтракать за таким столом». Она побуждает детей благодарить няню:-«Спасибо, Вера Матвеевна».
Опираясь на представления о труде няни, полученные в процессе таких и специально организованных наблюдений, воспитатель на занятии напоминает, как работает няня, и предлагает детям помочь ей.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей показать, как надо накрывать на стол. Все дети смотрят, а педагог комментирует действия ребенка: «Правильно! Нина сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола. Завтра будут дежурить другие дети, которые сидят рядом с ними. Чтобы не забыть, кто у нас дежурный, я приготовила картинки. Мы их будем вставлять в эту рамку. Посмотрите, на ней окошечки, и в каждое из них дежурные будут вставлять свою картинку. А внизу на рамке крючки. На них мы повесим фартучки. Тогда дежурные сразу будут брать их и надевать, перед тем как начинать дежурить!» Желательно фартучки иметь более нарядные: из материала в горошек с аппликацией на кармашке, однако не следует делать их наподобие школьных, с оборкой. Такие фартуки неудобны в стирке, их неохотно надевают мальчики.
Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств- за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол или (во второй половине года, когда вводятся дежурства по подготовке к занятиям) готовит пособия, действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям (аккуратно, старательно работает, не отвлекается от дела и пр.). Дети постепенно осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. Так у ребят формируется ответственное отношение к делу.
Детям пятого года жизни трудно понять обязательность выполнения во время дежурства предлагаемых дел. Поэтому воспитателю следует быть терпеливым к тем, кто еще не проявляет должного отношения к работе. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что товарищи всегда так поступают, заботятся друг о друге, что дети должны помогать взрослым в их работе и т.д., опирается па положительные примеры поведения детей в труде; «Коля и Маша были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; или: «Сережа очень хорошо сегодня дежурил, все помнил сам, ни о чем не забыл. Няне помог, работал так же аккуратно и старательно, как няня». Можно опираться на авторитет родителей: «Как маме будет приятно узнать, что ее дочка Наташа дежурила сегодня как взрослая». Педагог осуществляет необходимую помощь, с тем чтобы дети не чувствовали своей неумелости, чтобы у них росла уверенность в своих возможностях, появлялось желание снова дежурить.
Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, принесенные няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы (там, где позволяют условия). Очень удобно пользоваться раздаточным столиком на колесах, который легко подвезти к детским столам. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.
Дети убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на тарелку сидящего с ним рядом, просит приподнять ложку, отнести чашку на раздаточный стол (если для этого созданы удобства). Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня- сложенные стопкой тарелки. Дети сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному. Надо показать детям прием складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине. Этому приему воспитатель учит детей, включаясь сам в работу: предлагает ребенку сначала вместе сложить скатерть, а потом под его контролем ребята действуют самостоятельно.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость таких дежурств воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, научились помогать ему в подготовке к занятию.
Вводя дежурство, воспитатель проверяет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов; показывает рамку, в которой появляются новые окошки (для дежурных по подготовке к занятиям). Число дежурных зависит от объема работы. В летнее время прибавляется работы на огороде, в цветнике, поэтому воспитатель может или увеличить количество дежурных, или организовать общую эпизодическую работу детей небольшими группами.
2.4 Старшая группа
Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
В содержание труда дежурных по столовой входит сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности и ее процессе, деловитости и самостоятельности.
При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу ― сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы, например, на подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? После еды все ли должны убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой? Решая эти вопросы, воспитатель исходит из целесообразности тех и других. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если дети приучены складывать посуду аккуратно.
Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений, дети отмечают малейшие изменения в их жизни, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных.
2.5 Подготовительная группа