Методы, средства и формы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

1.Методы воспитания………………………………………………………………………………........4
1.2 Классификация методов воспитания………………………………………………..........6
1.3 Характеристика методов воспитания………………………………………………..........8
2. Средства воспитания…………………………………………………………………………...........11
3. Формы воспитания……………………………………………………………………………….........13

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….........3
1.Методы воспитания………………………………………………………………………………........4
1.2 Классификация методов воспитания………………………………………………..........6
1.3 Характеристика методов воспитания………………………………………………..........8
2. Средства воспитания…………………………………………………………………………...........11
3. Формы воспитания……………………………………………………………………………….........13
Заключение..........................................................................................................16
Список использованных источников……………………………………………………............17

Файлы: 1 файл

Контроша по педагогике.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«МОГИЛЕВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.А.Кулешова»

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

 

Методы, средства и формы воспитания

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      

 

 

                                                                                  Выполнила студентка

                                                                              факультета ПиПД

                                                                                   2 курса группы СР-21

                                                                                   ______Е.М.Кравцова

                                                                                  «__»__________20__г.

                                                                                  Проверил:

                                                                                  старший преподаватель

                                                                                    ________С.В.Спирин

                                                                                 «__»__________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………….........3

1.Методы воспитания………………………………………………………………………………........4

1.2 Классификация  методов воспитания………………………………………………..........6

1.3 Характеристика  методов воспитания………………………………………………..........8

2. Средства  воспитания…………………………………………………………………………...........11

3. Формы воспитания……………………………………………………………………………….........13

Заключение..........................................................................................................16

Список использованных источников……………………………………………………............17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы воспитания и  обучения неразрывно связаны, поскольку  данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного  влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации  процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с  целью объяснения их сущности. 
         Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. «Никто не становится хорошим человеком случайно» 
Платон. На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.

          Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. 
          Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

 

 

 

 

1.Методы воспитания

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод воспитания определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка. Например, И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания — это совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования [1, c.128].

Да, профессиональный педагог  воздействует на воспитанников, и притом главным образом организуя различные  виды развивающей деятельности, общение, интересную содержательную жизнь детей  и работающих с ними взрослых. При  этом в разнообразной воспитательной работе с детьми педагог может  и жестко потребовать подчинения принятым нормам поведения, и страстно убеждать, спорить, доказывать свою правоту, и вести за собой своим собственным  примером, и осудить неверное поведение, поступок ученика. Мы назвали здесь  почти все наиболее известные  методы воспитания, точнее, внеурочной воспитательной работы с детьми в  образовательных учреждениях: вовлечение в деятельность (упражнение), убеждение, пример, требование, наказание.

Уточним, что специалисты  различают методы воспитания и методы внеурочной воспитательной работы. Вслед  за Ю. К. Бабанским ряд ученых рассматривают обучение и воспитание как единый процесс — целостный педагогический процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно анализируются отдельно в дидактике и в теории воспитания [2, с.85]. Для объединения методов есть определенные основания, хотя эти же специалисты, говоря о процессе воспитания, все же характеризуют методы воспитания как специфические, отличные от обучения методы. При этом подчеркивается, что их лучше называть методами внеурочной воспитательной работы, которую ведут образовательные и воспитательные учреждения.

В науке, кроме методов  воспитания, имеется еще ряд понятий, характеризующих организационно-процессуальную часть воспитания, а именно: прием  воспитания, средства, формы воспитания, а также технология воспитания и  техника, точнее, педагогическая техника.

Прием воспитания обычно характеризуют  как составную часть метода, подчиненную  ему, входящую в его структуру  и употребляемую в конкретной ситуации.

Педагогическая технология (в воспитательной работе) — это  система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих  к запланированным результатам  при организации воспитательной работы с детьми.

Педагогическая техника  — это комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным  внутренним состоянием и внешним  поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными  средствами. Личность педагога во всей ее сложности и своеобразии, а  также его профессиональная техника  часто имеют решающую роль в выборе и реализации метода воспитания. Что получается у одного, может не получиться у другого.

К средствам воспитания относят  сравнительно независимые источники  формирования личности: виды воспитывающей  и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления  духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Некоторые специалисты считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция  учеников и т. д. — это формы  воспитательной работы. Методы — одна из основных категорий воспитания —  характеризуют деятельностную сторону воспитательного процесса. Знание педагогом общей теории, сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

При изучении методов воспитания следует знать еще один термин «методика воспитательной работы»  — это отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая  методы и формы организации воспитательной работы. Начало методике воспитания положил  А. С. Макаренко своей блестящей  работой «Методика организации  воспитательного процесса». Правда, сегодня вместо слов «методика», «методическая  система» чаще говорят «технология».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация  методов воспитания

Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго научной  классификации методов по какому-то одному основанию. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание и их конкретные варианты, разновидности, которые, как мы сказали, иногда называют приемами, формами.

Научная классификация требует, однако, выделения строгих основа-ний, существенных признаков для различения объектов. Поэтому классификация методов способствует их познанию и, во-вторых, их сознательному, эффективному использованию. Но многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между ними и другими категориями затрудняет их классификацию.

Анализ показывает, что  в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования сознания или методами формирования убеждений. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами формирования поведения и организации деятельности. И есть методы, называемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирование поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание).

В основу классификации методов  воспитания и обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, положена концепция деятельности. Согласно ей имеются компоненты в любой деятельности: осознание, организация, стимулирование и контроль. Они, эти составляющие деятельности, их место в структуре процесса воспитания, и явились основанием для выделения четырех групп общих методов целостного педагогического процесса [2, с.87].

Итак, согласно более или  менее разделяемой всеми учеными  классификации методы воспитания в  отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую  систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,

диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,

наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников  — всего того, в основе чего лежат  знания о нормах поведения, о социальных ценностях.

Методы второй группы реализуют  принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для  проявления мужества, справедливости, доброты.

С помощью методов третьей  группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Характеристика  методов воспитания

А. Методы формирования сознания.

Эти методы и по названиям  и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная  их функция — просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они  главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент, источник убеждения — слово, сообщение, информация и обсуждение информации. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение — это словесные методы, сообщение  и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение. В практике занятие, встречу с учениками  и разговор по социально-нравственным проблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может быть монологическим выступлением воспитателя. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. Рассказ и объяснение скорее подходят для младших и средних школьников. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность.

Информация о работе Методы, средства и формы воспитания