Методы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Содержание работы

Особенности трудового воспитания детей.
Содержание и формы трудового воспитания.
Методы трудового воспитания детей.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КОНТР.РАБОТА.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

                          Нижегородский колледж имени К.Д.Ушинского.

 

 

 

 

 

 

 

                                      Контрольная работа 

          По Теории  и методике основ трудовой  деятельности:

                          Тема :«Методы педагогики».

                      Выполнила : студентка группы 244 з 2

                                           Палкина А.Г.

 

 

 

 

                                           Проверила : Алаева С.Б.

 

 

 

 

 

                                      Нижний Новгород , 2013г.

                                     «Методы педагогики».

  План:

1.Общая характеристика методов  педагогики.

2.Методы воспитания .

3.Методы обучения .

4.Исследовательские методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика методов педагогики.

 

Учебный процесс  – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.

Технологическая схема  педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог  убеждает воспитуемого (учащегося) в  важности и целесообразности решения  конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых  для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать  прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги  работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как  минимум, пять групп методов воздействия  на личность:

  1. убеждение;
  2. убеждения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка.

Методы воздействия  на личность оказывают комплексное  воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот  почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности  приводится лишь для удобства анализа  и выделения их характерных особенностей.

В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обучения и методы воспитания.

Методы  обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.

В древние и средние  века основной задачей ставили подготовку к светской жизни, поэтому и методы были догматические, в основе которых  было заучивание.

В эпоху великих  открытий возникшая потребность  в знаниях заставляла обращаться к новой информации для активного  применения в путешествиях, открытии дальних земель, механизации труда.

В советской школе  часто применялся метод готовых  знаний, что заставляет до сих пор  изучать передовой педагогический опыт и применять инновационные  экспериментальные, проблемные, самостоятельные, информационные методы и приемы.

Прием обучения – деталь метода.

Метод наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем.

Это один из наиболее простых и доступных методов, которые легко применять при  анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов и явлений.

Метод наблюдения имеет  один недостаток – при наблюдении полно раскрываются лишь внешние  проявления, внутренние процессы остаются недоступны.

Методы  тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых.

Опросные  методы, как и методы обучения, просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование.

Метод изучения и обобщения передового педагогического  опыта основан на изучении и теоретическом осмыслении практической деятельности талантливых учителей, добившихся успехов в преподавании и воспитательной работе. Обобщение методических разработок позволяет проанализировать накопленный опыт и включить его в систему педагогической науки. Теоретический анализ передового педагогического опыта выявляет новые закономерности, тенденции развития педагогической мысли.

Педагогический  эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.

Педагогическое  мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.

 

                            2 .Методы воспитания.

 

 

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами. Выбор  и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими  целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики  общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации  их характеров, возможных нервно-психических  расстройств разной степени тяжести), уровня воспитанности конкретных коллективов (классов).

Методы воспитания следует  отличать от средств воспитания, с  которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется  через деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывают влияние и без посредничества педагога.

Методы воспитания можно  сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их – дело теоретических  исследований, а для практической работы учителя больше всего подходит следующая групповая классификация:

– первая группа: методы, с  помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе  между ее членами;

– вторая группа: методы, с  помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;

- третья группа: методы, с  помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.

К первой группе относятся  различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, диспута, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного  типа, обращения-призыва и т.д. Эту  группу информационных воздействий  обобщенно называют “методы убеждений”.

Ко второй группе относятся  различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, соревнования, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу называют  “методы упражнений (приучения)”.

К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Эту группу называют “методы оценки и самооценки”.

Охарактеризуем более  подробно перечисленные группы методов.

 

3. метод обучения.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на

различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,

можно отметить и нечто общее, что  сближает их точки зрения. Большинство

авторов склонны считать метод  обучения способом организации учебно-

познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это

положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и  подойти к

его научной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к

достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке

как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения

цели, определенным образом упорядоченная  деятельность», - сказано в философском

словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный

способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению

определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод

обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение,

объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной

деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет

материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную

деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному

формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам

учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит

вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной

деятельности (обучающая работа), а  затем предлагает им самим осмыслить  и

усвоить материал по учебнику. Как  видим, и здесь сочетается обучающая  работа

учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся.

Все это позволяет сделать  вывод: под методами обучения следует понимать

способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной

деятельности учащихся по решению  различных дидактических задач, направленных

на овладение изучаемым материалом.

Широко распространенным в дидактике  является также термин «приемы обучения

». Прием обучения - это составная  часть или отдельная сторона  метода обучения.

Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который

применяется для выработки у  учащихся практических умений и навыков, выделяются

следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на

практике, воспроизведение учащимися  показанных учителем действий и последующая

тренировка по совершенствованию  отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем

будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда

специфических приемов.

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов

обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов

схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и

предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное,

активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог

Б.В. Всесвятский развивал положение  о том, что в обучении может быть только

два метода: метод исследовательский  и метод готовых знаний. Метод

готовых знаний, естественно, подвергался  критике. В качестве же важнейшего

метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого

сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения

и анализа изучаемых явлений  и самостоятельно подходить к  необходимым выводам.

В 20-е годы предпринимались также  попытки насаждения в школе так  называемого

метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма  и который был

заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация

отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому

«проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной

подготовки учащихся. С тех пор  в нашей педагогике утвердилось положение о

том, что в обучении не может  быть никаких универсальных методов  и что в

процессе его должны применяться различные методы учебной работы.

Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура

(наименование) и классификация  методов обучения характеризуются большим

разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их

разработке. Рассмотрим важнейшие  из них.

Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.)

считали, что при классификации  методов обучения необходимо учитывать  те

источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три

группы методов: словесные, наглядные  и практические. И действительно,

слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном

процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из

характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым

материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

Информация о работе Методы педагогики