Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:35, реферат
Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
1.1 Эстетическая культуры личности
Эстетическая и художественная
культура - важнейшие составляющие
духовного облика личности. От их наличия
и степени развития в человеке
зависит его интеллигентность, творческая
направленность устремлений и деятельности.
Без способности к
Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения.
Эстетический аспект труда
связан с проявлением и развитием
творческого потенциала личности, с
субъективным переживанием творчества
как особого духовного
С уровнем эстетической культуры
связываются возможности
Своеобразной разновидностью
и доминантной эстетической культуры
личности (если учитывать особую значимость
искусства в жизни общества и
человека), является её художественная
культура, уровень которой зависит
от степени художественной образованности,
широты интересов в сфере искусства,
глубины его понимания и
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, «художественный вкус предстаёт в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счёте, к мотивированной их оценке и суждению».
Многие учёные рассматривают
понятия «эстетический вкус»
и «художественный вкус» как
синонимы. На наш взгляд вкусом обладают
специалисты в различных
Художественно-эстетический
вкус не прирождённая, а приобретённая
способность, поэтому необходимы специальные
усилия для его активного формирования
и развития. Первостепенное значение
для формирования и развития художественно-эстетического
вкуса ребёнка имеет окружающая
среда: «эстетический климат» семьи,
школьного коллектива и особенную
роль возлагает на себя школа искусств.
В ней ребёнок охватывает сферу
искусства более углубленно. В
сфере искусства отражаются факторы
действительности, а художественные
произведения также принадлежат
к ним. Отсюда следует, что формы
эстетического сознания, действующие
в художественной сфере, преломляются
сквозь призму специфики художественно-
Развитие художественного
вкуса личности не всегда совпадает
с развитием её эстетического
вкуса. Бывает так, что человек, обладающий
эстетическим вкусом, способный тонко
отличать в жизни прекрасное от безобразного
и активно реагировать на них,
страдает отсутствием художественного
вкуса и равнодушен даже к выдающимся
произведениям искусства. Конечно,
эстетический вкус способствует формированию
художественного вкуса, но без специальных
усилий в определённой сфере искусства
его не приобрести. Развитие художественного
вкуса также способствует формированию
и развитию эстетического вкуса.
Но не является его гарантией. Так, обучаясь
музыке обычно с раннего детства,
а затем профессионально
Гармоничное развитие личности требует одновременного и взаимосвязанного развития и эстетического, и художественного вкуса.
Возвращаясь к эстетической и художественной культуре личности, важно упомянуть о чрезвычайной важности целенаправленного её формирования в людях (особенно в детском возрасте).
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание
гармонизирует и развивает все
духовные способности человека, необходимые
в различных областях творчества.
Оно тесно связанно с нравственным
воспитанием, так как красота
выступает своеобразным регулятором
человеческих взаимоотношений. Благодаря
красоте человек часто
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - всё это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии человека, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
Значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако искусство может и не выполнять до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
Особенно плодотворным оказывается
общение с искусством в детские
годы. Конкретно-чувственная
Одним из важных направлений художественного воспитания является приобщение детей к музыке, музыкальному творчеству.
В музыкальном творчестве
эстетические переживания ребёнка,
накапливаясь в памяти, взаимодействуют
друг с другом, образуя эмоционально-
1.2 Роль музыкального
искусства в эстетическом
Эстетическое воспитание и его неотъемлемая часть - музыкальное воспитание - важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают её жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка - по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие композиторы и музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это - фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов.
Музыкальное искусство - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыка способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Но не только разнообразная
по своему содержанию музыка может
оказывать различное
Музыка, в отличие от пространственных
искусств (живопись, скульптура и т.п.),
которые обладают средствами объективного
изображения действительности, представляет
собой искусство выражения
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.
Психолог Б.М.Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Музыка не может с той же долей конкретности, как иные виды искусства, изобразить или описать жизненные явления. Но она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г.Ражникова), разворачивающуюся во времени.
Одной из особенностей музыки является необходимость посредника для её воспроизведения.
Крупный учёный-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов её создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.
Информация о работе Методы музыкально-эстетического воспитания