Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:56, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования состоит в том, что сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.

Файлы: 1 файл

Методика социально.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

- вступительная фаза (15 минут)

- основная фаза (1 час)

- Заключительная фаза

II. «Синектика (совмещение разнородных элементов) - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В.Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма» [19].

«Синектика - своеобразная модель групповой творческой деятельности, предусматривающая семь основных шагов:

1. Первоначальная постановка  проблемы.

2. Анализ проблемы и  сообщение необходимой вводной  информации компетентным лицом (педагог, подготовленный член группы, специально  приглашенное лицо).

3. Выяснение возможностей  решения проблемы.

4. Переформулирование проблемы. Каждый член группы работает самостоятельно, исходя из собственного понимания.

5. Совместный выбор одного  из вариантов переформулированной  проблемы (первоначальная формулировка  временно откладывается)

6. Выдвижение образных  аналогий. Педагог побуждает группу  к поиску ярких, образных, метафорических  аналогий для заложенных в  проблемной ситуации явлений. Этот  этап - ключевой для синектики. Используются личностные, символические и фантастические аналогии.

7. Подгонка намеченных  группой подходов к решению  проблемы или готовых решений  к требованиям, заложенным в постановке  проблемы.

III. Групповая дискуссия - целенаправленный и упорядоченный  обмен идеями, суждениями, мнениями  в группе ради поиска истины, причем все участники - каждый  по-своему - участвуют в организации  этого обмена» [11].

Действия педагога:

Первый этап. Формирование дискуссионных процедур (выявления различных точек зрения, способов аргументаций, их сопоставление т.д.)

Второй этап. «Сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов» [11]. «Виды дискуссий:

· с педагогом в роли ведущего;

· с одним из членов группы в роли ведущего;

· без ведущего (самоорганизующаяся)» [11].

Формы дискуссии:

1. Круглый стол

2. Заседание экспертной  группы (панельная дискуссия)

3. Форум

4. Симпозиум

5. Дебаты

6. Судебное заседание

7. Техника аквариума

«Ориентиры для социального педагога в выборе темы:

- соответствие темы социально-педагогическим  задачам;

- значение и своевременность, значимость для всех членов  группы;

- подготовленность самого  педагога;

- достаточная зрелость  членов группы для понимания  и подробного изучения темы;

- отсутствие у них чрезмерной  эмоциональной напряженности, связанной  с данной проблемой.

Социальный педагог не должен допускать какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы» [11].

Условия для организации коллективных дел:

«1. временная протяженность групповых дел, от замысла до их реализации, должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный накал;

2. минимальная подготовка  дела требует простых форм, не  влияющих на текущие события жизни ребёнка;

3. успех любого дела  определяется четким распределением  полномочий каждого ребёнка в  подготовке и проведении мероприятия;

4. каждое дело должно  способствовать духовному росту  ребёнка, развитию взаимоотношений  в группе;

5. деятельность группы  становится фактором развития  личности, если она организуется  с опорой на инициативу и  самодеятельность» [22].

«Духовный рост ребёнка, развитие его личностных качеств, неразрывно связаны с коллективной деятельностью. Обретение личностных духовных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями. Обретение своего духовного «Я» - процесс длительный, многофакторный, взаимодействие «коллектив - личность» предполагает и влияние коллектива на личность, и вклад личности в коллектив» [22].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями является опорой для становления личности ребёнка, её развития, полноценной социализации ребёнка в социуме, выбора направленности его действий и поступков. Причём воздействие на личность через коллектив должно быть незаметным. Социальный педагог должен достигать этого, ставя перед коллективом цели и задачи, ведущие к эволюции личности, и в целом группы, а не к её регрессу. Его методы должны приводить к сплочённости коллектива, благоприятному психологическому климату в нём, к созданию дружеских и товарищеских отношений между членами группы, к здоровой конкуренции, чтобы коллектив не застаивался, чтобы он развивался, а не «стоял на месте». Группа должна сама воспитывать своих членов (умело направляемая социальным педагогом), помогая им преодолевать трудности, связанные как с общим делом, так и с личными проблемами. Для того, чтобы осуществить это, в арсенале социального педагога должны накапливаться необходимые игры, методики, упражнения, задания, различные технологические сценарии и др., для осуществления «грамотности и четкости деятельности в конкретной ситуации, и для создания условий для творческого преобразования собственной практики» [11].

2.2 Методы изучения психологического климата в коллективе детского общественного объединения

социальный педагогический детский коллектив

«Психологический климат - наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

· доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

· доброжелательная и деловая критика;

· свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

· отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

· достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

· удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

· высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

· принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.» [23].

«Понятие «психологический климат» пришло в научную терминологию сравнительно недавно и стало выражать одну из целостных характеристик коллектива наряду с такими понятиями, как сплоченность, социальные нормы, групповая активность и др.

В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад - преобладающее настроение, отношение к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе. В то же время ребенок в этом климате находится, ощущает на себе его влияние. Психологический климат - не бесстрастное зеркало, в котором при желании можно разглядеть некоторые черты лица коллектива. Он обладает способностью быть «увеличивающим стеклом», которое, собирая в себе эмоциональную энергию каждого, возвращает обратно новую силу, изменяющую поведение и отдельного человека, и всей группы.

Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группировки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерархия отношений: в «галактике» личных связей выделяются «звезды» - наиболее популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства; встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.

… В тех коллективах, где преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, симпатии и взаимопомощь, легче строятся и деловые отношения, успешнее идет процесс формирования личности. И в свою очередь, четкое взаимодействие детей, понимание ими своих прав и обязанностей создают необходимую почву для положительного развития взаимоотношений, для создания мажорного настроя в коллективе.

Хотя психологический климат - относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объединениях. Психологическому климату придает устойчивость характер отношения ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену детского объединения» [5].

При диагностике коллектива необходимо помнить о многоаспектности этого явления.

Изучение социально - психологического климата осуществляется по следующим показателям:

* удовлетворенность членов  коллектива взаимоотношениями, процессом  организации деятельности, руководством;

* преобладающее настроение;

* взаимопонимание руководителей  и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей;

* степень участия членов  коллектива в управлении, уровень  развития самоуправления;

* сплоченность, продуктивность  совместной деятельности;

* чувство собственного  достоинства у каждого члена  коллектива, гордость за свой  коллектив;

* защищенность всех членов  коллектива [3].

Примерные методики диагностики социально - психологического климата в коллективе:

1. Методика оценки психологической  атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера

«Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала (метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией)» [9].

2. Метод социометрических  измерений Дж. Морено

«Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально-психологического климата в трудовых и учебных коллективах. Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимодействий в группе. Как метод социометрия представляет собой систему технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей индивидуума с членами той группы, в которой он работает и живет. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей внутри коллектива так, чтобы снизить напряженность, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых его членов» [8].

 

Надее


 


Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями