Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:23, реферат
Педагогика — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
План
Введение
1. Основы учения о методах исследования
2. Классификации методов психолого-педагогических исследований
3. Характеристика эмпирических исследований
4. Характеристика теоретических исследований
5. Пути внедрения результатов исследования
Заключение
Под абстракцией (абстрагированием) обычно понимают процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Это делается для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков. Особенно ценна абстракция для тех наук, в которых невозможен эксперимент, применение таких средств познания, как микроскоп, химические реактивы и т. п.
Существует два вида абстракции: обобщающая и изолирующая. Первый вид абстракции образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков. Изолирующая абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет. Здесь аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания. Скажем, педагог выделяет из всего многообразия признаков учебного процесса один — доступность учебного материала — и рассматривает его самостоятельно, определяя, что такое доступность, чем она обусловлена, как достигается, какова ее роль в усвоении материала.
Моделирование. Широкое применение
в теоретических исследованиях
находит прием сравнения и, особенно,
аналогия - специфический вид сравнения,
позволяющий устанавливать
Аналогия дает основание
для выводов об эквивалентности
в определенных отношениях одного объекта
другому. Тогда более простой
по структуре и доступный изучению
объект становится моделью более
сложного объекта, именуемого прототипом
(оригиналом). Открывается возможность
переноса информации по аналогии от модели
к прототипу. В этом сущность одного
из специфических методов
Модель — вспомогательный объект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. В дидактике предприняты попытки создать пока на качественном уровне модель учебного процесса в целом. Модельное же представление отдельных сторон или структур обучения практикуется уже довольно широко.
Моделирование в теоретическом исследовании служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает их мысленную компоновку, т. е. моделирует потребное состояние изучаемой системы. Особым видом моделирования, основанного на идеализации, можно считать мысленный эксперимент. В таком эксперименте человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно, то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании.
Конкретизация теоретического знания. Чем выше степень абстрагирования, удаления от эмпирического основания, тем ответственнее и сложнее процедуры, необходимые для того, чтобы. Результаты теоретического поиска приобрели форму знания, готового для использования в науке и практике.
Возникает, прежде всего, задача «вписать полученное знание в систему существующих теоретических представлений. Это знание может углубить, развить, уточнить существующие теории, выяснить их недостаточность и даже «взорвать» их.
Конкретизация — логическая
форм а, являющаяся противоположностью
абстракции. Конкретизацией называется
мыслительный процесс воссоздания
предмета из вычлененных ранее абстракций.
При - конкретизации понятий
Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования. Конкретным здесь называется единство многообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета; абстрактным, наоборот, одностороннее, изолированное от других моментов его свойство.
Метод конкретизации теоретических знаний, набирающий в себя многие логические приемы и операции, применяемые на всех этапах исследования, позволяет, таким образом, перевести абстрактное знание в знание мысленно-конкретное и конкретно-действенное, дает научным результатам выход в практику
5. Пути внедрения результатов исследования
Самое важное в завершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальной школе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т.д. При этом если подтверждается эффективность и действенность каких-либо педагогических находок учителей-практиков и они получают научное осмысление, интерпретацию и обоснование, организуется пропаганда их опыта, показывается возможность переноса его в иные условия (например, так была организована пропаганда опыта липецких учителей, усовершенствовавших методику организации урока).
Залогом успешного внедрения
и распространения результатов
педагогических исследований и изученного
и научно обоснованного передового
опыта является творческое содружество
учителей и работников педагогической
науки, интерес учителей к чтению
научно-педагогической и методической
литературы, стремление лично, непосредственно
участвовать в опытной и
Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему учителю, который должен знать и уметь применять эти методы, как для изучения опыта других учителей, так и для организации проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.
В наиболее общем виде система действий по изучению той или иной педагогической проблемы может быть сведена к следующему:
· выявление проблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности и проявления в практике работы школы;
· оценка степени ее разработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций и положений, связанных с областью исследования;
· формулировка конкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собой исследователь, гипотезы исследования;
· разработка своих предложений по решению данной проблемы; опытно-экспериментальная проверка их действенности ню результативности;
· анализ данных, свидетельствующих о степени действенности и результативности предлагаемых нововведений;
· рекомендации по более широкой их проверке на практике в случае получения положительных результатов;
· рекомендации по их внедрению в практику в случае получения в условиях достаточно широкой экспериментальной проверки данных, подтверждающих целесообразность применения предлагаемых нововведений;
· выводы о значении результатов конкретного исследования для разработки соответствующей области педагогической науки.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные методы педагогического, исследования. Как же из этих отдельных методов сложить обоснованную методику исследования, пользуясь которой можно решить поставленные задачи?
Прежде всего, необходимо
исходить из положения о том, что
сущность метода определяется не совокупностью
приемов, а их общей нацеленностью,
логикой движения ищущей мысли, следующей
за объективным движением
Суть же методики в том,
что это целенаправленная система
методов, обеспечивающая достаточно полное
и надежное решение проблемы. Тот
или иной набор методов, объединенных
в методику, всегда выражает планируемые
способы обнаружения
Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.
Можно указать на ряд характерных ошибок при выборе методов:
· шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии;
· игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному;
· неумение из отдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска.
Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой работы.
Наконец, нужно подумать
о таком сочетании
Сказанное позволяет сформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:
1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному материалу.
2. Соответствие современным
принципам научного
З. Научная перспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты.
4. Соответствие логической
структуре (этапу)
5, Возможно более полная
направленность на
6. Гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.
Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.
Использованная литература
1. Загвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 147 с.
2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.
Интернет-ресурсы
3. http://student.psi911.com/
4. http://www.ido.edu.ru/
5. (http://www.voppsy.ru/
Информация о работе Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики