Методы интегрированного обучения информатики с другими предметами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить методы интегрированного обучения информатики с другими предметами.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования;
Охарактеризовать сущность интегрированного обучения информатики с другими предметами.
Выявить методы интегрированного обучения в деятельности учителя информатики.
Разработать методику составления планов-конспектов интегрированных уроков «информатика +…»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Методы интегрированного обучения в деятельности учителя информатики).doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Педагогическая система  каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке учащихся школ к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся представления о целостной картине мира. Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского [7], но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец [13], рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д.Зверев [3] за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. Л.Я. Зорина [6]  интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. И.А. Зимняя[5] в интеграции видит кардинальное обновление содержания образования.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Методологический аппарат: объектная область: технологии интегрированного обучения.

Объект – процесс интегрированного обучения информатики с другими предметами.

Предмет – методика интеграции обучения в деятельности учителя информатики.

Проблема исследования: как влияют интегрированные технологии в обучении на качественную успеваемость учащихся.

Гипотеза: если в обучении использовать технологию интегрированного обучения, то можно повысить эффективность обучения и интерес учащихся к информатике.

Цель: выявить методы интегрированного обучения информатики с другими предметами.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования;
  2. Охарактеризовать сущность интегрированного обучения информатики с другими предметами.
  3. Выявить методы интегрированного обучения в деятельности учителя информатики.
  4. Разработать методику составления планов-конспектов интегрированных уроков «информатика +…»

 

  1. Психолого-педагогические основы интегрированного обучения

    1. Сущность понятия «интегрированное обучение»

 

Идея интегрированного обучения появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а, следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностноориентированное обучение и воспитание школьников с учетом их склонностей и способностей, позволило развить идею интегрированного обучения [12]. 

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [12].

Дифференцированная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения дифференцированных учебных предметов. Однако очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку, в результате чего учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал о предмете, явлении, но и, к сожалению, всю картину мира.

Дифференцированное обучение:

1) форма организации учебного процесса. при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Селевко Г.К. [13].

Для преодоления указанных  противоречий  стали использоваться межпредметные связи в системе дифференцированного, попредметного обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации  познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

Самостоятельность учащегося  – залог его успешного обучения в средней школе. Самостоятельность – ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами [13].

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в  которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения [14].

Межпредметные связи, являясь  эффективным средством обучения школьников, служат лишь для дополнения, подтверждения, восполнения знаний учащихся в родственных предметах, помогая решению чисто дидактических задач.

Межпредметные связи – не постоянная, целостная система. Они могут  быть использованы по желанию учителя  при изучении отдельных тем учебного материала и служат прекрасной иллюстрацией к подтверждению определенных идей, усиливая их значимость, и межпредметные связи явились важной «ступенькой» к интеграции.

Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Это объединение возможно и при  условии логической близости изучаемых тем.

Интеграция (конец формы, начало формы, объединение, взаимопроникновение) помогает повысить интерес учащихся, в том числе и познавательный, способствует формированию научного представления о целостной картине мира. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: Г.И. Батурина [19] понимает под интеграцией создание  целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И.  Бугаев [6]   интеграцию содержания образования объясняет  необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира И.Д. Зверев [3] за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения; Иванова И. Н. [7] утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческого-научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех  предметов данного цикла  фундаментальных закономерностей природы. ; Колягин Ю. М. и Алексенко О. Л.[9] считают, что в содержании обучения интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном предмете, курсе, теме, элементов различных учебных предметов на основе широкого междисциплинарного научного подхода Г.Ф. Федорец видит интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы [20]. Под интеграцией, следуя М.А.Холодной [22], будем понимать состояние связности отдельных дифференцированных элементов в целом, а так же процесс, ведущий к такому состоянию.

Интеграция характеризуется  упорядочиванием и соорганизацией

отдельных элементов в некоторое целостное образование с появлением у последнего качественно новых (системных) свойств.

Интегрированное обучение – это содержательно и структурно скоординированное преподавание различных дисциплин, направленное на выявление их межпредметных связей, а также специфических свойств изучаемых объектов, порождаемых интегрированным процессом. [22]

Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам [6].

В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы).

Психологи, изучающие  процесс обучения полагают [5], что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях.

На элементарном уровне большинство учащихся мыслят конкретно, и обучение должно быть основано на объектах, поддающихся опознанию, а не на абстрактных идеях.

Изучение того, что  происходит с такими объектами, не может быть ограничено рамками одной дисциплины.

 

 

1.2 .Технология «интегрированного  обучения»

 

Технология  обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации; это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. [12].

Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

  1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
  2. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.) [23].
  3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные  или наиболее применяемые технологии описаны Селевко Г.К. [19].В интегрированном обучении предметам естественнонаучного цикла они применяются.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) [16] Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Информация о работе Методы интегрированного обучения информатики с другими предметами