Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:50, контрольная работа
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой и оценкой и есть опытная работа.
Дидактический
эксперимент. Экспериментом в науке
называется изменение или воспроизведение
явления с целью изучения его
в наиболее благоприятных условиях
Характерная черта эксперимента
запланированное вмешательство
человека в изучаемое явление, возможность
многократного воспроизведения
исследуемых явлений в
Реальному эксперименту предшествует мысленный. Проигрывая мысленно различные варианты возможных экспериментов, исследователь отбирает варианты, которые подлежат проверке в действительном эксперименте, а также получает предполагаемые, гипотетические результаты, с которыми сравниваются результаты, полученные в ходе действительного эксперимента.
Самое важное
в завершенном педагогическом исследовании
– это внедрение его
Залогом
успешного внедрения и
Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему учителю, который должен знать и уметь применять эти методы, как для изучения опыта других учителей, так и для организации проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.
В наиболее общем виде система действий по изучению той или иной педагогической проблемы может быть сведена к следующему:
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные методы педагогического, исследования. Как же из этих отдельных методов сложить обоснованную методику исследования, пользуясь которой можно решить поставленные задачи?
Прежде
всего, необходимо исходить из положения
о том, что сущность метода определяется
не совокупностью приемов, а их общей
нацеленностью, логикой движения ищущей
мысли, следующей за объективным
движением предмета, общей концепцией
исследования. Метод — это, прежде
всего схема, модель исследовательских
действий и приемов, а уже затем
— система реально
Суть
же методики в том, что это целенаправленная
система методов, обеспечивающая достаточно
полное и надежное решение проблемы.
Тот или иной набор методов, объединенных
в методику, всегда выражает планируемые
способы обнаружения
Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.
Можно указать на ряд характерных ошибок при выборе методов:
Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой работы.
Наконец, нужно подумать о таком сочетании исследовательских методов, чтобы они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой. Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезно уточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ или поведение учащихся в специально созданных ситуациях.
Сказанное позволяет сформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:
1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному материалу.
2. Соответствие
современным принципам
З. Научная перспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты.
4. Соответствие логической структуре (этапу) исследования.
5, Возможно
более полная направленность
на всестороннее и
6. Гармоническая
взаимосвязь с другими
Все составные
элементы методики и методику в целом
нужно проверить на соответствие
задачам исследования, достаточную
доказательность, полное соответствие
принципам педагогического
Использованная литература
1. Загвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 147 с.
2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.
Интернет-ресурсы
3. http://student.psi911.com/
4. http://www.ido.edu.ru/
5. (http://www.voppsy.ru/