Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 21:57, контрольная работа
Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Выделены 4 вида детского труда:
самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
хозяйственно-бытовой труд (связанный с уборкой групповой комнаты, участка);
труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
ручной труд (работа детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами).
ВВЕДЕНИЕ
3
ДЕЖУРСТВО –КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ
5
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЖУРСТВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
2.1 Первая младшая группа
8
2.2 Вторая младшая группа
11
2.3 Средняя группа
13
2.4 Старшая группа
15
2.5 Подготовительная группа
16
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВ
21
МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА РАБОТОЙ ДЕЖУРНЫХ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
ЛИТЕРАТУРА
В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов (астры, бархатны) и переносят их в группу.
Организуя работу дежурных, воспитатель в начале года определяет, насколько дети овладели приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело. Такие наблюдения позволяют воспитателю в подготовительной группе определить каждому дежурному отдельное задание, например: «Вика накроет на эти два стола, Галя- на другие». Или: «Сережа будет раздавать подставки и кисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы на столы и разнесет розетки». Спустя некоторое время (через 2―3 месяца, а при необходимости во втором полугодии) воспитатель может объединить работу дежурных, поручая им общее задание. Так дети оказываются в условиях, при которых они должны самостоятельно решать, кто какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен. Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность формировать положительные взаимоотношения между детьми: он разъясняет, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки?»; «А сейчас, когда ты уже полил растения, тебе нужно помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежей соломки постелила, а морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней, и тогда пойдете играть».
Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня выполнял, а как будете работать в следующий раз?» Так воспитатель помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое работать вместе, что для этого нужно, как следует договариваться. По окончании работы воспитатель особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь в виду соединение детей в пары для коллективной работы. Если раньше этот вопрос не стоял, так как каждый из детей выполнял работу отдельно, то теперь, объединяя их в общем деле, немаловажно предусмотреть, какое объединение будет полезно для воспитания детей. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой.
Часто детей соединяют в пары по принципу «умелый с неумелым». При этом полагают, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желаемому результату только в том случае, если воспитатель обратит особое внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление обучать навыкам другого ребенка, оставаясь при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. Однако далеко не всегда бывает так. Нередки случаи, когда умелый выполняет всю работу целиком, а второй ребенок только значится дежурным.
В группах этого возраста нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это следует учитывать, поручать им дежурить вместе.
Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь няне. Он приучает детей заботиться о помощнике воспитателя, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Основной формой работы в уголке природы для воспитанников подготовительной группы являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года.
В обязанности дежурных входят посадка лука с осени до весны, посев овса, конопли, газонной травы для подкормки животных.
Поддержанию у детей интереса к дежурствам в уголке природы способствует ведение альбома наблюдений в уголке природы, в котором дежурные зарисовывают то новое, интересное, что они увидели. Например, появление бутонов у глоксинии, развитие цветочной стрелки у амариллиса, прорастание овса, конопли, корнеплодов; новых живых обитателей.
В подготовительной к школе группе должны иметь место и трудовые поручения. На данном этапе рекомендуется давать их детям на более длительный срок (1-2 недели). Так, им можно поручать уход за растениями в зале, вестибюле, в педагогическом кабинете, заготовку корма для животных уголка природы (дети сушат грибы, рвут и сушат траву, собирают семена сорных трав: конского щавеля, лебеды, подорожника, а также шишки, желуди, плоды калины, рябины, боярышника).
Воспитатель должен следить за тем, как выполняют дежурные свои обязанности, справляются ли они с требованиями, которые к ним предъявляют. Нужно учить дошкольников рациональным приемам работы, поощрять инициативу, выдумку, умение быстро и ловко выполнять порученное. Внимание педагога к работе дежурных повышает ответственность детей, их трудовую дисциплину, способствует воспитанию активности и самостоятельности.
Оценка деятельности детей должна быть справедливой, конкретной, доброжелательной. Оцениваться должны не только результаты труда, но и отношение детей к своим обязанностям (добросовестно, старательно или небрежно выполняют работу, дружно ли трудятся и т.д.).
Необходимо развивать у детей самоконтроль, самооценку при выполнении работы. Об этом важно помнить, анализируя работу дежурных.
Время от времени в уголке природы следует организовывать коллективный труд детей. Это могут быть зарядка аквариума, уборка в уголке природы. Целесообразна такая форма организации труда, когда дети делятся на подгруппы, каждая из которых отвечает за определенный участок работы: одна моет комнатные растения, другая убирает в клетке у птицы, третья - в клетке у хомячков или морской свинки.
Каждая подгруппа должна работать под контролем педагога, который вовремя оказывает необходимую помощь, поддерживает у воспитанников бодрое, жизнерадостное настроение и желание хорошо справиться с заданием. Важно вызвать у детей радость от совместной дружно выполненной работы, радость за товарища, чей труд получил хорошую оценку.
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
К ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВ
Во время обучения детей обязанностям дежурных необходимо осуществлять индивидуальный подход.
Во время дежурства труд детей направлен на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию и них чувства ответственности за порученное дело. В процессе дежурства ярко проявляются индивидуальные особенности детей и создаются благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к ним. Но эффективность воспитательного воздействия дежурства во многом зависит от правильной организации этой работы.
Чтобы дети знали, кто должен дежурить, какое звено, воспитатель может вывешивать на специальной доске соответствующие рисунки, и ребята в конце концов запоминают сами, кто с ним и за ним дежурит.
При организации всех видов дежурств – по столовой, по уголку природы, на занятиях – необходимо определить четко круг обязанностей дежурных.
Дежурные по столовой договариваются, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надев передники, они стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. Во время еды дежурные помогают воспитателю подавать второе и третье блюда. После еды относят на раздаточный стол посуду, тарелки ставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и вилки – на поднос, сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место.
Дежурные по уголку природы должны полить комнатные растения, покормить рыбок, птиц, животных, отметить в календаре погоду.
Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают.
Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое – делать все быстро и аккуратно и второе – если товарищ отстал – помочь ему.
Распределение и учет работы дежурных рекомендуем вести в специальной тетради.
Хорошо, если дежурят по два человека, по каждому виду дежурств, тогда дежурит все звено, все сидящие за столом. В следующие два дня обязанности дежурных меняются. Затем нужно обсудить работу звена, дать ему общую оценку и назначить на дежурство другое звено, напомнив детям их обязанности и правила дежурства – правила совместной работы.
При назначении дежурных следует учитывать индивидуальные особенности каждого.
В результате такой организации дежурств и учета работы дежурных, воспитатель получает обширный материал о каждом ребенке в отдельности и звена в целом, что помогает осуществлению индивидуального подхода.
При учете, анализа работы детей очень важно отметить, как в результате такого повседневного учета, помогает ему найти наиболее эффективные приемы индивидуального подхода к детям.
Индивидуальный подход в трудовой деятельности является процессом и не только связан с задачами трудового воспитания. В свою очередь трудовое воспитание детей невозможно без продуманной системы индивидуального подхода, которая включает четкую постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию и проведение необходимой работы, обязательной подведение итогов сделанного – анализ результативности данного приема в данном случае.
В организации индивидуального подхода к детям большое значение имеет воздействие коллектива, общественный контроль, общественное мнение и общественная оценка работы.
4. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА РАБОТОЙ ДЕЖУРНЫХ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
К моменту перехода в среднюю группу
дети приобретают основные навыки самообслуживания
и относительно большое число практических
умений. Это позволяет значительно расширить
содержание их труда, направленного на
удовлетворение нужд и потребностей сверстников
и окружающих. Ребят включают в труд, связанный
с поддержанием порядка в комнате и на
участке детского сада, организацией занятий
и самостоятельной деятельности, уходом
за растениями и животными. Трудовая деятельность
в детском саду — одно из средств воспитания
у ребят внимательного, заботливого отношения
к сверстникам. Воспитатель учит детей
помогать друг другу, поощряет тех, кто
проявляет внимание к товарищу, побуждает
и других поступать так же. Можно давать
детям и специальные поручения: помочь
товарищу завязать шарф, поправить воротничок.
Если взрослый проводит эту работу систематически,
дети и сами, по своему побуждению начинают
помогать друг другу во время коллективного
труда, при выполнении общего дела. Педагог
подсказывает детям, что и дома они тоже
могут сделать что-то доброе, полезное
близким людям (почистить обувь, вымыть
ложки после еды, повесить чистые полотенца
и пр.). Для лучшего осознания необходимости
оказывать помощь другим нужно формировать
у детей представление о содержании хозяйственно–бытового
труда, об общественной значимости труда
взрослых. Знакомство детей с трудом дворника,
завхоза осуществляется через специальные
экскурсии, включенные в сетку занятий,
а также в повседневной жизни. С этой же
целью используются произведения художественной
литературы, а также картины и иллюстрации
к книгам. У детей пятого года жизни должна
быть сформирована привычка к трудовому
усилию. Воспитатель во время работы детей
старается помочь ребенку в тот момент,
когда он, столкнувшись с первой трудностью,
бросает дело, не доведя его до конца, отвлекается,
теряет интерес к дальнейшему выполнению
задания. В процессе труда воспитателе
разъясняет детям правила, выполнение
которых поможет им хорошо сделать работу.
Правила должны быть просты и понятны.
В первую очередь берутся такие, с помощью
которых ребенок сможет лучше организовать
свою деятельность. Например: «Сначала
нужно до конца выслушать задание, и только
потом приступать к делу» или «Сначала
приготовить все, что нужно для работы,
а потом начинать трудиться». Выполнение
других правил способствует организации
поведения детей во время работы. Например:
«Нельзя отвлекаться, когда трудишься»;
«Работу надо выполнять аккуратно»; «Насорил,
налил — убери за собой» и т. п. Правила
не должны сковывать инициативу ребенка,
его самостоятельность. Внимательно наблюдая
за трудом каждого воспитанника, педагог
решает, какое правило поможет ему справиться
с поручением взрослого. Дети пятого года
жизни нуждаются в постоянной поддержке
взрослого. Выполняя задание, ребенок
часто поглядывает на воспитателя, ждет
его оценки, поощрения. Важно, чтобы дошкольники
постоянно чувствовали, что рядом с ними
добрый, умеющий все делать воспитатель,
который им всегда поможет. Оценка педагогом
трудовой деятельности ребенка постепенно
меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка
даже за то, что тот охотно отозвался на
просьбу о помощи. По мере возникновения
у воспитанника интереса к заданию, развития
необходимых навыков можно переходить
к оценке качеств его деятельности. И,
наконец, особого поощрения и высокой
оценки будут заслуживать проявленная
ребенком инициатива в труде, внесение
элементов творчества и стремление сделать
больше, чем требуется. Оценивать результаты
труда детей среднего дошкольного возраста
можно и в игровой форме, с помощью персонажей
кукольного театра, что создаст, непринужденную
обстановку в группе, вызовет у ребят желание
трудиться лучше.