Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:35, контрольная работа
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Особенности трудового воспитания детей.
Содержание и формы трудового воспитания.
Методы трудового воспитания детей.
Заключение.
Нижегородский колледж имени К.Д.Ушинского.
По Теории и методике основ трудовой деятельности:
Тема :«Методы педагогики».
Выполнила : студентка группы 244 з 2
План:
1.Общая характеристика
2.Методы воспитания .
3.Методы обучения .
4.Исследовательские методы.
1.Общая характеристика методов педагогики.
Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.
Технологическая схема
педагогического процесса выглядит
примерно так: прежде всего педагог
убеждает воспитуемого (учащегося) в
важности и целесообразности решения
конкретной задачи, затем он должен
научить учащегося, т.е. добиться усвоения
им определенной суммы знаний, необходимых
для решения поставленной задачи;
на следующем этапе необходимо сформулировать
у учащегося умения и навыки. На
всех этапах полезно постоянно
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
Методы воздействия
на личность оказывают комплексное
воздействие на учащегося и крайне
редко применяются
В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обучения и методы воспитания.
Методы обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.
В древние и средние века основной задачей ставили подготовку к светской жизни, поэтому и методы были догматические, в основе которых было заучивание.
В эпоху великих открытий возникшая потребность в знаниях заставляла обращаться к новой информации для активного применения в путешествиях, открытии дальних земель, механизации труда.
В советской школе
часто применялся метод готовых
знаний, что заставляет до сих пор
изучать передовой
Прием обучения – деталь метода.
Метод наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем.
Это один из наиболее простых и доступных методов, которые легко применять при анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов и явлений.
Метод наблюдения имеет один недостаток – при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны.
Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых.
Опросные методы, как и методы обучения, просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование.
Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и теоретическом осмыслении практической деятельности талантливых учителей, добившихся успехов в преподавании и воспитательной работе. Обобщение методических разработок позволяет проанализировать накопленный опыт и включить его в систему педагогической науки. Теоретический анализ передового педагогического опыта выявляет новые закономерности, тенденции развития педагогической мысли.
Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.
Педагогическое мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.
2 .Методы воспитания.
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Методы воспитания нельзя
рассматривать вне
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.
Метод воспитания реализуется через деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывают влияние и без посредничества педагога.
Методы воспитания можно
сгруппировать. В научной педагогике
есть разные классификационные схемы.
Анализ их – дело теоретических
исследований, а для практической
работы учителя больше всего подходит
следующая групповая
– первая группа: методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;
– вторая группа: методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;
- третья группа: методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.
К первой группе относятся
различные виды изложения и предъявления
информации (разъяснительной и
Ко второй группе относятся различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, соревнования, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу называют “методы упражнений (приучения)”.
К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Эту группу называют “методы оценки и самооценки”.
Охарактеризуем более подробно перечисленные группы методов.
3. метод обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на
различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,
можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это
положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к
его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к
достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке
как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения
цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском
словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный
способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению
определенных учебно-
обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение,
объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной
деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет
материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную
деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному
формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам
учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит
вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной
деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и
усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа
учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать
способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной
деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных
на овладение изучаемым
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения
». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который
применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются
следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на
практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая
тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем
будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда
специфических приемов.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов
обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов
схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и
предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное,
активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог
Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только
два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод
готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего
метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого
сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения
и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.
В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого
метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был
заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация
отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому
«проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной
подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о
том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в
процессе его должны применяться различные методы учебной работы.
Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура
(наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим
разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их
разработке. Рассмотрим важнейшие из них.
Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.)
считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те
источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три
группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно,
слово, наглядные пособия и
процессе.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из
характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым
материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы: