Методы, принципы организации воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Содержание работы

.Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2.Вопрос № 1. Охарактеризуйте методы организации воспитательного процесса………………………….4
3. Вопрос № 2. Назовите принципы воспитания…………………………………………………………………………………9
4.Вопрос № 3. Установите соответствие между понятиями и определениями……………….………………12
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………13
6. Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

готовая психология.docx

— 47.33 Кб (Скачать файл)

Универсальным методом формирования необходимых  навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование  способов действий, являющихся основой  поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они  теснейшим образом увязываются  с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку  умений и навыков, на выработку положительных  привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые  качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее  качество, тем больше упражнений нужно  выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или  иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный  подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко  планировать объем и очередность  нагрузок, следуя при этом рекомендациям  К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет  только от постепенно усиливающейся  деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы  и остановить их развитие, но не давая  им упражнения, вы непременно будете иметь  и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит  от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако  ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного  результата, если их не подкрепить с  помощью методов поощрения и наказания, образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов  состоит в том переживании, которое  вызывает тот или иной элемент  поведения воспитуемого со стороны  товарищей или руководителя. С  помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается  коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании  этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому  наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо  подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в  воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание  — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют  непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  •      определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы

воспитания.

     изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство         

     неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной

     ошибки.

Метод наказания следует применять  в исключительных случаях, тщательно  обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая  такую форму наказания, которая  соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний  иногда не удастся избежать. Их формы  могут быть разнообразными: от замечания  и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого  метода является скорее исключением, чем  правилом, слишком частое его использование  свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости  ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный  уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов  и приемов. Это и убеждение  словом, обращенным прежде всего к  разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие  на эмоциональную сферу, чувства  воспитанников. Важнейшую роль в  воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация  практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается  опыт деятельности. В этой многоплановой  системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

 

 

 

3. Вопрос № 2. Назовите принципы  воспитания.

 

Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие  его главные принципы:

  • 1. Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.

Он также требует учета всех факторов, участвующих в воспитании — учебного заведения, семьи, трудового  коллектива, общественности, единства и согласованности их действий.

  • 2. Ведущая роль преподавателю, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает и активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом остается всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к руководителю, воспитателю предъявляются столь высокие профессиональные требования.

Именно руководитель, преподаватель  организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок  заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально  возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально  и морально затраченные усилия.

Но из этого принципа вытекает и  положение о недопустимости тех  или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных  качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, культивирование чувств личной преданности, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.

Эти и им подобные нарушения подрывают  авторитет руководителя и наносят  непоправимый ущерб воспитательной деятельности, всему трудовому или  учебному коллективу.

  • 3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать се. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, воспитатель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру активность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.
  • 4. Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 9, п. 2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в ее всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Реализации этого принципа в  значительной степени способствует и создание наряду с системой государственных  учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных  заведений, с помощью которых  отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать  с государственными.

  • 5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без нее сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров.

Этот принцип предполагает опору  на те положительные задатки, которые  в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно, в каждом из нас есть и отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо  концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего  следует выявлять и развивать  положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного  и эстетического воспитания. Опытный  воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда они являются лишь авансом на будущее. Тем самым  они внушают людям уверенность  в себе, в своем будущем, укрепляют  отношения взаимного уважения и  любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без  которой невозможен успех воспитания.

Сказанное не означает, что при  воспитании не обязательна высокая  требовательность. Без сочетания  уважения и доверия с высокой  требовательностью невозможно эффективное  решение ни трудовых, ни образовательных  задач.

Этот принцип требует также  тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при  выборе тех или иных методов и  средств воспитания.

  • 6. Принцип опоры на коллектив - исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из существенных факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя умения разбираться не только в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать еще один важный воспитательный ресурс.
  • 7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственно воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь» (см. гл. 9).

Информация о работе Методы, принципы организации воспитательного процесса