Методы педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Файлы: 1 файл

методы педагогического исследования.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

Метод внесения преднамеренных изменений в учебный  и воспитательный процесс, рассчитанных на получение воспитательного и  образовательного эффекта, с их последующей  проверкой и оценкой и есть опытная работа.

Дидактический эксперимент. Экспериментом в науке  называется изменение или воспроизведение  явления с целью изучения его  в наиболее благоприятных условиях Характерная черта эксперимента запланированное вмешательство  человека в изучаемое явление, возможность  многократного воспроизведения  исследуемых явлений в варьируемых  условиях. Этот метод позволяет разложить  целостные педагогические явления  на их составные элементы. Изменяя (варьируя) условия, в которых эти элементы функционируют, экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей, более или менее точно фиксировать полученные результаты. Эксперимент служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводов теории (эмпирически проверяемых следствий), установлению, и уточнению фактов

Реальному эксперименту предшествует мысленный. Проигрывая мысленно различные варианты возможных экспериментов, исследователь отбирает варианты, которые подлежат проверке в действительном эксперименте, а также получает предполагаемые, гипотетические результаты, с которыми сравниваются результаты, полученные в ходе действительного эксперимента.

 

 

  1. Пути внедрения результатов исследования

 

Самое важное в завершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов  в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальной школе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т.д. При этом если подтверждается эффективность и действенность каких-либо педагогических находок учителей-практиков и они получают научное осмысление, интерпретацию и обоснование, организуется пропаганда их опыта, показывается возможность переноса его в иные условия (например, так была организована пропаганда опыта липецких учителей, усовершенствовавших методику организации урока).

Залогом успешного внедрения и распространения  результатов педагогических исследований и изученного и научно обоснованного  передового опыта является творческое содружество учителей и работников педагогической науки, интерес учителей к чтению научно-педагогической и  методической литературы, стремление лично, непосредственно участвовать  в опытной и экспериментальной  работе, особенно на том этапе, когда  организуется массовая проверка новых  учебно-методических материалов, в  которых заложены новые идеи и отражены результаты научно- педагогических исследований.

Знание  основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески  работающему учителю, который должен знать и уметь применять эти  методы, как для изучения опыта  других учителей, так и для организации  проверки на научной основе своих  собственных педагогических находок  и открытий, применяемых в иных условиях.

В наиболее общем виде система действий по изучению той или иной педагогической проблемы может быть сведена к следующему:

  • выявление проблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности и проявления в практике работы школы;
  • оценка степени ее разработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций и положений, связанных с областью исследования;
  • формулировка конкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собой исследователь, гипотезы исследования;
  • разработка своих предложений по решению данной проблемы; опытно-экспериментальная проверка их действенности ню результативности;
  • анализ данных, свидетельствующих о степени действенности и результативности предлагаемых нововведений;
  • рекомендации по более широкой их проверке на практике в случае получения положительных результатов;
  • рекомендации по их внедрению в практику в случае получения в условиях достаточно широкой экспериментальной проверки данных, подтверждающих целесообразность применения предлагаемых нововведений;
  • выводы о значении результатов конкретного исследования для разработки соответствующей области педагогической науки.

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели основные методы педагогического, исследования. Как же из этих отдельных  методов сложить обоснованную методику исследования, пользуясь которой  можно решить поставленные задачи?

Прежде  всего, необходимо исходить из положения  о том, что сущность метода определяется не совокупностью приемов, а их общей  нацеленностью, логикой движения ищущей мысли, следующей за объективным  движением предмета, общей концепцией исследования. Метод — это, прежде всего схема, модель исследовательских  действий и приемов, а уже затем  — система реально осуществляемых действий и приемов, служащих доказательству и проверке гипотезы в плане определенной педагогической концепции.

Суть  же методики в том, что это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы. Тот или иной набор методов, объединенных в методику, всегда выражает планируемые  способы обнаружения несоответствий, разрывов в научном знании, а затем  служит средством устранения разрывов, разрешения выявленных противоречий.

Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое  прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.

Можно указать  на ряд характерных ошибок при  выборе методов:

  • шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии;
  • игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному;
  • неумение из отдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска.

Любой метод  сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к  задачам, предмету и конкретно к  условиям поисковой работы.

Наконец, нужно подумать о таком сочетании  исследовательских методов, чтобы  они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность  результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой. Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезно  уточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ или  поведение учащихся в специально созданных ситуациях.

Сказанное позволяет сформулировать некоторые  критерии правильности выбора метода исследования:

1. Адекватность  объекту, предмету, общим задачам  исследования. Накопленному материалу.

2. Соответствие  современным принципам научного  исследования.

З. Научная  перспективность, т. е. обоснованное предположение  о том, что выбранный метод  даст новые и надежные результаты.

4. Соответствие  логической структуре (этапу)  исследования.

5, Возможно  более полная направленность  на всестороннее и гармоническое  развитие личности обучаемых,  потому что исследовательский  метод во многих случаях становится  методом образования и воспитания, т. е. «инструментом прикосновения  к личности».

6. Гармоническая  взаимосвязь с другими методами  в единой методической системе.

Все составные  элементы методики и методику в целом  нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную  доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

 

Использованная  литература

 

1. Загвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 147 с.

2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.

Интернет-ресурсы

3. http://student.psi911.com/lektor/pedpsi_035.htm

4. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html

5. (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm; см. статью Борисовой Е.М. "Основы психодиагностики”)


Информация о работе Методы педагогического исследования