Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога с неполной семьёй.
Необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность, содержание и основные направления социальной политики государства;
2) Рассмотреть организацию социальной работы, как практическое воплощение социальной политики;
3) Установить роль место социального педагога в социальной работе;
Введение
1. Социальный педагог и его роль в социальной политике государства
1.1 Сущность, содержание и основные направления социальной политики государства
1.2 Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
1.3 Место социального педагога в социальной работе
2. Работа социального педагога с неполной семьёй
2.1 Профессиональный портрет социального педагога
2.2 Неполная семья, как объект социальной работы
2.3 Особенности работы социального педагога в неполной семье
Заключение
Список использованной литературы
симптомы усталости.
Выше перечислены
требования, предъявляемые к социальному пе
В требованиях
имеются исключения. Так, лица, не имеющие
специальной подготовки или стажа
работы, установленных тарифно-
В Постановлении
устанавливаются следующие
выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж;
устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;
содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;
способствует
улучшению взаимоотношений
дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты;
помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;
содействует в
помещении нуждающихся в
представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д.;
организует общественную
защиту несовершеннолетних правонарушителей,
в необходимых случаях
координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам;
участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории;
повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.
Социальный работник должен знать:
особенности психологии личности
и отдельных категорий
национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
теорию и практику социальной работы;
основные направления в проводимой политике социальной защиты населения;
законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения;
работу органов и учреждений социального обслуживания;
отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.
Кроме этого, устанавливаются требования к квалификации по разрядам оплаты:
8 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет;
9 разряд: высшее профессиональное
(по профилю) образование и
стаж работы в должности
10 разряд: высшее
профессиональное (по профилю) образование
и стаж работы в должности
специалиста по социальной
11 разряд: высшее
профессиональное (по профилю) образование
и стаж работы в должности
специалиста по социальной
12 разряд: высшее
профессиональное (по профилю) образование
и стаж работы в должности
специалиста по социальной
13 разряд: высшее
профессиональное (по профилю) образование,
стаж работы в должности
В заключение необходимо
отметить, что значительная роль в
процессе воспитания подрастающего
поколения в современном
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием экономического базиса общества. Но в то же время прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. В процессе общественного развития выделялись:
1) кровнородственная семья, в которой брачные отношения имели лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям;
2) групповая
семья, которая возникла в
3) парная семья, которая предполагает брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной.
На всех этих ступенях развития семьи основной формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию.
В качестве устойчивого социального объединения семья возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. Необходимо понимать, что главной причиной возникновения моногамии была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Первая историческая форма моногамной семьи - патриархальная семья, управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников - мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц (латинское слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов).
Патриархальная
семья являлась одновременно производственным
объединением и обычно была многочисленной.
В классическом виде она существовала
на первых этапах рабовладельческой
формации, но различные её модификации сохранились у
многих народов и при феодализме. С ростом
рабовладельческого производства оно
постепенно обособлялось от домашнего
хозяйства. В то же время развитие свободного ремесла и колоната
Капиталистическая индустриализация разрушила - по крайней мере, в городах - характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством, а из всех экономических функций оставила у многих семей лишь функцию организации быта. В семьях, связанных с капиталистической частной собственностью, экономическая функция сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер.
Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономическую самостоятельность женщин и их независимость от мужчин. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило семье полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей. Семья всё больше сосредоточивалась на своей внутренней жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в результате урбанизации), а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличило нагрузку на моральные узы.
Современное общество выделяет множество различных форм семьи, начиная от совместного проживания нескольких семей до однополых родителей. Можно спорить о моральной стороне данного вопроса, но это факт, от которого никуда нельзя деться.
Итак, сделав краткий экскурс в историю, можно отметить ту роль, которую играет семья в жизни всего общества не зависимо от того, в какой она форме существует. Но тем не менее, не смотря на произошедшие изменения, до сих пор основа семьи носит экономический характер. Ничто так не объединяет людей, как стремление выжить в нашем сложном мире. Семья создаёт благоприятную атмосферу для полного развития личности, если конечно, быт семьи организован правильно.
Что касается воспитания подрастающего поколения, то и здесь семья играет главную роль. Где как не в семье ребёнок получает определённый жизненный пример? Где как не в семье ребёнок учится себя вести, жить, приобретает определённые навыки? Именно поэтому неполная семья рассматривается обществом как дефектная. Отсутствие одного из родителей не позволяет в полной мере реализовываться членам такой семьи. А самое главное, что делает неполную семью объектом социальной работы - это её экономическое положение. Как правило, неполная семья, а особенно если речь идёт об отсутствии мужской половины, находится в тяжёлом материальном положении и нуждается в поддержке со стороны государства.
Таким образом,
семья - это социальный институт, характеризующийся
определенными социальными
Распад семьи
меняет её привычный уклад, что осложняет
процесс полоролевой социализац
Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Это в свою очередь деформирует развитие личности. Идет крен в развитии образа "Я" в сторону феминизации у мальчика (юноши) или маскулинизации у девочки (девушки).
Но независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи - мужчина или женщина, следует помнить, что для гармоничного развития личности необходимо, чтобы подросток приобрёл опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. В неполной, в том числе и материнской, семье это сделать трудно. Но есть выход из положения, который помогает компенсировать недостаток мужского (или женского, если воспитывает отец) влияния на подростка: появляется отчим (мачеха), активное участие в судьбе подростка принимает дедушка (бабушка) и другие родственники. Думающие об интересах подростка матери (отцы) ищут выход из положения.
На помощь семье
в решении позитивной полоролевой
социализации подростков может прийти
социально-психолого-
Информация о работе Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей