Методы педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Файлы: 1 файл

методы педагогического исследования.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

 Продуктом  интерпретации являются факт, эмпирическая  зависимость и, в конечном счете,  оправдание или опровержение  гипотезы.

Все методы исследования предлагают подразделять на собственно педагогические и методы других наук, на методы, констатирующие и преобразующие, эмпирические и  теоретические, качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные, методы описания, объяснения и прогноза.

Каждый  из этих подходов несет в себе особый смысл, хотя некоторые из них тоже достаточно условны. Возьмем, например, деление методов на педагогические и методы других наук, т. е. непедагогические. Методы, относимые к первой группе, это, строго говоря, либо общенаучные (например, наблюдение, эксперимент), либо общие методы социальных наук (например, опрос, анкетирование, оценивание), хорошо освоенные педагогикой. Непедагогические методы — это методы психологии, математики, кибернетики и других наук, используемые педагогикой, но пока еще не настолько адаптированные ею и другими науками, чтобы приобрести статус собственно педагогических.

Множественность классификаций и классификационных  характеристик методов не следует  считать недостатком. Это отражение  многоаспектности методов, их разнокачественности, проявляющихся в различных связях и отношениях.

В зависимости  от аспекта рассмотрения и конкретных задач исследователь может использовать различные классификации методов. В реально используемых совокупностях  исследовательских процедур просматривается  движение от описания к объяснению и прогнозу, от констатации к преобразованию, от эмпирических методов к теоретическим. При использовании некоторых классификаций тенденции перехода от одной группы методов к другой оказываются сложными и неоднозначными. Наблюдается, например, движение от общих методов (анализ опыта) к частным (наблюдение, моделирование и т. д.), а затем снова к общим, от качественных методов к количественным и от них снова к качественным.

Существует  также другая классификация. Все  разнообразные методы, используемые в педагогических исследованиях  можно подразделить на всеобщие, общенаучные и специальные.

Общенаучные методы познания — это методы, носящие  общенаучный характер и применяемые  во всех или в ряде областей. К  их числу относятся эксперимент, математические методы и ряд других.

 Огромное значение для решения большинства проблем педагогики имеет изучение реально складывающегося учебно-воспитательного процесса, теоретическое осмысление и переработка творческих находок учителей и других практических работников, т. е. обобщение и пропаганда передового опыта. К числу наиболее распространенных методов, используемых для изучения опыта, относятся наблюдение, беседа, анкетирование, ознакомление с продуктами деятельности учащихся, учебной документацией. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический матёриал или данные, характеризующие особенности течения какого-либо явления. Для того чтобы внимание исследователя не рассеивалось и фиксировалось прежде всего на особо интересующих его сторонах наблюдаемого явления, заранее разрабатывается программа наблюдения, выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способ9йистрации определенных моментов. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника в отличие от интервьюирования - разновидности метода беседы, перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто записываться. При анкетировании — методе массового сбора материала с помощью анкет — ответы на вопросы пишутся теми, кому адресованы анкеты (учащиеся, учителя, школьные работники, в отдельных случаях — родители). Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые исследователь не может получить другим путем (например, выявления отношения опрашиваемых к изучаемому педагогическому явлению). Эффективность беседы, интервьюирования, анкетирования во многом зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели и назначения в частности, рекомендуется, чтобы вопросы были посильными, однозначными, краткими, ясными, объективными, не содержали бы в скрытом виде внушения, вызывали бы интерес и желание отвечать и т. п. Важным источником получения фактических данных является изучение педагогической документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс в том или ином учебном заведении (журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт учащихся, ученических дневников, протоколов собраний и заседаний и т. п.). В этих документах отражены многие объективные данные, помогающие установлению ряда причинных связей, выявлению некоторых зависимостей (например, между состоянием здоровья и успеваемостью).

Изучение  письменных, графических и творческих работ учащихся является методом, вооружающим  исследователя данными, отражающими  индивидуальность каждого учащегося, показывающими его отношение  к работе, наличие тех или иных способностей.

Однако, для того чтобы судить об эффективности  тех или иных педагогических воздействий  или о ценности методических находок, сделанных практическими работниками, а тем более для того, чтобы  давать какие-либо рекомендации относительно применения тех или иных нововведений в массовой практике, рассмотренных  методов недостаточно, так как  они выявляют в основном лишь чисто  внешние связи между отдельными сторонами изучаемого педагогического  явления. Для более глубокого проникновения в эти связи и зависимости применяется педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существующий эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль играет исследователь. Основным условием применения педагогического эксперимента в советской школе является проведение его без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Такой эксперимент получил название естественного эксперимента. Если эксперимент проводится в целях проверки какого-либо частного вопроса или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особо тщательное наблюдение за отдельными учениками (иногда с применением специальной аппаратуры), допускается искусственная изоляция одного или нескольких учащихся и помещение их в особые, специально создаваемые исследователем условия. В этом случае используется лабораторный эксперимент, который в педагогических исследованиях применяется довольно редко.

Научно  обоснованное предположение о возможной  эффективности того или иного  проверяемого экспериментально нововведения носит название научной гипотезы.

Существенной  частью эксперимента является наблюдение, проводимое по специально разработанной  программе, а также сбор определенных данных, для чего применяются контрольные  работы, анкеты, беседа. В последнее  время все чаще начинают применяться  в этих целях и технические  средства: звукозапись, киносъемка, фотографирование в определенные моменты, наблюдение с помощью скрытой камеры телевидения. Перспективно использование видеомагнитофонов, позволяющих записывать наблюдаемые  явления, а потом воспроизводить их для проведения анализа.

Наиболее  важным этапом в работе с применением  этих методов является анализ и научная  интерпретация собранных данных, умение исследователя перейти от конкретных фактов к теоретическим  обобщениям.

При теоретическом  анализе исследователь задумывается о причинно-следственной зависимости  между применяемыми методами или  приемами воздействия и получаемыми  результатами, а также ищет причины, объясняющие появление некоторых  неожиданных непредвиденных результатов, определяет условия, при которых  наступало то или иное явление, стремится  отделить случайное от необходимого, выводит определенные педагогические закономерности.

Теоретические методы могут иметь применение и  при анализе данных, собранных  из различных научно-педагогических источников, при осмыслении изученного передового опыта.

В педагогических исследованиях применяются и  математические методы, помогающие не только выявлению качественных изменений, но и установлению количественных зависимостей между педагогическими явлениями.

Наиболее  распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются следующие.

Регистрация - метод выявления наличия определенного  качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у  кого данное качество имеется или  отсутствует (например, количество успевающих и неуспевающих, посещавших занятия  без пропуска и допускавших пропуски и т. п.).

Ранжирование - (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в  определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление  списка учащихся в зависимости от количества допущенных ими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке (например, вопрос о занятии спортом с выбором ответов: а) увлекаюсь, б) занимаюсь регулярно, в) занимаюсь нерегулярно, г) не занимаюсь никаким видом спорта).

Соотнесение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонений от нормы  и соотнесение этих отклонений с  допустимыми интервалами (например, при программированном обучении нормой часто считается 85—90% правильных ответов; если правильных ответов меньше, это означает, что программа слишком  трудна, если больше — значит, она  слишком облегчена).

Применяется и определение средних величин  полученных показателей — среднего арифметического (например, среднего количества ошибок за контрольную работу, выявленных в двух классах), медианы, определяемой как показатель середины ряда (например, при наличии пятнадцати учащихся в группе это будет оценка результатов  восьмого ученика в списке, в котором  все учащиеся распределены по рангу  их оценок).

При анализе  и математической обработке массового  материала применяются статистические методы, в число которых входит вычисление средних величин, а также  подсчет степеней рассеивания около  этих величин — дисперсии, среднего квадратичного отклонения, коэффициента вариации и др.

 

  1. Характеристика эмпирических исследований

 

К методам  эмпирического исследования следует  отнести: изучение литературы документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов  или компетентных судей), тестирование. К более общим методам этого  уровня относятся обобщение педагогического  опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. Они по существу представляют собой комплексные методики, включающие определенным образом соотнесенные частные методы

Изучение  литературы, документов и результатов  деятельности. Изучение литературы служит методом ознакомления с фактами, историей и современным состоянием проблем, способом создания первоначальных представлений, исходной концепции  предмета, обнаружение «белых пятен» и неясностей в разработке вопроса.

Изучение  литературы и документальных материалов продолжается в ходе всего исследования. Ннакопленные факты ппобуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируют интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточного внимания. Основательная документальная база исследования - важное условие его объективности и глубины

Наблюдение. Очень широко метод, используемый как  самостоятельно, так и в качестве составной части более сложных  методов Наблюдение заключается  в непосредственном восприятии явлений  с помощью органов чувств или  их косвенном Восприятии через описание другими непосредственно наблюдавшими людьми.

В основе наблюдения лежит восприятие как  психический процесс, но это вовсе  не исчерпывает наблюдение как метод  исследования. Наблюдение может быть направлено на изучение отсроченных  результатов обучения, на изучение изменений в объекте в течение  определенного времени. В таком  случае результаты восприятия явлений  в разное время сопоставляются, анализируются, сравниваются и только после этого  определяются результаты наблюдения. При организации наблюдения должны быть заранее выделены его объекты, поставлены цели, составлен план наблюдения. Объектом наблюдения служит чаще всего  сам процесс деятельности учителя  и ученика, о ходе и результатах  которого судят по словам, действиям, поступкам, результатам выполнения заданий. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение внимания на тех или иных сторонах деятельности, на тех или иных связях и взаимоотношениях (уровень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощи учащихся в коллективной работе, соотношение информативной и развивающей функций обучения и т. д.). Планирование помогает выделить последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Виды наблюдений могут выделяться по различным признакам. По признаку временной организации. Различают наблюдение непрерывное и дискретное, по объему — широкое и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (монографическое наблюдение за отдельными учащимися, например). Опрос. Этот метод используется в двух основных формах: в виде устного опроса интервью и в виде письменного опроса – анкеты. Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны.

Опрос отражает субъективные мнения и оценки. Нередко опрашиваемые догадываются, что от них требуется, и вольно или невольно настраиваются на требуемый ответ. Метод опроса надо рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащего перепроверке иными методами.

Опрос всегда строится исходя из ожиданий, базирующихся на определенном понимании характера  и структуры исследуемых явлений, а также представлений об отношениях и оценках опрашиваемых. Возникает, прежде всего, задача выявить объективное  содержание в субъективных и часто  несовпадающих ответах, выявить  в них ведущие объективные  тенденции, причины. Несовпадений в  оценках. Затем возникает и решается задача сравнения ожидаемого и полученного, что может служить основанием для корректировки или изменения  первоначальных представлений о  предмете.

Оценивание (метод компетентных судей). По существу, это сочетание косвенного наблюдения и опроса, связанное с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие  и перепроверяющие друг друга, позволяют  объективно оценить изучаемое. Этот метод весьма экономичен. Использование  его требует ряда условий. Прежде всего, это - тщательный подбор экспертов - людей, хорошо знающих оцениваемую  область, изучаемый объект и способных  к объективной и непредвзятой оценке.

Изучение  и обобщение педагогического  опыта. Научное изучение и обобщение  педагогического опыта служит различным  исследовательским целям; выявлению  существующего уровня функционирования педагогического процесса, узких  мест и конфликтов, возникающих в  практике, изучению Эффективности и  доступности научных рекомендаций выявлению Элементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых педагогов. В своей  последней функции метод обобщения  педагогического опыта предстает  в его наиболее распространенной форме как метод обобщения передового педагогического опыта. Таким образом, объектом изучения может быть массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики ценные крупицы нового, найденные в массовой практике: оригинальные приемы и их сочетания, интересные методические системы (методики).

Опытная педагогическая работа. Если речь идет об обобщении опыта, то ясно, что  научное изыскание непосредственно  вытекает из практики, следует за ней, способствуя кристаллизации и росту  рождающегося в ней нового. Но такое  соотношение науки и практики в наши дни не является единственно  возможным. Во многих случаях наука  обязана опережать практику, даже передовую, не отрываясь, однако, от ее запросов и требований.

Информация о работе Методы педагогического исследования