Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 08:14, курсовая работа
Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
4. Социальное участие.
5. Взаимоподдержка7.
Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:
— определяются нормы потребления и производства, модели социально необходимого поведения;
— осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;
— осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.
Роли социального работника
Субъект-субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды направленности социальной работы. Макропроцессы в микросоциальной среде вызывают свои специфические проблемы, решение которых возможно только через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Так, в субъект-субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощь через структуру». Отсюда важнейшими условиями практики поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:
— адвокат;
— брокер;
— эксперт;
— социальный ориентир.
Базисная концепция этих ролей основана на организации в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи: они должны способствовать активизации развития общности и улучшению ее жизнедеятельности.
Микросоциальная среда выдвигает специфические требования к профессиональной компетенции. Среди них — умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.
При этом оперативное вмешательство требует компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечения к совместной деятельности различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит синтезирующий характер, поскольку каждый специалист привносит в общий процесс свои знания и умения, кроме того, располагает определенными общественными полномочиями.
Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются:
1. Доступность обслуживания.
2. Активное сотрудничество клиентов с социальными агентствами.
3. Межведомственная работа.
4. Развитие новой инициативы.
5. Создание сети поддержки.
6. Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет.
7. Активизация подходов.
8. Закрытый сервис микросоциальной среды.
9. Подвижность.
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ)
Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях».
Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника и социального педагога. Поэтому, чтобы проследить развитие 'методов, необходим хотя бы небольшой исторический экскурс в историю профессии.
В разных странах эти пути развития не были идентичными. Хотя социальная работа и система подготовки кадров для ее проведения в Германии, как и в других странах, претерпели известное влияние США, но все же развитие их безусловно носило в нашей стране самобытный характер и имело национальные корни.
Социальную работу и социальную педагогику можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения. Но вместе с тем социальная работа и социальная педагогика — это не синонимы в полном смысле слова.
В Федеративной Республике Германии получили права гражданства оба понятия — «социальная работа» и «социальная педагогика», в то время как в большинстве других стран используется лишь одно понятие «социальная работа» для обозначения профессии.
Социальная работа как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки — более широкое понятие, но включающее также педагогические воздействия и деятельность по защите человека, по оказанию ему помощи.
Социальная же педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование — процессы, сопровождающие всю жизнь человека.
Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная работа, и социальная педагогика ориентированы на изменение социального поведения человека и социальных отношений.
Развитие социальной работы и социальной педагогики как профессии началось в Германии в начале XX столетия с создания социальных школ, прежде всего женских. По указу вновь образованного прусского министерства народного обеспечения в 1920 году было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в Германии вплоть до второй мировой войны.
Первоначально социальную работу поддерживали и финансировали преимущественно свободные благотворительные союзы и общества. Только после первой мировой войны возникла государственная служба социальной помощи населению, которая существует и по сей день в виде ведомств социального обеспечения, охраны здоровья и помощи молодежи.
Первые десятилетия доминирующим методом социальной работы как в США, других странах, так и в Германии была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине. Эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.
В Германии в годы господства национал-социалистов последовательное развитие социальной работы было прервано. Защита, забота о населении превратились в расовую гигиену. А социальная работа в целом обрела политическую функцию в качестве инструмента интеграции и контроля за населением.
После второй мировой войны развитие социальной работы и системы подготовки профессиональных кадров получило серьезный импульс и прошло несколько этапов.
Основным содержанием социальной работы в первые послевоенные годы в Германии было оказание материальной помощи населению, перенесшему тяжелейшие невзгоды в период войны. В теоретической подготовке (двухлетней) в эти годы студентам показывались истоки бедственного положения людей в таких социальных сферах, как здравоохранение, защита молодежи и материальная помощь населению. Методические исследования в области социальной работы страны, правда, были еще в это время не известны. Ничего не говорилось и в системе подготовки в специальных школах социальной работы о том, какими методами следует преодолевать бедственное состояние людей. Теория вообще была еще очень слабо связана с практикой и мало подкрепляла ее. Практическая подготовка состояла главным образом из допрофессиональной, промежуточной и профессиональной практики, причем обучение социальной деятельности проводилось только на моделях.
В первой половине шестидесятых годов значительно дифференцировалась и расширилась подготовка профессиональных кадров социальной сферы. В ФРГ и Западном Берлине было создано 45 средних специальных школ социальной работы и небольшое число средних специальных школ социальной подготовки. К обучению в этих школах было привлечено в отличие от прошлых лет значительное количество мужчин, что считалось большим прогрессом в развитии профессии.
В теоретическом плане обучение индивидуальной работе с клиентом в этот период ориентировалось на психоанализ. Частично принципы психоанализа стали включаться и в практическую часть подготовки. Содержание всей социальной работы концентрировалось вокруг проблем оказания материальной социально-психологической помощи прежде всего отдельному индивиду. Эта индивидуальная социальная помощь рассматривалась основной формой социальной деятельности. Поэтому в системе подготовки она составляла 60—75 процентов объема всей социальной работы.
Предметом индивидуальной социальной помощи было бедственное положение в социально-психологическом плане семьи или отдельной личности, которое могло выражаться в трудностях в воспитании, в запущенности детей и подростков, отчужденности индивида; различного рода семейные проблемы; отклоняющееся поведение. Сюда же входило оказание помощи наркоманам или алкоголикам, осужденным за правонарушения; предоставление услуг престарелым, инвалидам, больным и т. п. Перед оказанием любой помощи обязательным требованием было проведение глубокого социального анализа ситуаций.
Что касается определения самого понятия индивидуальной социальной помощи, то на этот счет существует множество дефиниций. На наш взгляд, справедливо определять индивидуальную помощь как процесс решения проблемы с целью предоставить опору и побудить клиента разобраться в проблеме и справиться со своей жизненной ситуацией. В плане критического замечания следует отметить, что большинство дефиниций этой формы социальной работы подчеркивают аспект адаптации индивида к его социальному окружению, а не необходимость изменения социальных условий, вызвавших критическое состояние.
Для профессионального индивидуального общения с клиентом важны навыки использования различного рода бесед, диалога, составляющих методический инструментарий этой формы социальной работы.
Во второй половине шестидесятых годов в Германии, как и в других странах, значительно расширилась и углубилась методическая подготовка социальных работников, но все еще в основном в плане оказания индивидуальной помощи клиентам. Частично стало вводиться посещение преподавателями спецшкол практических занятий студентов с целью наблюдения и оказания им методической помощи на рабочем месте.
Постепенно получили более широкое распространение методы групповой терапии и работы в общине, заимствованные также в США. Это было связано с изменившимся пониманием социальной работы. Вместо прежних предписаний, наблюдений и контроля деятельность социального работника стала ориентироваться на активизацию собственных возможностей клиента, оказание помощи, консультирование в целях самопомощи.
В этой связи с содержанием подготовки были включены такие предметы, как социальная психология и социология. Новым стало введение кураторства студентов (supervision) со стороны преподавателей социальных школ в процессе прохождения ими практики. Эта форма контроля за надлежащим использованием соответствующих методов социальной работы была узаконена юридически как сопровождающая процесс обучения.
В настоящее время под понятием supervision понимается практическая форма консультирования, которая призвана облегчить систематическую рефлексию профессионального действия будущего социального работника в процессе оказания им педагогической помощи клиенту. Цель при этом — добиться изменения в психологическом переживании клиентом сложившейся ситуации и соответствующих действий с его стороны.
В семидесятые годы имели место нововведения как в содержании, так и методах, формах обучения в связи с превращением средних специальных школ в специальные высшие школы социальной работы. Одновременно были созданы новые специальные высшие школы и введены факультеты социальной работы в существовавших ранее специальных высших школах и университетах. С этих пор выпускники стали получать профессию и диплом социального педагога и социального работника. Существовавшие до сих пор раздельно сферы социальной работы и социальной педагогики слились. Рост статуса профессии проявился в том, что количество мест в системе подготовки скоро увеличилось на 1000 процентов. Это соответствовало назревшей потребности в увеличении количества социальных работников и социальных педагогов. Ибо противоречия развитого капитализма породили немало острых проблем в семье, школе, социальной среде, трудовой жизни, сфере потребления. Все эти проблемы рассматривались как дефицит обучения и жизненных ориентации, поэтому они и стали актуальными задачами социально-педагогической деятельности того периода.
Для решения этих задач в специальных высших школах социальной работы предпочтение стали отдавать формам и методам групповой работы, групповой терапии и работе в общине. К началу семидесятых годов удельный вес социальной групповой работы в профессиональной деятельности социальных работников и социальных педагогов составлял только 15 процентов, а доля работы в общине была еще меньше — лишь 11 процентов, в то время как индивидуальная социальная помощь составляла три четверти объема всей работы. Тем не менее, несмотря на некоторое перераспределение приоритетов, в целом принципиальных изменений в использовании классических методов еще не произошло.