Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:35, контрольная работа
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Особенности трудового воспитания детей.
Содержание и формы трудового воспитания.
Методы трудового воспитания детей.
Заключение.
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ,
лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и
диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на
практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача,
которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и
пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные
группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с
различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в
дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же
классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если
методы обучения выступают как
способы организации
деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению
познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие
группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и
помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную
классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов
обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной
деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод
иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и
навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:
повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,
фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы,
проверка домашних работ, программированный контроль.
4.Исследовательские методы.
Методы педагогического
исследования - совокупность приемов
и операций, направленных на изучение
педагогических явлений и решений,
разнообразных научно-
Современное педагогическое исследование отличает:
анализ различных сторон
педагогического процесса; 2. проверка
полученных результатов при помощи
точных показателей; 3. применение и
использование разнообразных
Педагогическое наблюдение. Метод наблюдений характеризуется непосредственным воспитанием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемые изменения.
Различают прямое, косвенное наблюдение и самонаблюдение. Прямое наблюдение осуществляется самим исследователем по ходу воспитательного процесса. Косвенное наблюдение проводится при помощи других лиц, от них исследователь получает данные о результатах наблюдений. Самонаблюдение редко применяется в воспитательном процессе, так как оно дает неадекватный результат исследователю.
Научное наблюдение должно отвечать определенным требованиям:
. четкая целевая установка;
2. последовательность и
План наблюдения отвечает
на вопрос: что наблюдать, для чего
наблюдать, когда наблюдать, когда
и сколько времени наблюдать
и что можно ожидать в
Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает в том случае, если педагог сопоставляет полученную ими информацию с данными других коллег, также наблюдающих за данным учеником в учебном процессе. Для получения объективности наблюдений нужны специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, киносъемок или с помощью замкнутых телеустановок. Эти средства помогают исследователю получить наиболее объективные данные о воспитательном процессе.
Метод беседы и интервью.
Применение данного метода даёт наибольшую
эффективность в том случае, когда
ученый-педагог четко намечает цель
предстоящей беседы или интервью,
составляет интересующих его ряд
основных и вспомогательных вопросов,
намечает выяснить сущность интересующих
исследователя проблем. Эффективность
беседы во многом зависит от умения
создавать в общении
Метод анкетирования. Для
получения информации о тех или
иных явлениях целесообразно использовать
метод анкетирования. Общим требованием
к построению анкеты является соответствие
их задаче исследования. Анкеты бывают
трех типов: открытые - когда характер
ответов, их форма, вид заранее не
предусмотрены; закрытые - когда опрашиваемый
выбирает один или несколько ответов
из ряда предложенных; полузакрытые - когда
опрашиваемый может выбрать один
или несколько ответов и ему
предоставляется возможность
На результативность анкетирования влияет ряд условий:
подбор вопросов, наиболее
точно характеризующих
постановка как прямых, так и косвенных вопросов, исключения подсказок в формулировке вопросов;
предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;
предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесения корректив в содержание анкеты.
Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, креативность, (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму, мышление, конструктивность, свойство коллективизма, самокритичность.
При анализе полученной информации
можно применять и метод
Метод обобщения независимых характеристик - обрабатывается исследователем информации об учащихся, поступившей из различных источников - от педагогов, родителей, сверстников и др.
Разновидностью данного метода является метод педагогического консилиума, который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности учащихся по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных личностных и профессиональных качеств, а также коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.
Метод педагогического эксперимента.
Эксперимент - это научно-поставленный
опыт в области учебной или
воспитательной работы, изучения исследуемого
педагогического явления в
Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез и зависит от следующих условий:
- тщательный теоретический и исторический анализ явления;
- конкретизация гипотезы;
- формулировка задач эксперимента;
- определение минимального количества экспериментальных объектов. Эффективность эксперимента в значительной мере зависит и от длительности его проведения.
Нижегородский педагогический колледж им .К .Д. Ушинского .
По теории и методике основ трудовой деятельности .
Тема: « Средства и методы трудового воспитания дошкольников».
Выполнила; студентка группы 244 з 2 Палкиной А.Г.
Тема: «Средства и методы трудового воспитания дошкольника».
План :
1. Особенности трудового воспитания детей.
Трудовое воспитание есть
процесс вовлечения детей в разнообразные
педагогически организованные виды
общественно полезного труда
с целью передачи им минимума производственного
опыта, трудовых умений и навыков, развитие
у них творческого
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков.
Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.
Приобретенные в процессе
трудового воспитания знания, умения
и навыки не самоцель и не конечный
продукт педагогической деятельности,
а средство для развития главной
человеческой способности — способности
к труду. Это предусматривает
уменьшение удельного веса репродуктивных
методов обучения и открывает
простор для использования
2. Содержание и формы трудового воспитания .
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.