Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 08:14, курсовая работа
Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
В практике групповой социальной работы было принято различать группы по определенным признакам: по характеру членов группы, например по возрасту (детские группы, группы пожилых), по полу (женские или мужские группы), по социальным критериям (группы матерей, группы обучающихся и т. п.); по характеру проблемы, что служит критерием для групповой терапии и касается всех членов групп (например, группы психически больных, группы риска, заслуживающих наказание; группы детей из неполных семей, группы вдов и т. п.); по виду программы группы (например, дискуссионные группы, группы мастеровых, спортивные группы и т. п.); по целевой направленности групп (например, группы, ориентированные на образование, трудовые и политические группы, досуговые группы и т. п.).
Участие в группах, как правило, предусматривается на добровольных началах, кроме групп осужденных в тюрьме, участие в которых для их членов обязательно.
В практической деятельности используются и другие критерии для групп, например, формальные или неформальные группы, временные или долгосрочные, гомогенные или гетерогенные и т. д.
Кроме того, группа может быть определена и по количеству ее членов, по характеру контактов участников (дружественные, противоборствующие), по структуре (ролевая система или подгруппы), системе принятых правил и норм, по функциям, целям и задачам и т. п. Ведущие авторы этой формы, ее горячие сторонники, объединяют все виды деятельности социальных педагогов и социальных работников в группах под общим понятием «социальная групповая работа». Последняя понимается как метод социальной работы, который помогает индивидам через наполненные определенным смыслом групповые переживания поднять свою социальную дееспособность, лучше понять и приобщиться к решению как личных, групповых, так и общественных проблем.
Поскольку в социальной работе целевые группы и их проблемные ситуации крайне разнообразны, то не может быть общей методики и дидактики социальной групповой работы.
Основу для этой формы социальной деятельности составляют междисциплинарные исследования малых групп, в которые свою лепту вносят социология, психология, социальная психология, теория поведения, антропология, педагогика, андрагогика, коммуникативное учение, а также теории ролей и конфликтов.
Результаты исследований показывают:
- человеческие отношения —
- существуют определенные
- «однолинейная коммуникация»
не имеет отношения к
- малая группа способствует
выходу из роли «только
- становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, а также личных потенциальных возможностей и их предела;
- в малой группе возможна обратная связь, то есть выяснение того, как индивид воздействует на других своим словом и поведением;
- малая группа может стать
инструментом накопления
Таким образом, социальная групповая работа как форма или метод социальной деятельности широко используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. При этом признается, что для компетентного использования этого метода требуется особая, профессиональная подготовка специалиста.
Еще в конце шестидесятых годов специалисты социальной работы обратили внимание в содержательном плане на то, что именно общественная система производит клиентов социальных служб, поэтому целью этих служб должна быть не только помощь отдельным индивидам, но и изменение общественных систем, делающих людей больными, несчастными, отчужденными, обездоленными; Как показала жизненная практика, социальная работа действительно постепенно стала включать в поле зрения общественные организационные и семейные структуры. И форма социальной работы в общине приобрела более широкое распространение. Она стала теперь трактоваться как средство изменения общественных отношений и на этом основании включаться в вузовские проекты и практику инициативных групп в соответствии с программами «радикальных» конфликтных стратегий. Такая практика уже получила апробацию в США применительно к социально ущемленным национальным меньшинствам. Эти так — называемые «агрессивные» концепции социальной работы в общине, а также проектное обучение приобрели важную роль в подготовке социальных работников и социальных педагогов в семидесятые годы.
Одновременно вновь вспыхнувшая дискуссия по вопросу связи теории с практикой получила отражение в том, что управления и ведомства выдвинули повышенные требования к социальным работникам, квалификация которых должна определяться не столько их знаниями и умениями, сколько их включенностью в действия.
Этим требованиям в большей степени и отвечали такие методы социальной работы, как проектное обучение и работа в общине.
Проектное обучение по своей сути нацелено на творческую проработку проблем, на укрепление теории и практики в плане профессиональной подготовки и критической оценки самой практической подготовки. Проектное обучение содержит инновационный элемент в смысле конкретных изменений в общественных нишах, а не во всей общественной системе.
Важнейшие черты этого обучения — его междисциплинарный характер, методический плюрализм, связь с личностным опытом, инновационная творческая направленность. Поэтому оно было официально введено с конца семидесятых годов почти во все западногерманские специальные высшие школы по подготовке социальных педагогов и социальных работников. Руководили проектами, как правило, опытные специалисты. А с учебными заведениями, где апробировались эти проекты, заключались особые соглашения. Что касается метода социальной работы в общине, то он подразумевает подключение действий людей, которые связаны друг с другом прежде всего территориальной близостью, людей, которые социально ущемлены в силу общей сложившейся ситуации в рамках окружающих условий и которые пытаются устранить свое бедственное положение через совместное планирование и проведение определенных мер, используя при этом все свои способности и возможности.
Социальная работа в общине требует поддержки как со стороны специалистов, так и партнеров, и советников, которые вместо традиционного попечительства оказывают помощь в целях самопомощи. Процесс социальной эмансипации осуществляется при этом через участие самих социально ущемленных людей. Собственная активная деятельность приводит их к освобождению и от внутреннего состояния психологического давления, которое отравляет им существование.
Работу в общине рекомендуют трактовать не только как метод, но и как перспективу для социальной работы; как принцип социальной деятельности, как социальную работу, которая в отличие от чисто индивидуализированных подходов приводит к изменению общественных структур.
