Методы музыкально-эстетического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Файлы: 1 файл

Методы музыкально-эстетического воспитания.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

Исполнитель, будучи посредником  композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески  осмыслить его и выразить те мысли  и чувства, которые стремился  передать автор.

 

Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и  навыков не явилось самоцелью, а  способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического  сознания.

 

Развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить  его к музыкальной культуре, заложить её основы. Но помимо нравственного  аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и  исполнение произведений искусства  постепенно ориентирует человека в  выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

 

3 Методы эстетического  воспитания

 

В основе методики эстетического  воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются  индивидуальные особенности, потребности  и интересы воспитуемого, уровень  его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально  и избирательно. В основе его лежит  эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое  значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

 

Методы эстетического  воспитания очень разнообразны. Они  зависят от многих условий: объема и  качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и  способности педагога. 
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением  искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или  через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и  приемы эстетического воспитания можно  разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном  методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и  пережили настроение, соответствующее  настроению персонажей.

Меняются методы и в  зависимости от форм организации  деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти  приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен  потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и  настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим  им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные  детали. Следовательно, обучение носит  достаточно прямой характер. В самостоятельной  деятельности ребенка руководство  взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки.

Существо методов эстетического  воспитания зависит также от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Итак, мы видим много слагаемых, определяющих характер методов эстетического  воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с  другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих  в аквариуме рыбок, воспитатель  использует наглядный метод. Если при  этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный  метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог  пользуется и методом практических действий.

Педагогическая наука  и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: 
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; 
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; 
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения  применительно к эстетическому  воспитанию состоит в том, что  использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление —  прекрасно. Эмоциональный отклик возникает  у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в  общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое  наблюдение детей сопровождается одновременным  или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие  и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям  материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного  в различных формах, воспитатель  на конкретных примерах убеждает его  в том, «что такое хорошо и что  такое плохо».

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок  научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические  упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения  углубляют активность детей.

 

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку  пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Приучая, например, детей к штриховке рисунка, воспитатель в одном случае предлагает не выходить за границы контура рисунка, в другом — штриховать так, чтобы  получились «пушистая травка», «острые  стебельки». Другой пример. Развивая правильную певческую дикцию у ребенка, педагог  предлагает по-разному прочитать  текст: сначала вполголоса, затем  ритмично выговаривая слова под  фортепьянное сопровождение или  выделяя отдельные «трудные слова» и т. д.

Важно знать, что методы убеждения  и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая  детей к ним. Закрепление приобретенных  навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между  словом и делом в поведении  ребенка, который может произносить  хорошие слова об окружающем, а  действовать вразрез с ними.

В педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного  обучения на занятиях, предусматривающей  необходимость создания поисковых  «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому  ребенку. Любой метод предполагает поставленную цель, соответствующую ей деятельность (систему действий), необходимые средства, процесс изменения объекта, достигнутую цель (результат применения метода). Художественная деятельность соответствует различным видам искусства, литературы и направлена на приобщение детей к рисованию, лепке, пению, танцам, театрализованным играм и т. д. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, иллюстрации, малые скульптуры, принадлежности кукольных, теневых театров, художественные материалы для аппликаций и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития ребенка. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. При ознакомлении с ними оценивается развитие каждого ребенка.

Чтобы усилить воспитывающий  и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность.

Чтобы обучение носило развивающий  характер, воспитатель должен применять  обобщенные способы действий, которые  являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

- способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект); 
- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

- способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Таким образом, при разучивании  произведений или решении художественных задач следует активно применять  способы, позволяющие целенаправленно  руководить сенсорной ориентировкой  детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

Занятия как организационная  форма обучения дают возможность  планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса  и заинтересованного отношения  ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это воздействие  достигается использованием материала, самим ходом процесса обучения и  его оборудованием. Например, воспитатель  ведет занятие увлекательно, в  хорошем темпе, умело сочетая  объяснение, вопросы и показ с  иллюстрациями. Дети выполняют все  задания заинтересованно, с готовностью. Оборудование занятия также должно отвечать не только учебным задачам, но и художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, если, допустим, при обучении счету пользуется пособиями красивой окраски и формы, выполненными из привлекательных современных материалов. При этом его познавательные функции активизируются. Обучение и учение — двусторонний процесс, включающий в себя:

- методы обучения, предпринимаемые воспитателем;

- способы учения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания и умения.

Разносторонний характер действий педагога вызывает соответствующую  реакцию у детей. Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Нарисуй, как я показываю». — Ребенок точно следует указаниям). Метод объяснительно-побуждающий  ориентирует на самостоятельный  поиск («Послушай пьесу, подумай, какого она характера. Двигайся в танце, как тебе подсказывает музыка»).

Информация о работе Методы музыкально-эстетического воспитания