Методы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Содержание работы

Особенности трудового воспитания детей.
Содержание и формы трудового воспитания.
Методы трудового воспитания детей.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КОНТР.РАБОТА.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

а) объяснительно-иллюстративный, или  информационно-рецептивный: рассказ,

лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и

диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на

практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический  метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача,

которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и

пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные

группы:

а) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет  определенное основание и позволяет с

различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в

дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же

классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если

методы обучения выступают как  способы организации упорядоченной  учебной

деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению

познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие

группы:

а) методы приобретения новых знаний,

б) методы формирования умений и навыков  по применению знаний на практике,

в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется  с основными задачами обучения и

помогает лучшему пониманию  их функционального назначения. Если в указанную

классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов

обучения можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной

деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод

иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового

материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и

навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

повседневное наблюдение за работой  учащихся, устный опрос (индивидуальный,

фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы,

проверка домашних работ, программированный  контроль.

 

4.Исследовательские методы.

 

 

Методы педагогического  исследования - совокупность приемов  и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений, разнообразных научно-педагогических проблем; способы, при помощи которых  изучаются различные стороны  воспитания, образования и обучения. Педагогическое исследование - это  сознательный, целеустремленный поиск  путей совершенствования педагогического  процесса с использованием определенного  научного аппарата, научных методов. Научная методология определяет выбор методов, их сочетание, конструирование  каждого метода, она определяет интерпретацию  и оценку результатов исследования. Важное значение в обосновании концепций научных исследований имеют деятельный, личностный, системный подход к процессу воспитания, образования и обучения.

Современное педагогическое исследование отличает:

анализ различных сторон педагогического процесса; 2. проверка полученных результатов при помощи точных показателей; 3. применение и  использование разнообразных методов  исследования.

Педагогическое наблюдение. Метод наблюдений характеризуется  непосредственным воспитанием явлений  и процессов в их цельности  и динамике. Наблюдение лишь тогда  верно отражает изучаемые явления  и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором  обозначены объекты наблюдения, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемые  изменения.

Различают прямое, косвенное  наблюдение и самонаблюдение. Прямое наблюдение осуществляется самим исследователем по ходу воспитательного процесса. Косвенное наблюдение проводится при  помощи других лиц, от них исследователь  получает данные о результатах наблюдений. Самонаблюдение редко применяется  в воспитательном процессе, так как  оно дает неадекватный результат  исследователю.

Научное наблюдение должно отвечать определенным требованиям:

. четкая целевая установка; 2. последовательность и систематичность  выполнения плана; 3. точность и  объективность фиксируемых фактов.

План наблюдения отвечает на вопрос: что наблюдать, для чего наблюдать, когда наблюдать, когда  и сколько времени наблюдать  и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.

Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает в том случае, если педагог сопоставляет полученную ими информацию с данными  других коллег, также наблюдающих  за данным учеником в учебном процессе. Для получения объективности наблюдений нужны специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, киносъемок или с помощью замкнутых телеустановок. Эти средства помогают исследователю получить наиболее объективные данные о воспитательном процессе.

Метод беседы и интервью. Применение данного метода даёт наибольшую эффективность в том случае, когда  ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, составляет интересующих его ряд  основных и вспомогательных вопросов, намечает выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Эффективность  беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную  морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, желанием отвечать или уходить от ответов, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями.

Метод анкетирования. Для  получения информации о тех или  иных явлениях целесообразно использовать метод анкетирования. Общим требованием  к построению анкеты является соответствие их задаче исследования. Анкеты бывают трех типов: открытые - когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; закрытые - когда опрашиваемый выбирает один или несколько ответов  из ряда предложенных; полузакрытые - когда  опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему  предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.

На результативность анкетирования  влияет ряд условий:

подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое  явление, дающих надежную информацию;

постановка как прямых, так и косвенных вопросов, исключения подсказок в формулировке вопросов;

предупреждение двойственного  понимания смысла вопросов;

предварительная проверка степени  понимания вопросов анкеты на небольшом  числе испытуемых и внесения корректив  в содержание анкеты.

Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, креативность, (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму, мышление, конструктивность, свойство коллективизма, самокритичность.

При анализе полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы  располагаются в порядке возрастания  или убывания степени их проявления.

Метод обобщения независимых  характеристик - обрабатывается исследователем информации об учащихся, поступившей  из различных источников - от педагогов, родителей, сверстников и др.

Разновидностью данного  метода является метод педагогического  консилиума, который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности  учащихся по определенной программе  и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных личностных и профессиональных качеств, а также  коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Метод педагогического эксперимента. Эксперимент - это научно-поставленный опыт в области учебной или  воспитательной работы, изучения исследуемого педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях. Основное назначение эксперимента - проверка научных предположений и такое  изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами. Различают  естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях жизни и  воспитания учащихся. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые  необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий  состоит в выяснении влияния  вводимых изменений на испытуемых. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Он позволяет точно регистрировать характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естественный и лабораторный эксперименты используются во взаимосвязи. Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки исследователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут психологического ущерба обучению и воспитанию учащихся.

Педагогический эксперимент  применяется для объективной  и доказательной проверки достоверности  педагогических гипотез и зависит  от следующих условий:

- тщательный теоретический и исторический анализ явления;

- конкретизация гипотезы;

- формулировка задач эксперимента;

- определение минимального количества экспериментальных объектов. Эффективность эксперимента в значительной мере зависит и от длительности его проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижегородский педагогический колледж им .К .Д. Ушинского .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Контрольная работа.

 

                   По теории и методике основ  трудовой деятельности  .

 

              Тема: « Средства и методы трудового воспитания дошкольников».

 

Выполнила; студентка группы 244 з 2   Палкиной А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Проверила : Алаева С.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Нижний Новгород , 2013.

 

Тема: «Средства и методы трудового воспитания дошкольника».

 

 

План :

  1. Особенности трудового воспитания детей.
  2. Содержание и формы трудового воспитания.
  3. Методы трудового воспитания детей.
  4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности трудового воспитания детей.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные  педагогически организованные виды общественно полезного труда  с целью передачи им минимума производственного  опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического  мышления, трудолюбия.

Человеческим трудом создаются  все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его  личность. Поэтому цель школьного  трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

Готовность к труду  достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и  задач труда; 

2) воспитание мотивов  трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Изменение экономической, экологической  и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально  меняет смысл и направленность трудового  воспитания школьников, вызывает к  жизни новые подходы и формы.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной  человеческой способности — способности  к труду. Это предусматривает  уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает  простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

2. Содержание и формы трудового воспитания .

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Информация о работе Методы педагогики