Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:56, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования состоит в том, что сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.

Файлы: 1 файл

Методика социально.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

В условиях экономических, социальных и нравственных кризисах, потрясших Россию ещё во второй половине 20 века, когда началась регрессия государственных и социальных институтов и, как следствие, деградация моральных норм и нравственных ценностей общества, продолжающие влиять на развитие страны до сих пор, с особой остротой нужно задумываться о детях, их развитии и будущем.

Наше время характеризуется не только как кризисное, но и как время прогресса. Научно - техническая революция позволила вывести жизнь людей на новый план. Сегодня почти невозможно представить, каково это - жить без телефонов, компьютеров, телевизоров и пр. Конечно, всегда «быть на связи», узнавать свежие новости, общаться, играть в онлайн - игры и так далее - это неплохо. Но с другой стороны, наши дети находятся в огромной опасности, когда их социализации, развитию и личностно - нравственному росту мешают «вездесущие» социальные сети. Когда ребёнок настолько «затянут» в них, что он уже не может адаптироваться в обществе, завести «реальных», а не «виртуальных» друзей.

Актуальность данного исследования состоит в том, что сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.

Объектом исследования являются детские общественные объединения.

Цель исследования: оказание положительного влияния детских общественных объединений на социализацию и развитие личности подростков, а также их личностных качеств, при помощи грамотно организованной социально - педагогической деятельности.

Предмет исследования: деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями.

Задачи:

1. Изучение теоретической  основы детских общественных  объединений

2. Формы социально - педагогической  деятельности с детскими объединениями

3. Изучение особенностей  методик для оценки психологической  атмосферы в коллективе

1. Сущность детских  и молодёжных объединений

1.1 Детские и молодёжные объединения в системе средств социально - педагогического процесса

«Общественное объединение - некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей» [11]. Цели их деятельности затрагивают такие области как образование, наука, благотворительность, права человека, искусство и т.д. Никитина Н.И. считает, что детское общественное объединение - это то объединение, которое «…создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой, осуществляет социально-творческую деятельность и не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения» [7]. Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов.

«Возможными формами общественных объединений выступают:

1. Общественные организации (совместная деятельность для  достижения социально значимых  целей с обязательным оформлением  членства, выбором руководящего  органа);

2. Общественное движение (массовое движение с общественно  полезными целями, где нет членства, но есть участники и руководящий  орган);

3. Общественный фонд (учреждается  для формирования имущества на  основе добровольных взносов  и других законных поступлений  и использования данного имущества  на общественно полезные цели; не предполагает членов и участников, высший орган - правление, надзор  осуществляется попечительским  советом);

4. Общественное учреждение (создается для предоставления  учащимся конкретного вида услуг; предполагает наличие учредителей, участников и потребителей услуг);

5. Орган общественной  самодеятельности (учреждается для  совместного разрешения социальных  проблем, возникших у граждан  по месту жительства, работы или  учебы; участвуют все заинтересованные  в решении этих проблем; не  имеет вышестоящих органов, управление - на выборной основе)» [11].

«Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:

- наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

- добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

- организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

- четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;

- установленные для всех нормы и правила;

- гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности)» [18].

Основные принципы детских объединений: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.

Наиболее важным принципом существования детских и юношеских организаций и объединений является добровольность. «Объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов» [7].

«Для образования общественного объединения любой из возможных форм необходима инициатива отдельной личности или группы лиц, связанных общей проблемой, и проведение учредительного собрания» [11].

«Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус» [7].

Стремление детей к объединению зависит от совокупности ряда факторов:

педагогических (проявляется в целях, которые ставятся перед воспитанием ребёнка), социальных (социализация личности) и психологических (превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности, рост самосознания, стремление быть самим собой, поиск смысла жизни). В силу того, что дети (да и человек вообще) не могут успешно развиваться и самореализоваться вне социума, они, пишет Никитина Н.И., создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью, для защиты своих специфических интересов и выхода в сферу общественных отношений [7]. Объединяясь, дети собирают воедино свои возможности и силы для достижения поставленной цели в какой-либо деятельности.

Функции детских объединений:

1. Развивающая

1. Ориентационная

2. Компенсаторная

«Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели» [6].

«Ориентационная функция обеспечивает условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей» [7].

«Компенсаторная создаёт условия для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия» [6].

«Задачи молодёжных и детских общественных объединений:

1. Обеспечение адекватности  всей работы с детьми в организациях  новыми социально-экономическими  отношениями;

2. Помощь в решении  самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия  каждого ребёнка;

3. Взаимодействуя с другими  социальными институтами;

4. Обеспечение равных  возможностей в социальном становлении  детей;

5. Создание условий для  самореализации личности на основе  индивидуального и дифференцированного  подхода» [14].

В цели деятельности детских и молодёжных общественных объединений можно выделить два аспекта:

- цель, ставящаяся самими детьми, связанная с их успешной социализацией;

- воспитательная цель, ставящаяся взрослыми.

«Детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности)» [24].

Общественные объединения и организации могут:

1. Создавать свои программы, чтобы получить государственную  поддержку (на конкурсной основе)

2. создавать условия для  благоприятного и полноценного  развития личности

3. взаимодействовать с  другими социальными институтами, в организации социальной помощи  населению

4. создавать органы самоуправления, для решения имеющихся проблем  и др.

«Современное детское движение представляет довольно пеструю картину. Его отличительной особенностью является вариативность:

1. организационно - правовых  форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

2. масштабов и уровней (международные, республиканские, межрегиональные, региональные);

3. целей и направленности  содержания деятельности;

4. организационных структур, их внешнего оформления;

5. периодической печати  детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические  бюллетени, вестники и т.д.)

6. Баз формирования детских  объединений (общеобразовательные  учреждения, учреждения дополнительного  образования и т.д.)

7. в названии организатора  деятельности детского объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер, социальный педагог, организатор  детского движения)» [7].

Детские объединения могут различаться:

- по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.)

- по времени существования (постоянные, временные, ситуативные)

- по форме управления.

«Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.» [14].

Источники бюджета детских объединений - это средства, заработанные самими членами объединений, членские взносы и субсидии спонсоров.

Таким образом, детские объединения и организации способствуют успешной социализации ребёнка в обществе, «расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка» [24].

1.2 История развития детских общественных объединений в России и современное состояние детских движений

«В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве» [20]. Так же создавались ученические организации, «Артели тружениц», товарищества. «На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных, идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус. В России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елизаветино Псковской губернии, вернувшейся из Великого княжества Финляндского, помещицей Е.Е. Вагановой. Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9-11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов)» [20]. В начале XX века в ряде Российских городов начало действовать международное движение «сетлемент» - посёлков культурных людей среди бедного населения. В Москве его организовал в 1906 году педагог Станислав Теофилович Шацкий. «В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь» [20].

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями