Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:23, реферат
Педагогика — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
План
Введение
1. Основы учения о методах исследования
2. Классификации методов психолого-педагогических исследований
3. Характеристика эмпирических исследований
4. Характеристика теоретических исследований
5. Пути внедрения результатов исследования
Заключение
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Социально-гуманитарный факультет
кафедра педагогики, социальной работы и инновационной деятельности
«Методология и методика психолого-педагогического исследования»
на тему
«Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики»
Выполнила студентка группы ДПП
ФИО Ефремцева Е.В
Заочное отд, 4 курс
__________________
(подпись)
Проверила:
ФИО Кравченко Е.В
__________________
(подпись)
Химки
2011
План
Введение
1. Основы учения о методах исследования
2. Классификации методов психолого-педагогических исследований
3. Характеристика эмпирических исследований
4. Характеристика теоретических исследований
5. Пути внедрения результатов исследования
Заключение
Использованная литература
Введение
Педагогика — наука
развивающаяся. Она продолжает заниматься
более углубленной разработкой
всех основных научных проблем, а
также определением конкретных научных
прогнозов в развитии отдельных
звеньев системы народного
В практике современной школы
перед психологической службой
возникает множество
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Весьма условно все типовые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.
Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.
1. Основы учения о методах исследования
Методология в узком смысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию, учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль. Теория методов исследования призвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научного поиска, дать научные основы выбора методов и их сочетания, выявить условия их эффективного использования, дать рекомендации по конструированию оптимальных систем исследовательских приемов и процедур, т. е. методики исследования. Методологические положения и принципы именно в методах получают свое действенное, инструментальное выражение.
Широко употребляемое понятие «метод научного исследования» — в значительной мере условная категория, объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательских процедур, и способы (приемы) выполнения исследовательских действий.
Ошибочно подходить к методам как к самостоятельной категории. Методы — производное от цели, предмета, содержания, конкретных условий исследования. Они во многом определяются характером проблемы, теоретическим уровнем и содержанием гипотезы.
Система методов, или методика,
поиска — это часть исследовательской
системы, закономерно ее выражающая
и позволяющая осуществлять исследовательскую
деятельность. Конечно, связи методов
в исследовательской системе
сложны и многообразны, и методы,
являясь своеобразной подсистемой
исследовательского комплекса, обслуживают
все его «узлы». В целом же методы
зависят от содержания тех этапов
научного поиска, которые логически
предшествуют этапам подбора и использования
процедур, необходимых для проверки
гипотезы. В свою очередь, все компоненты
исследования, и методы в том числе,
детерминированы содержанием
Методы и методика исследования
во многом определяются исходной концепцией
исследователя, его общими представлениями
о сущности и структуре изучаемого.
Системное использование
2. Классификации методов
психолого-педагогических
Одной из наиболее признанных
и известных классификаций
· организационные;
· эмпирические;
· по способу обработки данных;
· интерпретационные.
К организационным методам ученый отнес:
· сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
· лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
· комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.
К эмпирическим:
· обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
· эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
· психодиагностический метод;
· анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
· моделирование;
· биографический метод.
По способу обработки данных
· методы математико-статистического анализа данных и
· методы качественного описания (Сидоренко Е.В., 2000; аннотация).
К интерпретационным
· генетический (фило- и онтогенетический) метод;
· структурный метод (классификация, типологизация и др.).
Ананьев подробно описал каждый
из методов, но при всей тщательности
его аргументации, как отмечает В.Н.
Дружинин в своей книге "Экспериментальная
психология", остается много нерешенных
проблем: почему моделирование оказалось
эмпирическим методом? Чем практические
методы отличаются от полевого эксперимента
и инструментального
Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:
Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).
Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
Результат применения теоретических
методов представлен знанием
о предмете в форме естественно-языковой,
знаково-символической или
Среди основных теоретических
методов психолого-
· дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;
· индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
· моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.
Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.
Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.
Все методы исследования предлагают подразделять на собственно педагогические и методы других наук, на методы, констатирующие и преобразующие, эмпирические и теоретические, качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные, методы описания, объяснения и прогноза.
Каждый из этих подходов несет в себе особый смысл, хотя некоторые из них тоже достаточно условны. Возьмем, например, деление методов на педагогические и методы других наук, т. е. непедагогические. Методы, относимые к первой группе, это, строго говоря, либо общенаучные (например, наблюдение, эксперимент), либо общие методы социальных наук (например, опрос, анкетирование, оценивание), хорошо освоенные педагогикой. Непедагогические методы — это методы психологии, математики, кибернетики и других наук, используемые педагогикой, но пока еще не настолько адаптированные ею и другими науками, чтобы приобрести статус собственно педагогических.
Множественность классификаций
и классификационных
В зависимости от аспекта
рассмотрения и конкретных задач
исследователь может
Существует также другая
классификация. Все разнообразные
методы, используемые в педагогических
исследованиях можно
Общенаучные методы познания — это методы, носящие общенаучный характер и применяемые во всех или в ряде областей. К их числу относятся эксперимент, математические методы и ряд других.
Общенаучные методы, используемые
различными науками, преломляются в
соответствии со спецификой каждой данной
науки, использующей эти методы. Они
тесно смыкаются с группой
конкретно-научных методов, применяемых
лишь в определенной области и
не выходящих за ее пределы, и используются
в каждой науке в различных
сочетаниях. Огромное значение для
решения большинства проблем
педагогики имеет изучение реально
складывающегося учебно-
Информация о работе Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики