Методы музыкально-эстетического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Файлы: 1 файл

Методы музыкально-эстетического воспитания.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

1.1 Эстетическая  культуры личности

 

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия  и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности. Без способности к эстетическому  переживанию человек вряд ли смог реализовать себя в столь разносторонне  богатом мире «второй природы», то есть культуры.

 

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения.

Эстетический аспект труда  связан с проявлением и развитием  творческого потенциала личности, с  субъективным переживанием творчества как особого духовного состояния  в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, с бескорыстным наслаждением результатами трудовой (в частности, хоровой) деятельности.

С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной  системе эстетических и художественных ценностей. Эстетическая позиция по отношению к ним, зависит от таких  личностных характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и  художественных явлений в их структурной  данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.).

 

Своеобразной разновидностью и доминантной эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и  человека), является её художественная культура, уровень которой зависит  от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти  характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе её общения с искусством. Художественный вкус в своём развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического  суждения и оценки произведений искусства.

 

Эстетическое переживание  служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и  в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, «художественный  вкус предстаёт в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счёте, к мотивированной их оценке и суждению».

Многие учёные рассматривают  понятия «эстетический вкус»  и «художественный вкус» как  синонимы. На наш взгляд вкусом обладают специалисты в различных областях искусства, творцы художественных произведений, а эстетическим - каждый, кто способен эстетически воспринимать окружающую действительность и искусство, сопереживать, оценивать их, творить и самоутверждаться через освоение искусства в различных  областях деятельности. Полагаем, что  в едином воспитательном процессе между  художественным и эстетическим компонентами нет «первичности или вторичности» причинно-следственных отношений, скорее нужно говорить о взаимозависимости  того и другого. Поэтому эти два  компонента объединяются в спаренный  термин - «художественно-эстетический»  вкус.

 

Художественно-эстетический вкус не прирождённая, а приобретённая  способность, поэтому необходимы специальные  усилия для его активного формирования и развития. Первостепенное значение для формирования и развития художественно-эстетического  вкуса ребёнка имеет окружающая среда: «эстетический климат» семьи, школьного коллектива и особенную  роль возлагает на себя школа искусств. В ней ребёнок охватывает сферу  искусства более углубленно. В  сфере искусства отражаются факторы  действительности, а художественные произведения также принадлежат  к ним. Отсюда следует, что формы  эстетического сознания, действующие  в художественной сфере, преломляются сквозь призму специфики художественно-образного  отражения действительности. Специфично поэтому и функционирование вкуса: художественный вкус нельзя понять вне  эстетического, но он имеет и своеобразные черты.

Развитие художественного  вкуса личности не всегда совпадает  с развитием её эстетического  вкуса. Бывает так, что человек, обладающий эстетическим вкусом, способный тонко  отличать в жизни прекрасное от безобразного и активно реагировать на них, страдает отсутствием художественного  вкуса и равнодушен даже к выдающимся произведениям искусства. Конечно, эстетический вкус способствует формированию художественного вкуса, но без специальных  усилий в определённой сфере искусства  его не приобрести. Развитие художественного  вкуса также способствует формированию и развитию эстетического вкуса. Но не является его гарантией. Так, обучаясь музыке обычно с раннего детства, а затем профессионально занимаясь  ею, музыкант, как правило, приобретает  развитый художественный вкус и отличает хорошую музыку от плохой, художественно-совершенную - от вульгарной, что, однако, ещё не создаёт автоматически способность  верно отличать и реагировать  на прекрасное и безобразное в  жизни.

Гармоничное развитие личности требует одновременного и взаимосвязанного развития и эстетического, и художественного  вкуса.

Возвращаясь к эстетической и художественной культуре личности, важно упомянуть о чрезвычайной важности целенаправленного её формирования в людях (особенно в детском возрасте).

 

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности. Это  специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у  последнего системы ориентаций в  мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями  об их характере и назначении. В  процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод  их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется способность  человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту  формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает  способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере  трудовой деятельности, в быту, в  поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

 

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все  духовные способности человека, необходимые  в различных областях творчества. Оно тесно связанно с нравственным воспитанием, так как красота  выступает своеобразным регулятором  человеческих взаимоотношений. Благодаря  красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, той мере, в какой красота совпадает  с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

 

Эстетическое  образование, приобщение людей к  сокровищнице мировой культуры и  искусства - всё это лишь необходимое  условие для достижения главной  цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам  красоты.

 

Оценивая роль эстетического  воспитания в развитии человека, в  целом, можно утверждать, что оно  способствует формированию их творческого  потенциала, оказывая разнообразное  положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

 

Значение искусства в  эстетическом воспитании бесспорно. Искусство  наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако искусство может и не выполнять до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

 

Особенно плодотворным оказывается  общение с искусством в детские  годы. Конкретно-чувственная образность искусства, его наглядность, яркость, выразительность, делают искусство  доступным и близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональности. Образы живописи, скульптуры, литературы незаменимы для становления личности ребёнка. Важно, однако, при этом владеть  специальными приёмами и методиками для лучшего постижения им произведений искусства, их образного строя.

Одним из важных направлений  художественного воспитания является приобщение детей к музыке, музыкальному творчеству.

В музыкальном творчестве эстетические переживания ребёнка, накапливаясь в памяти, взаимодействуют  друг с другом, образуя эмоционально-эстетический фон.

 

1.2 Роль музыкального  искусства в эстетическом воспитании 

 

Эстетическое воспитание и его неотъемлемая часть - музыкальное  воспитание - важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Духовное обогащение не происходит при  эпизодическом, кратковременном общении  с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают её жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать  эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному  творчеству, в частности.

 

Музыкальное искусство, непосредственно  и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни  и занимает большое место в  его общем культурном развитии. Музыка - по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим  в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания  его дум. Многие композиторы и  музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому  воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной  частью в ту деятельность, которую  ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет  музыкальная работа с детьми. Это - фундамент, без которого музыкальная  пропаганда в массах никогда не будет  давать полноценных результатов.

Музыкальное искусство - величайший источник эстетического и духовного  наслаждения. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыка способна вдохновить, зажечь человека, вселить  в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние  тоски, скорби или тихой грусти.

 

Но не только разнообразная  по своему содержанию музыка может  оказывать различное воздействие  на человека. Одно и то же музыкальное  произведение часто действует по-разному  на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового  опыта, эстетического вкуса, общей  культуры.

 

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В  связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная  сторона психических переживаний  человека, и только через эти переживания  происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет  эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Музыкальные образы создаются  при помощи комплекса средств  музыкальной выразительности и  являются эмоциональным отражением образов реального мира.

 

Психолог Б.М.Теплов говорит  по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного  и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя  на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

 

Музыка не может с той  же долей конкретности, как иные виды искусства, изобразить или описать  жизненные явления. Но она может  с огромной непосредственностью  и силой передавать эмоциональное  состояние человека, всё богатство  чувств и оттенков, существующих в  реальной жизни.

 

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид  искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г.Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Одной из особенностей музыки является необходимость посредника для её воспроизведения.

Крупный учёный-музыковед  композитор Б.В. Асафьев отмечал, что  музыка существует в триединстве  процессов её создания композитором, воспроизведения исполнителем и  восприятия слушателем.

Информация о работе Методы музыкально-эстетического воспитания