Методы, принципы организации воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Содержание работы

.Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2.Вопрос № 1. Охарактеризуйте методы организации воспитательного процесса………………………….4
3. Вопрос № 2. Назовите принципы воспитания…………………………………………………………………………………9
4.Вопрос № 3. Установите соответствие между понятиями и определениями……………….………………12
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………13
6. Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

готовая психология.docx

— 47.33 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждения высшего  профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Контрольная работа

по дисциплине: «Психология»

                                               вариант№ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент__________________________

(Ф.И.О.)

Курс________ № группы _________

Личное дело № ___________________

Преподаватель ___________________

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

                                               Новоросийск 2012 г.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………3

2.Вопрос № 1. Охарактеризуйте  методы организации воспитательного  процесса………………………….4

3. Вопрос № 2. Назовите  принципы воспитания…………………………………………………………………………………9

4.Вопрос № 3. Установите  соответствие между понятиями  и определениями……………….………………12

5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………13

6. Список использованной  литературы………………………………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Принципы воспитания в  своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь  детей и педагогов наряду с  педагогическим воздействием и взаимодействием .В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление  авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего  средствами самой жизни. Поэтому  педагогу, чтобы добиваться позитивного  результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного  действия на сознание и привычное  поведение путём целенаправленного  и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей  его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление  и сознательное противодействие  воспитательным мерам, стремятся к  активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

 Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 1. Охарактеризуйте методы организации воспитательного процесса.

 

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность  к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения  автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого  отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение  связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом  широком смысле воспитание, как его  трактует психологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

 

 

Методы организации  воспитательного процесса.


Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы  деятельности, которые применяются  в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия  способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут  употребляться здесь как однозначные.

Вместе с тем следует учитывать, что категория методов — одна из основных в теории воспитания и  что ее четкое понимание — важное условие повышения эффективности  всей воспитательной деятельности.

Своеобразие отдельных способов, приемов  обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование  которых они направлены. Поэтому  наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная  классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с  учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого  поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым  условием человеческого существования, как и сознание, а также в  связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они  не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов  воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью  воспитательных приемов, находить такие  их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов  воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного  мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в  оптимальном использовании тех  способностей и талантов, которые  получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас  нередко оказывается, именно от характера  ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими  людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение  в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения  прежде всего следует уделить  внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования  и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и  т.п.

Основные инструменты метода убеждения  — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень  важны здесь сочетание информативности  с эмоциональностью, что многократно  повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную  и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее  определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя  здесь состоит в том, чтобы  помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать  свою позицию.

Но  вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера, обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого  приема основано на свойственном людям  чувстве подражания. Образцом для  подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует  иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию  перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже  в выборе образцов. Важно поэтому  окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует  иметь в виду, что вовремя и  к месту приведенный отрицательный  пример, показывающий негативные последствия  тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного  поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных  убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого  отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных  мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы  сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными  делами. Организация определенного  поведения является сердцевиной  всего воспитательного процесса.

Информация о работе Методы, принципы организации воспитательного процесса