Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:56, реферат
Актуальность данного исследования состоит в том, что сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.
Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями
В условиях экономических, социальных и нравственных кризисах, потрясших Россию ещё во второй половине 20 века, когда началась регрессия государственных и социальных институтов и, как следствие, деградация моральных норм и нравственных ценностей общества, продолжающие влиять на развитие страны до сих пор, с особой остротой нужно задумываться о детях, их развитии и будущем.
Наше время характеризуется не только как кризисное, но и как время прогресса. Научно - техническая революция позволила вывести жизнь людей на новый план. Сегодня почти невозможно представить, каково это - жить без телефонов, компьютеров, телевизоров и пр. Конечно, всегда «быть на связи», узнавать свежие новости, общаться, играть в онлайн - игры и так далее - это неплохо. Но с другой стороны, наши дети находятся в огромной опасности, когда их социализации, развитию и личностно - нравственному росту мешают «вездесущие» социальные сети. Когда ребёнок настолько «затянут» в них, что он уже не может адаптироваться в обществе, завести «реальных», а не «виртуальных» друзей.
Актуальность данного исследования состоит в том, что сейчас как никогда ощущается необходимость вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, чтобы они учились свободно выражать своё мнение, имели возможность внутреннего личностного роста и развития своего творческого потенциала, чтобы у них был прочный фундамент для самореализации и успешной социализации в обществе. Детские общественные объединения, на наш взгляд, превосходно могут справиться с этими задачами, при условии правильной внутренней организации и грамотной помощи взрослых.
Объектом исследования являются детские общественные объединения.
Цель исследования: оказание положительного влияния детских общественных объединений на социализацию и развитие личности подростков, а также их личностных качеств, при помощи грамотно организованной социально - педагогической деятельности.
Предмет исследования: деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями.
Задачи:
1. Изучение теоретической основы детских общественных объединений
2. Формы социально - педагогической
деятельности с детскими
3. Изучение особенностей
методик для оценки
1. Сущность детских и молодёжных объединений
1.1 Детские и молодёжные объединения в системе средств социально - педагогического процесса
«Общественное объединение - некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей» [11]. Цели их деятельности затрагивают такие области как образование, наука, благотворительность, права человека, искусство и т.д. Никитина Н.И. считает, что детское общественное объединение - это то объединение, которое «…создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой, осуществляет социально-творческую деятельность и не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения» [7]. Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов.
«Возможными формами общественных объединений выступают:
1. Общественные организации
(совместная деятельность для
достижения социально значимых
целей с обязательным
2. Общественное движение
(массовое движение с
3. Общественный фонд (учреждается
для формирования имущества на
основе добровольных взносов
и других законных поступлений
и использования данного
4. Общественное учреждение
(создается для предоставления
учащимся конкретного вида
5. Орган общественной
самодеятельности (учреждается для
совместного разрешения
«Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:
- наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;
- добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;
- организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;
- четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;
- установленные для всех нормы и правила;
- гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности)» [18].
Основные принципы детских объединений: добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.
Наиболее важным принципом существования детских и юношеских организаций и объединений является добровольность. «Объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов» [7].
«Для образования общественного объединения любой из возможных форм необходима инициатива отдельной личности или группы лиц, связанных общей проблемой, и проведение учредительного собрания» [11].
«Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус» [7].
Стремление детей к объединению зависит от совокупности ряда факторов:
педагогических (проявляется в целях, которые ставятся перед воспитанием ребёнка), социальных (социализация личности) и психологических (превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности, рост самосознания, стремление быть самим собой, поиск смысла жизни). В силу того, что дети (да и человек вообще) не могут успешно развиваться и самореализоваться вне социума, они, пишет Никитина Н.И., создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью, для защиты своих специфических интересов и выхода в сферу общественных отношений [7]. Объединяясь, дети собирают воедино свои возможности и силы для достижения поставленной цели в какой-либо деятельности.
Функции детских объединений:
1. Развивающая
1. Ориентационная
2. Компенсаторная
«Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели» [6].
«Ориентационная функция обеспечивает условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей» [7].
«Компенсаторная создаёт условия для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия» [6].
«Задачи молодёжных и детских общественных объединений:
1. Обеспечение адекватности
всей работы с детьми в
2. Помощь в решении
самых актуальных проблем
3. Взаимодействуя с другими социальными институтами;
4. Обеспечение равных
возможностей в социальном
5. Создание условий для
самореализации личности на
В цели деятельности детских и молодёжных общественных объединений можно выделить два аспекта:
- цель, ставящаяся самими детьми, связанная с их успешной социализацией;
- воспитательная цель, ставящаяся взрослыми.
«Детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации - система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности)» [24].
Общественные объединения и организации могут:
1. Создавать свои программы,
чтобы получить
2. создавать условия для благоприятного и полноценного развития личности
3. взаимодействовать с
другими социальными
4. создавать органы
«Современное детское движение представляет довольно пеструю картину. Его отличительной особенностью является вариативность:
1. организационно - правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);
2. масштабов и уровней (международные, республиканские, межрегиональные, региональные);
3. целей и направленности содержания деятельности;
4. организационных структур, их внешнего оформления;
5. периодической печати детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.)
6. Баз формирования детских объединений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и т.д.)
7. в названии организатора
деятельности детского
Детские объединения могут различаться:
- по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.)
- по времени существования (постоянные, временные, ситуативные)
- по форме управления.
«Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д.» [14].
Источники бюджета детских объединений - это средства, заработанные самими членами объединений, членские взносы и субсидии спонсоров.
Таким образом, детские объединения и организации способствуют успешной социализации ребёнка в обществе, «расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка» [24].
1.2 История развития детских общественных объединений в России и современное состояние детских движений
«В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве» [20]. Так же создавались ученические организации, «Артели тружениц», товарищества. «На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных, идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус. В России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елизаветино Псковской губернии, вернувшейся из Великого княжества Финляндского, помещицей Е.Е. Вагановой. Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9-11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов)» [20]. В начале XX века в ряде Российских городов начало действовать международное движение «сетлемент» - посёлков культурных людей среди бедного населения. В Москве его организовал в 1906 году педагог Станислав Теофилович Шацкий. «В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь» [20].