Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 08:23, реферат

Описание работы

Педагогика — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Содержание работы

План
Введение
1. Основы учения о методах исследования
2. Классификации методов психолого-педагогических исследований
3. Характеристика эмпирических исследований
4. Характеристика теоретических исследований
5. Пути внедрения результатов исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по методологии.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

Изучение письменных, графических  и творческих работ учащихся является методом, вооружающим исследователя  данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, показывающими  его отношение к работе, наличие  тех или иных способностей.

Однако, для того чтобы  судить об эффективности тех или  иных педагогических воздействий или  о ценности методических находок, сделанных  практическими работниками, а тем  более для того, чтобы давать какие-либо рекомендации относительно применения тех или иных нововведений в массовой практике, рассмотренных методов  недостаточно, так как они выявляют в основном лишь чисто внешние  связи между отдельными сторонами  изучаемого педагогического явления. Для более глубокого проникновения в эти связи и зависимости применяется педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существующий эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль играет исследователь. Основным условием применения педагогического эксперимента в советской школе является проведение его без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Такой эксперимент получил название естественного эксперимента. Если эксперимент проводится в целях проверки какого-либо частного вопроса или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особо тщательное наблюдение за отдельными учениками (иногда с применением специальной аппаратуры), допускается искусственная изоляция одного или нескольких учащихся и помещение их в особые, специально создаваемые исследователем условия. В этом случае используется лабораторный эксперимент, который в педагогических исследованиях применяется довольно редко.

Научно обоснованное предположение  о возможной эффективности того или иного проверяемого экспериментально нововведения носит название научной  гипотезы.

Существенной частью эксперимента является наблюдение, проводимое по специально разработанной программе, а также  сбор определенных данных, для чего применяются контрольные работы, анкеты, беседа. В последнее время  все чаще начинают применяться в  этих целях и технические средства: звукозапись, киносъемка, фотографирование в определенные моменты, наблюдение с помощью скрытой камеры телевидения. Перспективно использование видеомагнитофонов, позволяющих записывать наблюдаемые  явления, а потом воспроизводить их для проведения анализа.

Наиболее важным этапом в  работе с применением этих методов  является анализ и научная интерпретация  собранных данных, умение исследователя  перейти от конкретных фактов к теоретическим  обобщениям.

При теоретическом анализе  исследователь задумывается о причинно-следственной зависимости между применяемыми методами или приемами воздействия  и получаемыми результатами, а  также ищет причины, объясняющие  появление некоторых неожиданных  непредвиденных результатов, определяет условия, при которых наступало то или иное явление, стремится отделить случайное от необходимого, выводит определенные педагогические закономерности.

Теоретические методы могут  иметь применение и при анализе  данных, собранных из различных научно-педагогических источников, при осмыслении изученного передового опыта.

В педагогических исследованиях  применяются и математические методы, помогающие не только выявлению качественных изменений, но и установлению количественных зависимостей между педагогическими  явлениями.

Наиболее распространенными  из математических методов, применяемых  в педагогике, являются следующие.

Регистрация - метод выявления  наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество успевающих и  неуспевающих, посещавших занятия без  пропуска и допускавших пропуски и т. п.).

Ранжирование - (или метод  ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке  убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно определение  места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных ими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и  т. п.).

Шкалирование как количественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке (например, вопрос о занятии спортом с выбором ответов: а) увлекаюсь, б) занимаюсь регулярно, в) занимаюсь нерегулярно, г) не занимаюсь никаким видом спорта).

Соотнесение полученных результатов  с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонений от нормы и соотнесение этих отклонений с допустимыми интервалами (например, при программированном обучении нормой часто считается 85—90% правильных ответов; если правильных ответов меньше, это означает, что программа слишком  трудна, если больше — значит, она  слишком облегчена).

Применяется и определение  средних величин полученных показателей  — среднего арифметического (например, среднего количества ошибок за контрольную  работу, выявленных в двух классах), медианы, определяемой как показатель середины ряда (например, при наличии  пятнадцати учащихся в группе это  будет оценка результатов восьмого ученика в списке, в котором  все учащиеся распределены по рангу  их оценок).

При анализе и математической обработке массового материала  применяются статистические методы, в число которых входит вычисление средних величин, а также подсчет  степеней рассеивания около этих величин — дисперсии, среднего квадратичного  отклонения, коэффициента вариации и  др.

 

3.  Характеристика эмпирических исследований

К методам эмпирического  исследования следует отнести: изучение литературы документов и результатов  деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование. К более общим  методам этого уровня относятся  обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. Они по существу представляют собой комплексные методики, включающие определенным образом соотнесенные частные методы

Изучение литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы служит методом ознакомления с фактами, историей и современным  состоянием проблем, способом создания первоначальных представлений, исходной концепции предмета, обнаружение  «белых пятен» и неясностей в разработке вопроса.

Изучение литературы и  документальных материалов продолжается в ходе всего исследования. Ннакопленные факты ппобуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируют интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточного внимания. Основательная документальная база исследования - важное условие его объективности и глубины

Наблюдение. Очень широко метод, используемый как самостоятельно, так и в качестве составной  части более сложных методов  Наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью  органов чувств или их косвенном  Восприятии через описание другими  непосредственно наблюдавшими людьми.

В основе наблюдения лежит  восприятие как психический процесс, но это вовсе не исчерпывает наблюдение как метод исследования. Наблюдение может быть направлено на изучение отсроченных результатов обучения, на изучение изменений в объекте  в течение определенного времени. В таком случае результаты восприятия явлений в разное время сопоставляются, анализируются, сравниваются и только после этого определяются результаты наблюдения. При организации наблюдения должны быть заранее выделены его  объекты, поставлены цели, составлен  план наблюдения. Объектом наблюдения служит чаще всего сам процесс  деятельности учителя и ученика, о ходе и результатах которого судят по словам, действиям, поступкам, результатам выполнения заданий. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение внимания на тех или иных сторонах деятельности, на тех или иных связях и взаимоотношениях (уровень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощи учащихся в коллективной работе, соотношение информативной и развивающей функций обучения и т. д.). Планирование помогает выделить последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Виды наблюдений могут выделяться по различным признакам. По признаку временной организации. Различают наблюдение непрерывное и дискретное, по объему — широкое и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (монографическое наблюдение за отдельными учащимися, например). Опрос. Этот метод используется в двух основных формах: в виде устного опроса интервью и в виде письменного опроса – анкеты. Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны.

Опрос отражает субъективные мнения и оценки. Нередко опрашиваемые догадываются, что от них требуется, и вольно или невольно настраиваются на требуемый ответ. Метод опроса надо рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащего перепроверке иными методами.

Опрос всегда строится исходя из ожиданий, базирующихся на определенном понимании характера и структуры  исследуемых явлений, а также  представлений об отношениях и оценках  опрашиваемых. Возникает, прежде всего, задача выявить объективное содержание в субъективных и часто несовпадающих  ответах, выявить в них ведущие  объективные тенденции, причины. Несовпадений в оценках. Затем возникает и  решается задача сравнения ожидаемого и полученного, что может служить  основанием для корректировки или  изменения первоначальных представлений  о предмете.

Оценивание (метод компетентных судей). По существу, это сочетание  косвенного наблюдения и опроса, связанное  с привлечением к оценке изучаемых  явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие  друг друга, позволяют объективно оценить  изучаемое. Этот метод весьма экономичен. Использование его требует ряда условий. Прежде всего, это - тщательный подбор экспертов - людей, хорошо знающих  оцениваемую область, изучаемый  объект и способных к объективной  и непредвзятой оценке.

Изучение и обобщение  педагогического опыта. Научное  изучение и обобщение педагогического  опыта служит различным исследовательским  целям; выявлению существующего  уровня функционирования педагогического  процесса, узких мест и конфликтов, возникающих в практике, изучению Эффективности и доступности  научных рекомендаций выявлению  Элементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых  педагогов. В своей последней  функции метод обобщения педагогического  опыта предстает в его наиболее распространенной форме как метод  обобщения передового педагогического  опыта. Таким образом, объектом изучения может быть массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики ценные крупицы нового, найденные в массовой практике: оригинальные приемы и их сочетания, интересные методические системы (методики).

Опытная педагогическая работа. Если речь идет об обобщении опыта, то ясно, что научное изыскание  непосредственно вытекает из практики, следует за ней, способствуя кристаллизации и росту рождающегося в ней  нового. Но такое соотношение науки  и практики в наши дни не является единственно возможным. Во многих случаях наука обязана опережать практику, даже передовую, не отрываясь, однако, от ее запросов и требований.

Метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на получение  воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой  и оценкой и есть опытная работа.

Дидактический эксперимент. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение  явления с целью изучения его  в наиболее благоприятных условиях Характерная черта эксперимента запланированное вмешательство  человека в изучаемое явление, возможность  многократного воспроизведения  исследуемых явлений в варьируемых  условиях. Этот метод позволяет разложить  целостные педагогические явления  на их составные элементы. Изменяя (варьируя) условия, в которых эти элементы функционируют, экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей, более  или менее точно фиксировать  полученные результаты. Эксперимент  служит проверке гипотезы, уточнению  отдельных выводов теории (эмпирически  проверяемых следствий), установлению, и уточнению фактов

Реальному эксперименту предшествует мысленный. Проигрывая мысленно различные варианты возможных экспериментов, исследователь отбирает варианты, которые подлежат проверке в действительном эксперименте, а также получает предполагаемые, гипотетические результаты, с которыми сравниваются результаты, полученные в ходе действительного эксперимента.

 

4.  Характеристика теоретических исследований

В силу обобщающего характера  теоретического исследования все его  методы имеют широкое поле применения, носят достаточно общий характер. Это методы теоретического анализа  и синтеза, абстрагирования и  идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания. Рассмотрим эти методы.

Теоретический анализ и синтез. На теоретическом уровне исследования очень широко используются многие формы логического мышления, в том числе анализ и синтез, особенно анализ, заклт9чающийся в разложении изучаемого на единицы, позволяющий вскрыть внутреннюю структуру объекта. Но ведущую роль по сравнению с анализом в теоретическом исследовании играет синтез. На основе синтеза предмет воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

Путем анализа и синтеза  только и можно вычленить объективное  содержание, объективные тенденции  в субъективной по форме деятельности учащихся и педагогов, «схватить» несоответствия, «уловить» реальные противоречия в  развитии. Педагогического процесса, «увидеть» такие формы и стадии процесса, которые запроектированы, но пока еще реально не существуют.

Абстрагирование - конкретизация  и идеализация. С анализом и синтезом теснейшим образом связаны процессы абстрагирования и конкретизации.

Информация о работе Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики