Методы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Содержание работы

Особенности трудового воспитания детей.
Содержание и формы трудового воспитания.
Методы трудового воспитания детей.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КОНТР.РАБОТА.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим  трудом, в межличностные отношения  с участниками труда. На основе возникающих  в труде отношений формируются  личностные качества.

Формирование отношений  к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает  условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно  способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Формирование отношения к результату труда  имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности  за порученное дело, бережного отношения  к результатам человеческого труда.

В результате возникающих  отношений младших школьников к  самому процессу труда формируется  понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления  личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность.

В трудовой деятельности можно  выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость  между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются  общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью  и самоуправление поведением, организация  коллективной трудовой деятельности и  самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности.

Организационные формы трудового  образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился  в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому  целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового  успеха, юный человек приобретает  чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия.

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к  труду.

Последнее достигается благодаря  включению школьников в разнообразные  виды коллективного общественно  полезного, в том числе производительного  труда, который при педагогически  правильной подготовке является главным  средством трудового воспитания.

Система трудового воспитания должна использовать все формы и  методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно  полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад  коллектива в развитии общественного  богатства, выработку отношений  товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются:

1) средства морального  и материального поощрения;

2) представление широких  возможностей для повышения своих  способностей;

3) подготовка молодого  поколения к труду методами  семейного воспитания и в учебных заведениях;

4) использование средств  массовой информации в целях трудового воспитания.

Таким образом, в посильной  трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности  нравственного, экологического, эстетического  воспитания и физического развития.

3. Методы трудового воспитания детей.

Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три  группы методов воспитания сознательной дисциплины:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно  организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного  прохождения следующего важного  этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

В учебных пособиях прежних  лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения  стимулируют поступки школьников, поэтому  не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность  в общественной необходимости и  личной полезности определенного типа поведения должна формироваться  на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников, сформировалась готовность активно  включаться в предусмотренную содержанием  воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании  следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Каждый из методов имеет  свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все  без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Воспитание должно формировать  требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного  поведения рассматриваются как  сердцевина воспитательного процесса.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и  приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом  труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного  отношения к труду большое  значение имеет стимулирование учащихся.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение  к необходимости трудиться на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых  качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

4.Заключение.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь дошкольникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.

Итак, задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого  освоения мира, обретения опыта посильной  трудовой деятельности в различных  сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в  значительной мере центрирующий общеобразовательный  учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического  и эстетического воспитания.

Таким образом, исследованный  материал позволил сделать вывод, что труд дошкольников должен быть правильно, педагогически целесообразно организован.

                              


Информация о работе Методы педагогики