Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога с неполной семьёй.
Необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность, содержание и основные направления социальной политики государства;
2) Рассмотреть организацию социальной работы, как практическое воплощение социальной политики;
3) Установить роль место социального педагога в социальной работе;

Содержание работы

Введение
1. Социальный педагог и его роль в социальной политике государства
1.1 Сущность, содержание и основные направления социальной политики государства
1.2 Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
1.3 Место социального педагога в социальной работе
2. Работа социального педагога с неполной семьёй
2.1 Профессиональный портрет социального педагога
2.2 Неполная семья, как объект социальной работы
2.3 Особенности работы социального педагога в неполной семье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

1) оказание материальной  помощи (денежная, патронат, пособия  и льготы, помощь в быту);

2) организация  социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

3) влияние на  человека. /13, c.81/

Работа социального  педагога в современном обществе необходима:

1) в школе,  в классе, для работы с детьми  из неблагополучных семей;

2) в школах-интернатах, детских домах, приютах;

3) в лесных  школах, детских санаториях;

4) в социально-образовательных  центрах;

5) в реабилитационно-коррекционных  центрах;

6) в культурных  центрах, центрах досуга, молодежных  клубах;

7) в летних  лагерях труда и отдыха.

Деятельность  социального педагога начинается с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Чем точнее определяется "диагноз социального заболевания" ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать ему социальный педагог. Наряду с изучением каждого ребенка, социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

Другой задачей  социального педагога является составление  индивидуальной программы развития воспитанников, то есть он должен представить, каким должен быть выпускник детского учреждения, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с другими педагогами анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Сложный воспитательный процесс в детском заведении  требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих  задач, но и раскрытия тенденций  развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности. Проблемы адаптации ребенка в коллективе, реабилитации детей девиантного поведения, их интеграции в общество, являются важными в деятельности социального педагога.

Социальная адаптация полагает успешное освоение детьми социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Кроме того, социальный педагог по правовым аспектам консультируется  с юристом, перед ним встает ряд  жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог  должен быть посредником, привлекая  медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над  детьми. Он должен знать об уголовной  ответственности за преступления против детей.

Социальный педагог  должен знать законы об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Здесь следует помнить, что в истории нашего общества долгое время дети считались собственностью родителей и разговора о правах ребенка не было.

Вопросами, которые решает социальный педагог в своей профессиональной деятельности также являются вопросы усыновления, права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, вступают в конфликты с приемными родителями.

Социальный педагог  сталкивается с проблемой лишения  родительских прав. Это тяжелая крайняя  мера, к которой прибегают, когда  родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ним. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Вопросы планирования в деятельности социального педагога являются основополагающими. От правильности, объективности, планирования работы зависит эффективность и результативность деятельности. Социально - педагогическая работа планируется на год (перспективный план работы), на месяц (исходя из годового плана с учетом реальной обстановки, потребности), и составляется план работы с каждой конкретной семьей. Наивысшая форма планирования работ - составление авторской программы.

В своей работе социальный педагог взаимодействует  со следующими социальными институтами:

органы опеки  и попечительства:

органы управления социальной защиты населения;

органы внутренних дел;

органы управления здравоохранением;

органы управления образованием;

комиссия по делам несовершеннолетних;

отдел профилактики преступлений среди несовершеннолетних;

прокуратура;

суд;

жилищно-эксплуатационный участок;

приюты, центры;

отделы ЗАГСа;

специалист по охране детства;

центр временной  изоляции несовершеннолетних;

бюро технической  инвентаризации. /13, c.49/

Важное значение в своей работе социальный педагог  должен придавать защите прав ребёнка. Главным правовым документом здесь является Конвенция о защите прав ребёнка, принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Права ребёнка также защищены Законом РФ "Об образовании" (статьи 5, 6, 32, 50, 51 и другие). Так в статье 15 закона Российской Федерации "Об образовании" записано, что применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются. Социальный педагог должен понимать, какие именно действия квалифицируются как физическое и психическое насилие.

К большому сожалению, в наших школах преобладает авторитарный стиль общения в системе: "администрация - учитель - ученик". Более того, в школах практикуются различные виды насилия над учеником. Всё это в конечном итоге ведёт к формированию у детей социальной апатии или цинизма.

Самым грубым и  жестоким видом является физическое оскорбление. Подвергаются ему в  наибольшей степени ученики младшего школьного возраста. В "методике" педагогической работы некоторых учителей заложен такой "метод воспитания", как удар ребёнка по голове указкой или линейкой. Нравственно эстетическое сознание ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно уникальное и уязвимое качество души - доверие.

Что касается психического насилия, то оно получило ещё большее распространение. Сюда можно отнести и наказание трудом, личное оскорбление, публичное оскорбление и многое другое.

Таким образом, именно социальный работник должен выступать  координатором организации в  детском учреждении системы реальной защиты прав ребёнка в виде социальной службы, принципами деятельности которой являются:

1) Объективность  - принятие во внимание как  можно большего числа аспектов  жизнедеятельности конкретного  школьного коллектива и отдельной личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности;

2) Коммуникативность  - организация широких связей (с  администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами,  психологами, юристами и т.д.) для  получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

3) Интеграция - аккумулирование  полученной информации в замкнутую  систему, обеспечивающую ее неразглашение  и анонимность респондентов.

4) Оперативность  - быстрое разрешение назревших  или профилактика назревающих  проблем и конфликтов.

5) Автономность - независимость от администрации  школы и органов управление  образованием.

6) Репрезентативность - представительство и учет интересов всех подразделений школьного коллектива.

7) Адаптация  - оперативность и быстрое реагирование  на изменения во внешней среде  и внутри коллектива.

Основными функциями  социальной службы детского учреждения являются:

1) Диагностическая  - изучение на основе современных достижений социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, детского коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют представители данного заведения, а также исследование межличностных отношений и процессов;

2) Прогностическая  - составление на основе наблюдений  и исследований прогноза развития  негативных и позитивных параметров, характеризующих ту или иную  социальную группу;

3) Консультативная  - разработка советов и методик,  обеспечивающих коррекцию поведения детей, педагогов, администрации, профилактику или стимуляцию того или иного социального процесса, явления;

4) Предупредительно-профилактическая - разработка на основании собранной  информации комплекса мер и  мероприятий, предотвращающих развитие негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность, учебно-воспитательный процесс в заведении, функционирование микро-коллективов.

5) Представительная - представление интересов и защита  социальных прав коллектива, группы  или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и прокуратуру.

 

2. Работа социального педагога  с неполной семьёй

 

2.1 Профессиональный портрет социального  педагога

 

Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне "Доверие" и др.). Особая специальная категория этих специалистов работает в закрытых учреждениях (детских колониях, лечебницах, госпиталях и других).

Забота социального  педагога распространяется практически на все возрастные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности. Являясь посредником в системе их взаимодействия, этот институт влияет на становление гуманистических, доброжелательных, нравственно здоровых отношений в социуме, формирование системы ценностных ориентации личности - к социальному окружению, природе, к своему здоровью.

Опираясь на практический опыт социальной работы, в нашей стране можно выделить следующие наиболее базовые характеристики социальных педагогов независимо от профиля, специализации:

способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между ребёнком, семьей с одной  стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой, выполнять своеобразную роль "третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать ребёнка к той или иной деятельности;

умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального  лидера, помощника, советчика, способствующего  появлению инициативы, активной, субъективной позиции ребёнка;

способность соучаствовать, coпepеживать ребёнку в решении его проблем;

умение строить  взаимоотношения на основе диалога, на равных, коммуникабельность, экстравертность.

Для этого социальный педагог должен знать:

основные закономерности развития личности, специфику потребностей различных категорий и возрастных групп, их интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности, специфику работы в специальной среде, в семье, в объединениях, группах, компаниях, современное состояние и тенденции развития подростковых и молодежных сообществ, движений, организаций, их роль, место и влияние на личность ребенка, подростка, функции и права системы государственных и общественных институтов, социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой организуется работа, принципы организации досуга, общения, организации свободного времени;

основы трудового  законодательства, правила охраны труда, техники безопасности, дорожного  движения, пожарной безопасности;

методику диагностических  исследований и развития личности, семьи, среды;

навыки влияния  на организацию социально ценных видов общественной, трудовой и досуговой  деятельности;

методы анализа  и программирования своей работы в социуме;

методы работы с семьей и оказание ей помощи и  поддержки, методики работы с различными "группами риска", с категориями, нуждающимися в особой защите (дети с дивиантным поведением). У социального педагога основная роль - воспитательная функция социальной помощи и защиты.

Социальный педагог, помимо профессиональных навыков, общекультурной и мировоззренческой подготовки, должен обладать рядом способностей, определенным набором психологических характеристик. Также, важным является знание компьютера и наличие навыков работы на нём, что помогает социальному педагогу оперативно проводить различные тестирования для выявления основных свойств личности.

При решении  вопроса о профессиональной пригодности  претендентов на роль социального педагога, необходимо определять:

моральные качества;

преимущественные  мотивы поведения;

отношение к  окружающей действительности;

социальную сознательность;

уровень мотивации  при выборе профессии;

профессиональные  установки;

широту кругозора;

удовлетворенность собой и выбором профессии;

Информация о работе Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей