Методы интегрированного обучения информатики с другими предметами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить методы интегрированного обучения информатики с другими предметами.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования;
Охарактеризовать сущность интегрированного обучения информатики с другими предметами.
Выявить методы интегрированного обучения в деятельности учителя информатики.
Разработать методику составления планов-конспектов интегрированных уроков «информатика +…»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Методы интегрированного обучения в деятельности учителя информатики).doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) означает способ достижения цели.

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов интегрированного обучения информатике с другими предметами будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К.Бабанского [1], определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.

В педагогике накоплен большой  арсенал методов обучения. Для  приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:

- по источникам получения  знаний (словесные, наглядные, практические);

- в зависимости от  основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков);

- по характеру руководства  мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы).

Ю. К. Бабанский [1] выделяет три группы методов:

а) методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности.

Каждая из классификаций  имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в  преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация, в которой выделяются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.

Для адаптации данной классификации к задачам и содержанию интегрированного обучения информатики с другими предметами целесообразно ее дополнить программированным, модельным методами и методом проектов.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с  усвоением готовых знаний, которые  сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др. используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. В частности, учитель может прибегнуть к рассказу, когда необходимо в готовом виде сообщить учащимся определенные факты.

Подобные методы (рассказ, изложение, объяснение) эффективны в  случаях, когда учебный материал носит информационный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. Учитывая то, что перечисленные методы не активизируют познавательную деятельность школьников, их необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Так, при объяснении принципов работы с конкретным программным средством учитель проектирует излагаемый материал на экран, предъявляет требования к учащимся, которыми они руководствуются при выполнении тренировочных упражнений по выработке определенных умений в среде этого средства.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный кинофильм с последующим обсуждением его содержания, просматривать вместе с учащимися записи телепередач или специально созданный видеофильм. Однако наиболее распространенным видом работ с использованием этих методов является работа с программным средством. Для концентрации внимания желательно отключать ученический компьютер, демонстрацию проводить на головном компьютере или на демонстрационном экране. В этом случае целесообразно использовать компьютеры учащихся. Необходимо четко дозировать время, так как длительная демонстрация ослабляет внимание школьников.

Такие методы, как демонстрация и иллюстрация, желательно сочетать со словесными и практическими методами обучения.

Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.

При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами  и др. В этом случае учитель выступает  в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.

Программированный метод  позволяет в значительной степени  активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

Модельный метод в  современной литературе рассматривается  как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, построение математической или компьютерной модели и т. д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения.

Метод проектов являет собой пример деятельного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным  образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

Метод проектов является новым методом обучения, где деятельность обучаемых организуется в соответствии с деятельностью разработчика автоматизированных рабочих систем, проектирующего новое рабочее место. В роли проекта может выступить компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, тематическое общение по электронной почте и др. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:

1. Учащимся следует предоставлять достаточно широкий выбор проектов для реализации возможности реального выбора (причем, как для индивидуальной реализации, так и коллективной).

2. Ввиду отсутствия у школьников навыков проектной деятельности, всякий проект должен сопровождаться инструкцией по работе над проектом с учетом индивидуальных особенностей школьников (письменная инструкция, устные пояснения, пример и т.д.).

3. Учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность в игровой или имитационной форме, презентацию завершенного проекта и внимание к нему со стороны сверстников и взрослых.

4. Необходимо создать условия для обсуждения между школьниками своих проблем. При этом происходит взаимообучение, что важно для обеих сторон.

5. Метод проектов ориентирован, прежде всего, на освоение приемов работы с компьютером.

Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

 

2.2. Модель интегрированных уроков « информатика +…»

 

На уроках информатики  ученики осваивают приемы работы на персональных компьютерах, изучают множество прикладных программ, осуществляют поиск различной информации в сети Internet, учатся программировать. Все приобретенные детьми знания, умения и навыки можно учитывать при планировании и проведении интегрированных уроков. Одним из часто используемых методов является метод проектов [12].

Идеям интеграции информатики  и других школьных дисциплин отвечает использование элементов проектной технологии. Обучающимся предлагается выполнить проектно-исследовательскую работу с привлечением дополнительного материала по одному из школьных предметов. Компьютер дает возможность создать красочный мультимедийный продукт либо с помощью компьютерных презентаций, либо в формате Web-страницы, с привлечением исторических фактов и материалов, подборкой фотографий и других объектов графики, в том числе и создаваемых самостоятельно. В старших классах возможно создание интерактивных презентаций, представляющих собой электронный мини-учебник, в котором содержится материал какой-либо темы одной из школьных дисциплин. Как известно, в курсе физики, химии и биологии изучаются микро и нано объекты. Их нельзя увидеть невооруженным глазом. Но важно знать и представлять себе процессы, которые происходят внутри клетки, молекулы, атома. Для иллюстрации этих явлений и процессов обучающимся можно предложить разработать мультимедийную презентацию для иллюстрации объяснительного материала, какого-либо процесса или явления. Это уже не просто слайд-шоу, а интерактивная презентация, по которой можно перемещаться в произвольном порядке, удобном пользователю. Здесь можно увидеть, как взаимодействуют между собой атомы во время химической реакции, как живет клетка, как движется ток по проводам. Наиболее благоприятные условия для использования возможностей компьютера существуют в условиях профильной школы, где необходимо представить компьютер в качестве технического средства для обработки различного вида информации. Для обучающихся социально-экономического класса в рамках проектной деятельности предлагается разработать проект собственного предприятия. Состав такого проекта подразумевает творческую работу в различных офисных приложениях, которая включает в себя: визитную карточку директора предприятия, приглашение на презентацию и рекламный проспект, выполненные в текстовом редакторе со вставкой графических объектов; электронную презентацию предприятия, выполненную в режиме слайд-шоу; модель базы данных персонала и расчет рентабельности предприятия в табличном процессоре. Для выполнения такой работы необходимо обладать знаниями по экономике, а также самостоятельно овладевать умениями и навыками при работе с офисным приложением. Цель выполнения проекта - показать практическую направленность курса информационных технологий.

Идеям интеграции отвечают также и работы, связанные с  моделированием каких-либо процессов или явлений, происходящих в природных или техногенных объектах.

Формы интеграции могут быть самыми разными: установление межпредметных связей между информатикой и другими предметами, интегрированные уроки, уроки с компьютерной поддержкой.

Интегрированные уроки  проводятся давно, хотя довольно редко  в практике работы школ. Специфичностью такого вида урока является пересечение на каком-либо этапе учебного материала двух или более предметов.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса. Такой урок гармонично сочетает в себе методы различных наук, имеет практическую направленность.

Интегрированный урок – это такая форма проведения урока, где происходит объединение знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, который подразумевает, что обучающиеся смогут осуществить их получение средствами и методами различных учебных дисциплин. Это способствует формированию научного представления о мире как о целостной системе отдельных взаимосвязанных частей. Особое место при использовании интегрированного подхода отводится бинарному (интегрированному) уроку. Это не урок с компьютерной поддержкой, где учителем информатики проводится подготовительная работа, а в дальнейшем, он выступает в качестве лаборанта, обеспечивающего работу технических средств обучения. Безусловно, такие уроки тоже крайне важны. В практику работы школы внедряется метод использования различных видов технических средств обучения на всех уроках.

Признаки интегрированного урока: 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; 2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; г) экономии учебного времени и т. п.; 3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей [11].

Виды интегрированных  уроков могут быть различные: объяснение нового материала, закрепление и обобщение знаний, урок-практикум и т.д.  
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Типы интегрированных уроков: 
урок-лекция; 
урок-путешествие; 
урок-экспедиция; 
урок-исследование; 
урок-инсценировка; 
учебная конференция; 
урок-экскурсия; 
мультимедиа- урок; 
урок-практикум; 
урок-диалог; 
урок - деловая или ролевая игра; 
ролевые и деловые игры; 
практикумы; 
уроки защиты проектов.

Модель интегрированного урока:

    • Вводная беседа учителя, цель которой – дать учащимся определенную установку по работе на уроке (выдвинуть познавательную задачу) и объяснить порядок работы.
    • Изучение нового материала. Этот вид работы проводится коллективно, сочетая с индивидуальной и групповой формами.
    • Ответы на вопросы учащихся, в виде индивидуальной консультации, проводимой во время изучения нового материала. Цель ее – помочь учащимся в разрешении возникающих у них затруднений.
    • Выполнение упражнений по закреплению и применению знаний. Этот вид работы можно выполнять в индивидуальной и групповой формах.
    • Групповые консультации, дающие возможность осуществить коллективную работу учащихся, во время которой учитель отвечает на вопросы, возникающие у учащихся, проводит устный опрос. В то же время можно демонстрировать работу.
    • Контроль знаний, цель которого – выявить качество усвоения учащимися знаний, умений и навыков и соответственно исходный уровень развития учащегося для изучения последующего материала.

Конспекты интегрированных уроков «информатика + английский язык», «информатика +математика» в приложении.

 

 

Таким образом, во 2 главе были  проанализированы методы, используемые при интегрированном обучении информатики с другими предметами. Основными мы выделили объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, модельный,  частично- поисковый, программированный, исследовательский метод. Наиболее распространенный - метод проектов. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов.

Информация о работе Методы интегрированного обучения информатики с другими предметами