В принципе здесь речь идет о выборе, решении — должны ли социальные работники приспосабливать своих клиентов к неосознанным ими общественным структурам или, наоборот, цель — так изменить общественные условия, чтобы добиться интеграции клиента без особых усилий и помощи.
Под социальной работой в общине следует понимать обобщенное понятие различных национальных форм работы, получивших развитие в последние годы и направленных на улучшение социально-культурного окружения групп населения.
Но среди разнообразия приемов социальной деятельности в общине можно выделить некоторые общие признаки. Прежде всего эта работа — профессиональная деятельность социальных работников. Объект социально-педагогического воздействия — это вся община, то есть все соседствующие территории, городские кварталы. При этом группы населения становятся действующими субъектами. Далее, социальная работа в общине рассматривает экономические и политические условия как причину социальных бед в регионе и решает существующие и возникающие проблемы на местном уровне.
Следует отметить, что социальная работа в общине интегрирует различные методы не только из арсенала социальных работников и социальных педагогов, но и методы политических акций.
Главная цель социальной работы в общине — добиться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения коммуны или общины. Исходный пункт для социальной деятельности в общине — главным образом социальные конфликты и их предупреждение. Нужно охватывать все проблемы повседневной жизни людей в жилых кварталах общины, формировать их политическую активность.
Хотя социальная работа в общине строится по территориальному принципу (коммуна, община, городской квартал, поселок и т.п.), она должна охватывать многие целевые группы (детей, молодежь, пожилых, домохозяек и т.д.), изучать условия их жизни в городских кварталах, жилых комплексах. Эта работа имеет и функциональную направленность, ибо она ведется с группами, ориентированными на решение определенных задач, касающихся различных объединений, партий, производства, высшей школы и т. п.
Социальная работа в общине рассматривается и как общественно-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей и ожиданий жителей общины. Ставится задача: чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем и доказывал это своим участием в солидарных действиях, направленных на решение актуальных социальных проблем и конфликтных ситуаций на региональном уровне.
Тем самым социальная работа в общине способствует лучшему взаимопониманию и взаимодействию коммунальной социальной политики со всеми структурами городских кварталов. Она позволяет в региональных масштабах высветить состояние общества и окружающей действительности в экономическом, политическом, культурном и социальном аспектах и лучше способствовать устранению противоречий и решению многих проблем, которые ставят новые социальные движения, разнообразные гражданские инициативы.
Педагогический характер социальной работы в общине сказывается в том, что общественные изменения связаны с сознанием людей и учебными процессами, особенно молодого поколения.
Социальные работники не хотят быть только «адвокатами бедноты». Они стремятся придать своей деятельности политический характер, что отражает специфический характер социальной работы на современном этапе.
Примерно с середины восьмидесятых годов классические методы (индивидуальная помощь, групповая терапия, работа в общине) стали дополняться другими подходами — психологическими и техническими приемами, связанными с диагностикой и изучением клиента, его семьи, социальной микросреды; разработкой конкретных методик социальной работы, а также терапевтических методов. Можно даже говорить об усиленной психологической и терапевтической направленности всей теоретической и практической подготовки социальных работников и социальных педагогов с этого периода. Так называемые «закрытые» рамочные структуры классических методов стали «открываться» в пользу проблемно ориентированных способов работы. Это создало условия для деятельности на широком социальном поле. Появилась возможность направлять внимание социальных работников и социальных педагогов на проблемный анализ социума, улицы, на изучение повседневной жизни клиента и его действий в ближайшем окружении. Наряду с рабочими приемами терапевтического характера стали использоваться способы для целенаправленной кооперации в открытых системах с различными партнерами — от группы самопомощи до органов коммунальной политики — и на различных уровнях.
В процессе обучения студенты как будущие социальные работники или социальные педагоги начали создавать группы для анализа личностного опыта клиента, взяли на вооружение такие социально-терапевтические методы как социодрама и психодрама (проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах), терапию средствами гештальтпсихологии. Включались в общий жизненный контекст и альтернативные новые формы наблюдения и контроля за использованием методов социальной работы и их эффективностью. Шире стал применяться в социальной работе американский метод семейной терапии, основанный на теоретических концепциях психоанализа, системного подхода, коммуникативного учения и других.
Дискуссионные дебаты вокруг дальнейшего совершенствования подготовки кадров социальной сферы, повышения научного уровня системы обучения, которые ведутся во многих странах не одно десятилетие, породили в последние годы различные направления теоретических исследований в этой области.
Особенно настойчиво подчеркивается в высказываниях участников дискуссии необходимость разработки специальной науки для социальной деятельности, науки профессии, которую многие понимают как «поведенческую науку». Это должна быть подлинно научная теория профессии, а не сумма знаний в форме учения о классических методах, пусть даже и дополненных новыми, осовремененными подходами.
Хотя ФРГ по сравнению с другими развитыми странами, такими как США и Великобритания, сохраняет в настоящее время высокий исследовательский уровень в области социальной работы и располагает большими кадровыми ресурсами в специальных высших школах социальной работы и университетах, тем не менее и немецким специалистам не удалось до сих пор восполнить существующий в этом дефицит. Поэтому задача создания научной теории социальной работы, включая и теорию ее методов, остается приоритетным и стратегическим направлением, исследовательской деятельности в социальной сфере на обозримое будущее.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Социальная работа. Теория и организация, Минск, 2005.
Социальная работа для студентов вузов, Ростов – на – Дону., 2000.
Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / Н.М. Платонова, М., 2010.
http://jenessi.net/soc_rabota/
http://socialpol.ru/otvety-k-
http://min-reabilit.ru/index.