Методы, средства и формы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

1.Методы воспитания………………………………………………………………………………........4
1.2 Классификация методов воспитания………………………………………………..........6
1.3 Характеристика методов воспитания………………………………………………..........8
2. Средства воспитания…………………………………………………………………………...........11
3. Формы воспитания……………………………………………………………………………….........13

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….........3
1.Методы воспитания………………………………………………………………………………........4
1.2 Классификация методов воспитания………………………………………………..........6
1.3 Характеристика методов воспитания………………………………………………..........8
2. Средства воспитания…………………………………………………………………………...........11
3. Формы воспитания……………………………………………………………………………….........13
Заключение..........................................................................................................16
Список использованных источников……………………………………………………............17

Файлы: 1 файл

Контроша по педагогике.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

1) формы управления и  самоуправления школьной жизнью  — собрания, линейки, митинги,  часы классных руководителей,  совещания органов самоуправления  и др.;

 2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы  — утренники и вечера, «капустники» и др.

 Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

 В словесно-логических  формах основным средством воздействия  является рациональное слово,  убеждение словом, которое, конечно,  может быть окрашено эмоцией  и вызывать эмоции воспитанников.  К этому типу форм относятся  беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции,  лекции и пр. Главное здесь  — обмен информацией, сообщения  учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип  воспитательного воздействия имеет  место в практике школ всего  мира, хотя методика, техника или  даже технология его проведения  может быть различной, о чем  мы скажем ниже.

 Образно-художественные  формы объединяют в себе такие  дела воспитанников, где главным  средством воздействия являются  совместные переживания, преимущественно  социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные,  глубокие и. облагораживающие  коллективные эмоции, подобные тем,  которые люди испытывают в  театре, на праздниках, митингах  и в аналогичных ситуациях.  Великие педагоги, психологи, деятели  искусства, политики и общественные  деятели хорошо понимали огромную  возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную  силу. Воспитатель должен уметь  обеспечить совместные переживания  воспитанников, благодаря которым  они станут лучше, в таких  формах, как концерт, спектакль,  праздник и т. п.

 В трудовых формах  положительно воздействует на  воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно  полезная деятельность. Это разные  виды работ в школе: от ежедневной  уборки до ремонта школы, разбивки  и устройства сада, парка, организации  фермы, школьного кооператива,  типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

 Игровые (досуговые)  формы работы образуют такой  тип воспитательного воздействия,  в котором главным является  игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

 Особое внимание следует  обратить на психологические  формы работы с учащимися. В  этом типе главным средством  воздействия являются элементы  психологического тренинга, методы  практической психологии, индивидуальной  и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические  упражнения, консультации. Это требует  довольно специальных знаний  и умений воспитателя, что вполне  решаемо: сегодня практической  психологии учат студентов и  учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

 Для успеха дела, использования  разных форм работы с воспитанниками  воспитатель должен осознавать  их скрытые возможности и на  этой основе наиболее оптимально  их организовывать. Следует помнить,  что, как мы уже заметили, почти  любая форма работы имеет в  себе и воздействие словом, и  переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На  этом основании можно выделить  такие обязательные элементы  всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое  и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином  деле. Переживания — это их  эмоциональное восприятие информации  и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это  их совместная друг с другом  и взрослыми деятельность, которая  их обогащает и развивает. Воспитателю  следует помнить об этом, организуя  любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое,  переживать, делать.

 К сожалению, классификации  не охватывают всего многообразия  форм воспитательной работы. В  опыте педагогов появляются новые  формы, часто под влиянием телевидения,  что не всегда можно оценивать  положительно: вряд ли нужно устраивать  конкурс «мисс, мистер школы»  или «любовь с первого взгляда»  в детском летнем лагере. Гарантией  от пошлости здесь должна быть  воспитанность и культура учителя [6, с.146].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате написания контрольной  работы можно подвести следующие  выводы:

1) методы воспитания - способы  воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю  и чувства с целью формирования  у них определенных убеждений  и навыков;

2) существует классификация  методов воспитания, которая, однако составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно;

3) выделяют следующие  методы воспитания: методы формирования  сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы  организации деятельности и формирования  опыта общественного поведения  личности (приучение, метод создания  воспитывающих ситуаций, педагогическое  требование, инструктаж, иллюстрации  и демонстрации); методы стимулирования  и мотивации деятельности и  поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия,  эмоциональное воздействие, поощрение,  наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;

4) форма воспитания - организационная  структура,педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;

5) формы воспитания, как  правило, классифицируются по  количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени  (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная,  трудовая, спортивная, художественная  и др.), по типу форм воспитательной  работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические);

6) средства воспитания  — слабо разработанная педагогическая  категория. Однако актуальность  изучения их в последние пятьдесят  лет возросла, потому что школа  и учение, книга и слово учителя,  родителей перестали быть единственным  источником воздействия на ребенка,  действенными факторами формирования  и развития личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1990. С. 320

2. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. М. 1988

3. Словарь русского языка.  В 4т. М., 1961. Т.4

4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 261

5. Селиванов В.С. Основы  общей педагогики: Теория и методика воспитания. М., 2002. С. 130-140

6. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, С. 144

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы, средства и формы воспитания