Методы музыкально-эстетического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Файлы: 1 файл

Методы музыкально-эстетического воспитания.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

Использование методов и  приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности  взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить  инициативу и самостоятельность, которые  нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным  методом развития творческих способностей дошкольников. Например, развивает  инициативу детей придумывание своих  загадок, рифм, поиск синонимов. Воспитатель  вызывает у ребят желание импровизировать  попевки, находить оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. Для лучшей реализации замыслов в изобразительной деятельности воспитатель предлагает детям самостоятельно находить интересные решения при  выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т. д. Выполнение этих условий  позволяет сделать обучение существенным фактором, стимулирующим творческий процесс.

Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные  действия, которые, в свою очередь, находятся  во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему  приемов, которая позволила бы ребенку  самому справляться с заданием. Различают  два вида приемов воздействия  на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства.

Первый. Педагог побуждает  детей к самостоятельным высказываниям  по поводу содержания, характера, выразительных  средств произведения, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.

Второй. Дети выполняют задание  без помощи воспитателя, в более  сложных условиях, например поют без  фортепьянного сопровождения, двигаются  без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу. Самостоятельные  действия проявляются и в более  легких условиях, когда воспитатель  подсказывает, что надо сделать, и  ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю.

Овладев способами самостоятельных  действий на занятиях, ребенок применяет  их в иных условиях без посторонней  помощи.

Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных  звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический  слух, художественный вкус и т. д. Методические приемы (поскольку они относятся  к области художественного; воспитания) должны предусматривать сочетание  эмоционального начала, осознания учебной  цели, упражнений тренировочного характера  и самостоятельных действий. Эта  работа начинается в раннем детстве  и последовательно углубляется  по возрастным ступеням.

Практическое применение методов и приемов находится  в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей  и строится дифференцированно, с  учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей рано выявляются способности  к пению, танцам, чтению стихов, рисованию, лепке. Изучая их склонности, нужно  разрабатывать методику, учитывающую  выполнение заданий различной трудности.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает  разнообразную деятельность, если воспитатель  создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной  форме, если между детьми возникают  игровые соревнования. 
Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

- слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения; 
- приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

- показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

- приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное  художественное развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе  учебно-воспитательного процесса, так  как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет все - и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания. Воздействие  эстетических явлений жизни и  искусства на личность может проходить  как целенаправленно, так и спонтанно. На начальном этапе этого процесса огромную роль играет дошкольное учреждение. В план воспитательно-образовательной  работы с детьми включены занятия  по рисованию, музыке, ознакомлению с  художественной литературой, хореографии, театрализации, основой которых  является искусство. Это не случайно, т.к. искусство является основным средством  эстетического воспитания.

Познавательный интерес  к искусству у детей довольно велик, а наличие интереса - это  первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству  обладает большим эмоциональным  потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское  сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Действительно, средства искусства, используемые в  учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства  воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность  оценивать, понимать и творить прекрасное. Часто на практике мы сталкиваемся с тем, что педагоги дошкольных учреждений мало пользуются искусством в целях  эстетического воспитания ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные  духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным.

Реализуя полноценное  эстетическое воспитание ребенка, педагог  обеспечивает в будущем становление  такой личности, которая будет  сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Проводя работу систематически, можно добиться больших успехов  в музыкально-эстетическом воспитании детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом.

Это говорит о том, музыкально - эстетического воспитания детей  можно достичь, если интегративный  потенциал музыкального искусства  во взаимодействии с другими ее видами, различными видами человеческой деятельности, всех функциональных возможностей музыки способствует художественно-эстетическому  воспитанию детей. Именно интеграция музыки во все виды активности детей наиболее эффективно способствует эстетическому  воспитанию и влияет на формирование всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

 


Информация о работе Методы музыкально-эстетического воспитания