Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 08:14, курсовая работа
Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Курсовая работа
Тема: Методы Социальной работы
2013 год
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
Наряду с этим дальнейшая разработка методов социальной работы обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развитие этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы, т.е. в процессе оказания адресной, комплексной и своевременной помощи.
Совокупность приемов и методов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов как способ стимулирования развития их сил, конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной жизненной ситуации способствует достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.
Теории, созданные путем исследования многообразной работы социальных работников с клиентом и всех социальных институтов в их коммуникативной взаимообусловленности, являются как эмпирически контролируемыми, так и предметно ориентируемыми.
Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они классифицируются
по направлениям и формам социальной работы (организа-ционные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);
- по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);
- по субъектам социальной работы (применяемые отдельным
специалистом, коллективом социальной службы, органом
управления социальной работы).
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы:
индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
работа с группой (в группе семьей и через семью);
работа в общине (в микросоциальной среде).
Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве оснований методологии исследования проблемы теории социальной работы), а с другой — выявить методы самой социальной работы. Существуют, как известно, разные основания для классификации методов: сбор информации; ее обработка; эмпирические исследования; теоретическое моделирование. С другой стороны, существуют методы, которые используются для решения социальных проблем клиент тов, стимулирования развития их собственных сил и деятельности в целях изменения неблагоприятной жизненной ситуации. И те и другие методы чрезвычайно важны для теории и практики социальной работы.
Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по ее объектам.
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процес-сеего_адаптаиии к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (контрудовых навыков; культурно-досуговых интересов; индивидуально-психологических характеристик. Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умения решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (посредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, осознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.
Методы социальной работы в общине (социальная работа в мик-
с росоциальной среде).
Социальная община — это относительно
устойчивая совокуп-_ ность, характеризующаяся
б^мее^ихми^менее^одинаковыми условиями^
и образом жизни, общностью_массово_
Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются:
- социальная диагностика;
- социальное прогнозирование;
- социальное планирование микросоциальной среды;
- социально-терапевтическая работа;
- развитие системы территориального самоуправления;
- благотворительные акции в микросоциальной среде;
- практическая работа в общине.
Главная цель социальной работы в общине — добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.
Социальная работа в общине строится по территориальному -принципу и охватывает многие целевые группы". Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.
Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.
Разрабатывая и внедряя методы социальной работы в общине, необходимо учитывать изменения, связанные с инновационными процессами, происходящими в нашем обществе. При этом одной из главных задач является внедрение наукоемких социальных инноваций, соединение науки и практики, объединение гуманитарных и технических знаний. Повышение качества самого социального пространства, постоянное обновление методов, расширение их функциональности должны осуществляться с учетом накопленного опыта*.
Особое место отводится еще одному методу социальной работы — дальнейшему совершенствованию технологизации; здесь объектом является социальное пространство,
все, что обеспечивает защиту социальных интересов, в том числе и методы работы с людьми, семьями и сообществами, обладает рядом свойств:
- сознание своей целеполагающей деятельности;
- утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ;
- направленность на совершенствование основ гражданского
общества;
- усиление принципов гуманизма.
Проанализируем методы социальной работы, которые используются и на индивидуальном, и на групповом, и на общинном уровнях.
Биографический метод позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни человека
. В процессе индивидуальной
работы с клиентом социальный
работник обязан учитывать его
права (каждый клиент имеет право
на эмоциональное выражение
Различные формы биографическогометода — интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о своей жизни в целом (или о каких-то ее этапах, или жизни своей семьи, родственников) и т.д. — с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе взаимодействия с другими людьми, с различными социальными группами. Кроме того, они способствуют определению характера, степени и специфики дистанции индивидов в группе, ^явлению свойств характера, которые помогают раскрыть его позитивные индивидуальные способности.
Французские исследователи Д. Бертой И. Берто-Вьям предлагают в качестве нового инструментария использование биографического метода как метода «истории семей». По их мнению, «всякая семейная история уникальна, лишь отчасти она обнаруживает несколько общих моментов для многих других историй и много общих моментов для нескольких других семейных историй. «Общее» может быть найдено не только в больших числах, его следует открывать в частных случаях».
Изучение истории семей позволяет яснее понять внутренние факторы, влияющие на становление и реализацию жизненных сил человека. Семья как один из институтов социализации обладает богатым спектром жизненных ресурсов, которые в дальнейшем обусловливают различия в образе жизни и реализации индивидуальной и социальной субъектно человека. Метод «истории семей» позволяет выделить механизмы трансляции любых компонентов процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.д.).
Для теории социальной работы особое значение имеет исследование способности человека к трансляции жизненных ресурсов семьи, выявление случаев, когда эта способность «блокируется», искажается, не реализуется. Нам представляется, что методы, о которых упоминают Д. Берто и И. Берто-Вьям, являются формами проявления метода «социальных биографий», а тот междисциплинарный союз, к которому они призывают, осуществляется, главным образом в рамках теории социальной работы, интегрирующей все аспекты использования биографического метода разными социальными науками и придающей ему целостность.
Организационные методы — приемы и способы деятельности, ^ используемые для решения организационных задач в области социальной работы, — подразделяются на:
Организационно-
организационно-
организационно-инструктивные';
организационно-технические и др.
Они закрепляют права, полномочия обязанности, ответственность различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат.
Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);
2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);
3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида(оценка, поощрение, порицание и др.).
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе I рассчитывать.
Социально-психологические методы — это комплекс методов
(способов, приемов взаимодействия
с объектами социальной работы)
1. Методы психологического исследования:
а) наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя;
б) эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента:
лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий;
естественный эксперимент — проварка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни;