Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:56, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования состоит в том, что сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.

Файлы: 1 файл

Методика социально.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

«Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (сентябрь 1992 г.) определяется, что государственная молодежная политика направлена, в частности, на развитие молодежных объединений, движений, инициатив. Так же констатировалось, что она проводится в отношении молодежных объединений и осуществляется с государственными органами и с должностными лицами, молодежными объединениями, их ассоциациями и молодыми гражданами. Нормативно-правовую основу взаимодействия государства и общественных объединений в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, составляют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся в целом региональной молодежной политики, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных объединений» [12].

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» «определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских объединений РФ на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав» [2].

«Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. … Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчётный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица» [19]. Если же детские общественные объединения осуществляют свою деятельность не регистрируясь, то они не имеют прав юридического лица.

Виды детских объединений в зависимости от территориальной сферы деятельности:

1. «Общероссийские (объединения, которые осуществляют свою деятельность  в соответствии с уставными  целями на территориях более  половины субъектов Российской  Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства)» [17].

2. «Межрегиональные (объединения, которые осуществляют свою деятельность  в соответствии с уставными  целями на территориях менее  половины субъектов Российской  Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства)» [17]

3. «Региональные (объединения, деятельность которых, в соответствии  с их уставными целями, осуществляется  в пределах территории одного  субъекта Российской Федерации)» [17]

4. «По месту жительства (объединение, деятельность которого  в соответствии с его уставными  целями осуществляется в пределах  территории органа местного самоуправления)» [17].

«Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа» [2].

«Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное время организуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях» [19].

Порядок создания регламентируется федеральным законодательством, в соответствии с которым детское объединение может состоять из детей, либо из детей и взрослых. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями общественных объединений (в том числе - детских) объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, либо юридическое лицо (органы управления образованием или иные органы исполнительной власти учредителями быть не могут). «Но членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет» [19]. «Согласно ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения» [17].

В регистрации общественного объединения может быть отказано в следующих случаях:

- «если устав общественного  объединения противоречит Конституции  Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего  Федерального закона и законам  об отдельных видах общественных  объединений;

- если не представлен  полный перечень учредительных  документов или они оформлены  в ненадлежащем порядке;

- если ранее зарегистрировано  общественное объединение с тем  же названием на территории, в  пределах которой данное объединение  осуществляет свою деятельность;

- если органом, регистрирующим  общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию  учредительных документах содержится  недостоверная информация;

- если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан» [2].

«Порядок реорганизации и ликвидации определяется в ст. 25, 26 ФЗ «Об общественных объединениях»: реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона» [2].

Таким образом, можно сказать, что деятельность детских объединений регулируется законодательством Р.Ф. Основным правовым актом, определяющим взаимодействие государства и детских объединений, является Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», который определяет гарантии и меры государственной поддержки детских объединений. Они могут быть юридически зарегистрированы и иметь статус юридического лица, а могут этого и не делать. Порядок создания, регистрации и реорганизации детских и молодёжных объединений определяется основным правовым актом - ФЗ «О общественных объединениях».

2. Формы и методы социально - педагогической работы с детскими общественными объединениями

2.1 Деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями

Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая, педагогически организованная, среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Основная цель детских объединений - развитие самодеятельности детей и подростков. «Под личностно значимыми целями понимают стремление к самовыражению и самореализации во время самостоятельной деятельности, к исполнению различных социальных ролей в коллективе, к раскрытию своего творческого потенциала» [7]. «Объединения призваны помочь человеку в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов. Социальный педагог, организатор детского движения должны оказать помощь в определении доминирующих целей, предупредить о возможных трудностях, которые могут возникнуть при их реализации» [11].

Система образования и детское движение имеют общие задачи:

- развитие творческой  личности;

- формирование у детей  активной гражданской позиции;

- реализация прав и  свобод, определенных Конвенцией  ООН о правах ребенка;

- создание условий для  приобретения детьми социально  значимых отношений и так далее.

Функции социального педагога в деятельности общественных объединений:

- выявление интересов  и потребностей детей и подростков;

- оказание им социальной  помощи и поддержки;

- создание условий для  развития талантов, умственных и  физических способностей обучающихся  во внеурочное время;

- выступление посредником  между личностью обучающихся и детскими общественными объединениями в школе и другие.

«Социальный педагог создает условия для выбора сферы социальной деятельности и организует подготовку к этой деятельности (диагностика индивидуальных особенностей, ознакомление с вариантами выбора будущей деятельности, соответствующей возможностям, и т.п.)» [11].

Социальному педагогу необходимо работать с каждым ребенком, в рамках имеющегося общественного объединения, используя ресурсы, как самого индивида, так и объединения, чтобы предотвратить его асоциальные поступки, которые могут быть совершены в силу нравственной бедности и склада личности.

«В педагогике, в связи с разработкой теории коллектива, коллективной деятельности, теории и методики воспитательной работы достаточно подробно рассмотрены приемы организации групповой деятельности. Наиболее популярной технологией, которая может быть использована и в практике социально-педагогической деятельности, является технология коллективно - творческой деятельности, построенная на взаимодействии детей в малых группах» [11]. Данная технология была разработана в 60-х годах прошлого столетия И.П. Ивановым, как противовес коллективистскому обезличиванию детей. «Понятие «коллективное творческое дело» И. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые» [22].

«…Воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно - практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени - при обсуждении результатов. Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от остальных воспитательных мероприятий, где перед воспитанниками цели ставятся открыто» [22].

Алгоритм коллективно - творческой деятельности:

1. Постановка общей цели (каждая группа представляет свой  проект для достижения цели). Происходит  объединение детей.

2. Выбирается один проект. Создаётся орган коллективного  управления.

3. Подготовка и реализация  выбранного проекта, распределение  обязанностей между группами  и контроль их деятельности. Осуществляется  выбранным органом коллективного  управления (Совет дела). «Дети приобретают  опыт коллективной деятельности, учатся понимать друг друга, заботиться  друг о друге, оказывать помощь, получают различные практические  умения и навыки, развивают или  открывают свои способности» [11].

4. Анализ проведённого  проекта. «Формирование у детей  умений анализировать деятельность  свою и других, вносить в нее  коррективы, а также развитию  объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда  не затрагиваются личные качества  детей» [11].

5. Ближайшее последствие. «Главный смысл этого этапа - расширение  круга добрых дел. Педагогу важно  поддержать и развить хорошие  начинания, закрепить и способствовать  улучшению тех отношений - отношении  дружбы творческого сотрудничества  взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества - которые  были рождены и создавались  в процессе подготовки и проведения  общего дела» [22].

Типы коллективно - творческих дел:

· Представление - не предусматривает выдачу заданий. Примеры: «коллективные песни, игры, концерт, концертные номера + игры с залом, беседы с залом (разновидности диспутов, лекции)» [22].

· Малое творческое дело - не требует предварительной подготовки. Задания выполняются сразу. Примеры: «телевизионные игры, перемещение по станциям, конкурсы, не сценарные ролевые игры» [22].

· Большое творческое дело - организаторы дают задание участникам. Требует подготовки. Примеры: «конкурс или набор постановок, сценарные ролевые игры, разновидности диспутов» [22].

Стадии принятия группового решения:

1. Установление фактов

2. Оценка фактов

3. Поиск решений

4. Принятие решений

Примерные технологии организации групповой деятельности:

I. «Мозговой штурм (брейнсторминг) как групповой метод порождения идей активно используется в работе социального педагога как с детскими группами, так и с педагогическим коллективом» [11].

Фазы брейнсторминга:

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями