Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога с неполной семьёй.
Необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность, содержание и основные направления социальной политики государства;
2) Рассмотреть организацию социальной работы, как практическое воплощение социальной политики;
3) Установить роль место социального педагога в социальной работе;

Содержание работы

Введение
1. Социальный педагог и его роль в социальной политике государства
1.1 Сущность, содержание и основные направления социальной политики государства
1.2 Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
1.3 Место социального педагога в социальной работе
2. Работа социального педагога с неполной семьёй
2.1 Профессиональный портрет социального педагога
2.2 Неполная семья, как объект социальной работы
2.3 Особенности работы социального педагога в неполной семье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Одним из направлений  государственной деятельности является социальная политика. Под социальной политикой принято подразумевать  действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Социальная политика призвана обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.

Практическая  реализация социальной политики государства осуществляется через социальную работу. Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования. В различные периоды своего развития общество помогало в различной форме своим членам выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи - милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т.п.).

Социальный педагог - специалист в области социальной работы. Должность социального педагога имеется, как правило, в организациях воспитательной работы по месту жительства и в социальных службах. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию и социальной защите детей в образовательных учреждениях и по месту жительства. Основная задача социального педагога - своевременно оказать социальную помощь детям и подросткам. В обязанности специалиста входит выявление неблагополучных семей и принятие мер по защите прав детей и подростков, охране их жизни и сохранения здоровья. В этих целях социальный педагог изучает личностные особенности детей, нуждающихся в помощи, и определяет систему необходимых воспитательных мер и мероприятий.

Социальный педагог  ведёт работу с трудными детьми, детьми - сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, а так  же с детьми из неполных семей. При  необходимости социальный работник ставит вопрос перед соответствующими органами о лишении родительских прав, установлении опеки и попечительства, усыновлении и других мерах, является своеобразным посредником между воспитанником и различными административными, ведомственными и социальными службами и благотворительными организациями. Социальный педагог тесно взаимодействует с педагогами школы и родителями.

Деятельность  социального педагога начинается с  определения социального статуса  ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог  узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Чем точнее определяется "диагноз социального заболевания" ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать ему социальный педагог. Наряду с изучением каждого ребенка, социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

Другой задачей  социального педагога является составление  индивидуальной программы развития воспитанников, то есть он должен представить, каким должен быть выпускник детского учреждения, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с другими педагогами анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог, - представление интересов  ребенка в правозащитных и административных органах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Правовая работа социального педагога включает в  себя юридическую защиту ребенка. Нередко  социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, телефоне "Доверие" и др.). Особая специальная категория этих специалистов работает в закрытых учреждениях (детских колониях, лечебницах, госпиталях и других).

Огромная роль в воспитании ребёнка отводится  семье. Именно поэтому социальный педагог  должен обращать особое внимание на детей  из неполных семей, так как эти  дети в большинстве случаях имеют определённые социальные заболевания. Но это не аксиома. Бывают проблемные дети и в полных семьях, также как и нормальные дети в неполных семьях. Всё это индивидуально и задача социального педагога - определить детей из неполных семей, нуждающихся в социальной коррекции.

Семья - это социальный институт, характеризующийся определенными  социальными нормами, санкциями, образцами  поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между  супругами, родителями и детьми. Семья  рассматривается как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. И не полная семья не в состоянии дать её членам всё то, что должна давать.

Существует множество методик работы социального педагога с неполной семьёй. Более того, каждый социальный педагог может самостоятельно вырабатывать такие методики, выделяя лучший опыт других педагогов. В курсовой работе были рассмотрены некоторые методы и приёмы организации работы социального педагога с неполной семьёй. Но главное, на что необходимо обратить внимание - это необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку из неполной семьи, который нуждается в социальной помощи. Нельзя выработать одну методику и с её помощью осуществлять социальную работу со всеми детьми из неполных семей, так как каждая неполная семья имеет свои особенности, обусловленные рядом факторов, таких как наличие бабушек и дедушек, пол родителя, доходы семьи, уровень культурного развития членов семьи и многие другие.

Правильная организация  работы с детьми из неполных семей, позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и прийти в итоге к правильной социальной адаптации ребёнка.

 

Список использованной литературы

 

1. О согласовании  разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных  характеристик по должностям  работников бюджетных учреждений  и организаций службы социальной  защиты населения Российской  Федерации. Постановлении Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 (текст официально не опубликован) // Справочно-правовая система "Гарант".

2. Агапов Е.П. Введение  в социономию. - Ростов-на-Дону, 1997.

3. Василькова Ю.В. Лекции  по социальной педагогике (на  материалах отечественного образования) 2-ое изд. - М.: Изд-во ГФ "Полиграфические ресурсы", 1998.

4. Кан-Калик В.А. Техника  педагогического общения. Учителю  о педагогической технике. - М.: 1987.

5. Кравченко А.И. Основы  социологии и политологии. Учебное  пособие. - М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2002.

6. Мельников В.П. Холостова  Е.И. История социальной работы  в России. - М.: Издательский дом  Дашков и К, 2004.

7. Нагавкина Л.С., Крокинская  О.К., Косабуцкая С.А. Социальный  педагог: введение в должность. - СПб.: КАРО, 2000.

8. Основы социальной работы. / Под редакцией Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004.

9. Теория и методология  социальной работы. / Под редакцией  В.И. Жукова. - М.: Союз, 1994.

10. Теория социальной работы. / Под редакцией Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998.

11. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: Дашков и К0, 2004.

12. Холостова Е.И. Социальная  работа. - М.: Финансы и статистика, 2004.

13. Холостова Е.И. Технологии  социальной работы. - М.: Инфра-М, 2004.

14. Энциклопедия социальной  работы / Перевод с английского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

15. Эрхард Л. Благосостояние  для всех. - М., 1991.


Информация о работе Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей